Преследование христиан
Представьте себе, какая невероятная ярость бушевала бы в исламском мире, если бы возглавляемое христианами правительство в Хартуме несло ответственность за гибель десятков тысяч суданских мусульман за последние 30 лет. Или если бы в Ираке христианские террористы бросали зажигательные бомбы в мечети во время пятничных молитв. Или если бы девочек-мусульманок в Индонезии похищали по дороге в школу и отрубали им головы за их веру.
Разумеется, о таких ужасах практически невозможно даже подумать. Однако подобные вещи происходили с христианами, которые становились жертвами агрессии со стороны исламистов. Всего два дня назад террорист-смертник врезался в нагруженном взрывчаткой джипе в католическую церковь в Кадуне, на севере Нигерии. Погибли не меньше восьми человек, более ста были ранены. Эта трагедия была по почерку похожа на многочисленные аналогичные теракты, ранее осуществленные крайне кровожадной, воинствующей группировкой «Боко харам» (что примерно переводится как «западное образование греховно»).
В число других проблемных мест входит, например, Египет, который с 1980-х годов из-за притеснений и открытых репрессий покинули 600 000 коптов. Это больше, чем все население Манчестера.
Почему же Запад хронически не обращает на это внимания? Одним из результатов подобного пренебрежения стало преувеличенное мироощущение жертвы, которое беспрепятственно развивается у многих мусульман. Возьмем, скажем, прошедшие в прошлом месяце по всему миру протесты против американского фильма о пророке Мухаммеде. Они вызвали массу споров о законности и границах свободы слова, однако никто не говорил о том, насколько чаще мусульмане оскорбляют христиан – и о том, что это легко сходит им с рук.
Фильм «Невинность мусульман», вызвавший всю эту волну возмущения, справедливо называют мерзостью. Но как насчет сайта «Стражи веры», созданного каирскими экстремистами-салафитами? Среди прочего на нем выложена статья под заголовком «Почему мусульмане превосходят коптов». «Быть мусульманкой, образцы для подражания которой – жены пророка, носившие хиджаб, лучше, чем быть христианкой, образцы для подражания которой – шлюхи, — провозглашает она. — Быть мусульманином, который сражается, чтобы защитить свою честь и свою веру, лучше, чем быть христианином, который крадет, насилует и убивает детей». Подобная пропаганда ненависти влечет за собой соответствующие действия. Неудивительно, что в последний год толпы в Египте поджигают одну церковь за другой.
Истина, которая остается незамеченной за всеми высокопарными тирадами – и которую, следует добавить, мешают заметить шоры, закрывающие глаза многих западных антиклерикалов, – заключается в том, что христиане сейчас страдают больше, чем последователи любой другой религии. Около 200 миллионов христиан (10% от общего числа) сталкиваются с дискриминацией или гонениями, но об этом не принято говорить. В 2010 году я решил написать хронику преследования христиан на разных континентах. Результаты моего исследования, которые я опубликовал в книге «Христианофобия», выглядят еще тревожнее, чем я ожидал.
Абу Хамза (Abu Hamza), организатор терактов 7 июля Мохаммед Сидик Хан (Mohammad Sidique Khan) и прочие известные персонажи могли открыто практиковать свою религию в Британии, однако от Марокко до Пакистана едва ли найдется хоть одна страна, в которой христиане могли бы полностью свободно исповедовать свою веру без каких-либо ограничений. Мусульманам, обращающимся в христианство или в другие религии, в большинстве из этих государств грозят тяжкие наказания. Сейчас существует большой риск того, что церкви практически исчезнут с библейской земли Ближнего Востока.
В других местах христиане также страдают. До того, как Восточный Тимор добился свободы от Индонезии, 100 тысяч мирных жителей-католиков были убиты агентами правительства Сухарто в период между 1970-ми и 1990-ми годами. Несколько месяцев назад верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдул-Азиз бин Абдалла (Abdul Aziz bin Abdullah) официально заявил, что «необходимо уничтожить все церкви» на Аравийском полуострове.
Одна из причин, по которым западная аудитория мало знает об этих религиозных преследованиях в исламском мире, проста: христианская молодежь в Европе и Америке не «радикализуется», а притесняемые христиане не склонны прибегать к террору и насилию. Подобным долготерпением во многом следует гордиться, и оно было бы бесспорным благом, если бы его должным образом признавали. Однако оно стоит намного меньше в условиях, в которых замечать принято лишь шумиху или откровенное насилие.
Проблемы, с которыми сталкиваются христиане, не ограничиваются мусульманским миром. Возьмем Индию, в которой меньшинствам – включая мусульман – угрожают экстремисты-индуисты, считающие монотеистические традиции нежеланными гостями на индийской земле и возмущающиеся тем, что христиане выступают против кастовой системы.
Почему все это имеет значение? Один из очевидных ответов заключается в том, что религия не собирается уходить в прошлое. Как бы кто ни относился к религиозным верованиям, не вызывает сомнения, что секуляризм сейчас отступает — во многом благодаря распространению демократии. Три четверти человечества в настоящее время исповедуют те или иные религиозные убеждения, и, по прогнозам, к середине века доля верующих достигнет 80%.
Эта перспектива не должна нас удивлять. Атеизм питается дурной религией, особенно — фундаментализмом, дешевая догматическая убежденность которого для атеизма крайне выгодна. С другой стороны, неверию намного труднее вытеснить собой поэтичность зрелой религиозной веры, порождающей уверенность в том, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить, так как у нее есть высший смысл.
Религиозные убеждения вдохновляют миллионы людей противодействовать авторитарным режимам, добиваться перехода к демократии, поддерживать права человека и облегчать человеческие страдания. В XX веке религиозные движения помогали бороться с колониальным правлением и устанавливать демократию в Латинской Америке, Восточной Европе, Африке и Азии.
Таким образом, задача – одновременно простая и важная — сейчас заключается в том, чтобы развивать миролюбивые тенденции, лежащие в основе главных мировых религий, и нейтрализовывать извращения основополагающих учений.
То, что я говорю, не следует воспринимать как попытки возбуждать в христианах гордыню. Изрядная часть христианского мира была 70 и 100 лет назад охвачена чудовищным насилием. В Британии перед самым 18 веком человек по имени Томас Эйкенхед (Thomas Aikenhead) был казнен за богохульство. «Невинность мусульман» снял осужденный преступник коптского происхождения.
Преследовать эти средне- и долгосрочные задачи жизненно необходимо. Они критически важны для мира во всем мире. Но развитие межрелигиозных связей не должно отменять попытки говорить правду о нынешней участи христиан и бороться с этой масштабной несправедливостью.
Руперт Шортт – автор книги «Христианофобия: религия под ударом» («Christianophobia: A Faith Under Attack»), опубликованной издательством Rider.