Тайны великих гробов в Кремле
О чём рассказали спасённые реликвии Вознесенского монастыря
Как красились и умирали «первые леди» Руси
Государственный музей-заповедник «Московский Кремль» открыл экспозицию, посвящённую Вознесенскому монастырю. Она размещена прямо над древними погребениями русских государынь. Когда эти великие гробы перенесли сюда, в подвал Архангельского собора, они оказались доступны для учёных. Некрополь постепенно раскрывал свои тайны. Анализ костных тканей погребённых позволил сделать вывод, что эти женщины были озабочены своим внешним видом и пытались улучшить его с помощью подручных косметических средств — красок, применявшихся в иконописи. Они покрывали лицо, шею и руки свинцовыми белилами, румянились киноварью, которая на 2/3 состояла из ртути и на 1/3 из серы. Этим объясняется присутствие в тканях погребённых свинца, ртути, меди, мышьяка. Впрочем, помимо хронических отравлений, выявлены и случаи острых смертельных — у Елены Глинской, Анастасии Романовны, у представительниц рода Старицких, павших жертвами придворных интриг.
А вот исследования содержимого белокаменного саркофага с надписью «Евдокея» дали противоположный результат. Благочестие княгини — основательницы монастыря Евдокии (преподобной Евфросинии) подтверждено отсутствием в её останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав средневековой косметики, — это уникальный случай для кремлёвского некрополя.
Там хоронили русских государынь
Евдокия Дмитриевна — жена великого князя Дмитрия Донского. В 1407 году в основанном ею Вознесенском монастыре великая княгиня заложила белокаменный храм в честь Вознесения Господня, приняла постриг под именем Евфросинии и после смерти была погребена в основанной ею церкви.
Это захоронение у Спасской (Фроловской) башни Кремля положило начало формированию усыпальницы для женской ветви великокняжеской, а потом и царской семьи. На протяжении более трёх столетий Вознесенский собор служил местом упокоения великих княгинь и цариц. Под его сводами были похоронены Софья Палеолог (жена великого князя Ивана III) и Анастасия Романовна (первая жена царя Ивана IV Грозного), Ирина Годунова (жена царя Фёдора Иоанновича) и Наталья Кирилловна (мать императора Петра I). В общей сложности там легли представительницы четырёх правивших домов — Даниловичей, Шуйских, Годуновых и Романовых.
В 1918 году, после переезда советского правительства в Москву, монастырь был закрыт, а в 1929-м последовало решение о его сносе вместе с Чудовым монастырём и Малым Николаевским дворцом.
Предвидя такой оборот, сотрудники Оружейной палаты и Главнауки настояли на изучении обители и обследовании некрополя. На эти работы им выделили всего месяц. Комиссию специалистов возглавлял Николай Николаевич Померанцев. Он организовал архитектурные обмеры и фотографирование монастыря. Историк архитектуры Пётр Максимов зафиксировал внешний вид монастырских построек и захоронений государынь. Эти рисунки сохранились до наших дней.
Тогда же были спасены богослужебные предметы и иконы из монументального шестиярусного иконостаса: Померанцев разместил их в церкви Двенадцати апостолов и в фондах Оружейной палаты.
Когда начали разбирать церковный пол, обнаружилось, что захоронений под ним почти в два раза больше, чем предполагалось. Ценой героических усилий в кратчайшие сроки захоронения были обследованы, а гробницы с останками погружены на телеги и вывезены в подвал под южной пристройкой Архангельского собора. Для этого пришлось взломать фундамент и через образовавшееся отверстие по доскам спускать саркофаги: лестница оказалась слишком узкой.
Именно здесь, в южной пристройке Архангельского собора, и размещена сейчас новая экспозиция.
Что можно теперь увидеть в музее
— Важнейшие из спасённых реликвий связаны с преподобной Евфросинией, — говорит заместитель генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль» доктор искусствоведения Андрей Леонидович Баталов. — Несколько лет назад мы перенесли мощи и саркофаг преподобной Евфросинии в придел святого Уара Архангельского собора. Это был первый этап программы по восстановлению памяти о Вознесенском монастыре. В новой экспозиции — её монашеский кожаный пояс с тиснёными изображениями двунадесятых праздников. Одна витрина отдана вкладам великих княгинь, цариц и представительниц важнейших российских родов. Здесь размещён великолепный покров с образом Богоматери «Одигитрия», созданный по заказу великой княгини, позже — инокини Домники Мстиславской, жены Фёдора Мстиславского. Ещё одно пожертвование — от инокини Марфы, матери Михаила Романова: шитая икона «Богоматерь Фёдоровская». Другая витрина содержит святыни, связанные с алтарём собора: иконы, драгоценные богослужебные сосуды, запрестольный крест — как память о восстановлении обители после разграбления наполеоновской армией. В разорённой Москве по копеечке собирали деньги на его создание.
Вознесенская обитель — один из двух монастырей в Кремле, которые президент Владимир Путин предложил восстановить.
Елена Литовченко