Епископ Иосиф Вашингтонский. Лучше поздно, чем никогда
Годовщина кончины Преосвященнейшего Епископа Григория (Граббе)
7 Октября 2011 исполнилась 16 – годовщина кончины Преосвященнейшего Епископа Григория (Граббе), до монашества – Протопресвитер Георгий.
Здесь невольно вспоминаются слова знаменитой (все русские поговорки знаменитые) русской поговорки: «Что имеем, не храним, потерявши плачем» и вот эта поговорка больше всего подходит нам, в наше трудное время, вспоминая Владыку Григория и его труды для Русской Церкви.
В духовном отношении можно иметь два подхода к разным личностям: внешний и внутренний. Самый популярный – это если человек улыбается, внешне приветливый и внешне разговорчивый – это всем нравится. Этот подход у святых Отцов Церкви не особенно рекомендуется и даже не поощряется. Мало кто обращает внимание на невидимую сторону, на духовную сторону человека. Ведь таким внешнем подходом многие из нас попадали в «ловушку» т.к. этим пользуются многие недобросовестные и преступные люди. Мы обычно узнаем об этом уже поздно.
А вот если посмотреть на невидимую, духовную сторону, личности, это будет, может медленнее в начале, но скорее в конце может предотвратить печальный конец своей доли, а иногда и других предотвратит попасть в «ловушк» от неправильного познания человека.
Вот этот второй способ и стоит применить к блаженной памяти Владыки Григорию посмотреть на него с духовной точки зрения, с духовной стороны.
Ведь сколько грязи на него, его семью и его сына – Епископа Антония, было вылито. Последнее для того, чтоб как-то очернить Епископа Григория - Секретаря ТРЕХ Первоиерархов РПЦЗ. Ведь было же за что, если такие великие Митрополиты как Владыка Антоний, Вл. Анастасий и Св. Вл. Филарет, которые все ценили его труды и знания и опыт, – значит, было за что, ведь если б Митрополит Виталий оставил его при себе, то вполне возможно, что и злополучной унии с МП-КГБ не было! Ведь Митрополит Виталий остался совершенно один в борьбе с «мраковской» группой (было б правильней назвать «мраковским» КАГАЛОМ), которая под руководством лубянского МП-КГБ-НКВД устроили злосчастную унию.
Итак, возвращаясь назад к приснопамятному Владыке Григорию: он один из первых заметил, что разложение Иерархии РПЦЗ началось около 1986 г. т.е. после смерти Святого Владыки Филарета. Я слышал, что Владыка Филарет подумывал уходить в отставку, т.к. Владыка Лавр не исполнил поручение своего Первоиерарха.
Никто так глубоко не изучал церковных вопросов как Владыки Григорий и все это он делал, для того чтобы помочь Первоиерархам, Синоду и Собору РПЦЗ.
Не даром вся лживая пропаганда МП-КГБ-НКВД, старались очернить его авторитет всеми возможными способами. Епископ Григорий всегда умел возражать и осуществлять дела с чувством такта. Какие небылицы на него придумывали, но он всегда был духовно трезв.
Пока Владыка был в Синоде, то там был порядок и архив был цел, а после его изгнания – хаос. То, что Владыка был изгнан, и как это было сделано, руками и устами покойного Владыки Виталия – это уже отдельная тема. Еще свидетели остались!
Его богословско-исторические труды и докладные записки даже со временем не теряют своей актуальности. Как было бы хорошо иметь его руководство и рекомендации ныне для иерархии и верующих. Его доклады и его письма к Собору Епископов, Синоду и к отдельным Архиереям и лицам отражают такую глубину знаний всех отраслей богословия – даже до сих пор не превзойденных.
Он был один из тех, которые поддерживали идеологию Митрополитов РПЦЗ Антония и Анастасия о том, что бы ни вмешиваться и ни влезать в греческую церковную «чехарду»- т.е. не брать какой-то стороны в их церковных разделениях и в тоже время если нужно и можно помочь – то помогать, конечно, с предельной осторожностью.
К его письменному наследству, кроме четырехтомника и отдельных книг еще нужно присоединить знаменитые ОПОВЕЩЕНИЯ Синода, которые он издавал, когда был назначен директором Отдела Внешних Сношений – давая официальную информацию духовенству и мирянам о церковной жизни РПЦЗ и других событий связанных с церковной жизнью других Церквей и деноминаций.
Вечная память Великому труженику и его помощникам, секретарю трех Митрополитов РПЦЗ – Преосвященнейшему Григорию, Епископу Вашингтонскому и Флоридскому и да упокоит его Господь в Царстве Своем вместе с приснопамятными Первоиерархами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием и с приснопамятной Матушкой Анастасией – его дочерью и помощницей, которая старалась продолжать его дело служению РПЦЗ и не забывать это.
Ноябрь 2011
Приложение:
Биография
Сын графа Павла Николаевича Граббе (брат генерал-лейтенанта Михаила Николаевича Граббе) и брат игумении Магдалины (Граббе), настоятельницы Леснинского монастыря РПЦЗ (Провемон, Франция); правнук Алексея Хомякова[1].
Окончил гимназию в Кисловодске; в 1920 году в эмигрировал в Югославию; с 1923 по 1926 год учился на Богословском факультете Белградского университета.
С августа 1931 года управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах («фактически исполнял обязанности Секретаря Архиерейского Синода»[2]).
В 1935 году был одним из секретарей Совещания, созванного Сербским Патриархом Варнавой, имевшим цель объединить все русские эмигрантские приходы; составил первоначальный проект принятого «Временного Положения об управлении Русской Православной Церковью Заграницей».
В 1944 году переехал в Германию, в Карлсбад, и вывез туда значительную часть архива Архиерейского Синода.
В 1945 году рукоположён в иерея; с 1947 года протоиерей; с 1960 года – протопресвитер, настоятель, затем ключарь синодальной церкви Знамения Божией Матери в Нью-Йорке.
В 1951 году, вместе с митрополитом Анастасием (Грибановским) переехал в Нью-Йорк, США.
С 1967 года состоял консультантом при Архиерейском Синоде РПЦЗ и заведующим отделом внешних сношений.
С 1932 по 1946 год и с 1951 по 1967 год – редактор журнала «Церковная жизнь», органа Архиерейского Синода РПЦЗ.
В 1979 году хиротонисан во епископа Манхеттенского, викария Восточно-Американской епархии.
С 1981 года – епископ Вашингтонский и Флоридский; с 1985 года – на покое.
После краха коммунизма в России, осуждал попытки сближения с Московским Патриархатом; в 1994 году написал письмо митрополиту Виталию (Устинову), где говорил, что отступление от твёрдой позиции приведёт к падению РПЦЗ: «Я был свидетелем и участником славного периода жизни Зарубежной Церкви, а теперь с болью сердца смотрю на то, что считаю бесславным её концом.»[3]
В мае 1995 года посетил Суздаль, юрисдикцию Валентина Русанцова (Российская православная автономная церковь)[4].
Его дочь – публицист Анастасия Георгиевна Шатилова († 2005); сын – епископ РАПЦ Антоний (Граббе); † 2005).
Труды
• Корни церковной смуты. – Белград, 1927. 30 с.
• Алексей Степанович Хомяков. – Варшава: Варшавская синодальная типография, 1929. 74 с.
• Единство и единственность Церкви. – Варшава, 1929. 41 с.
• Англикане и Православная Церковь. – Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 39 с.
• Истинная соборность. – Варшава: Варшавская синодальная типография, 1930. 36 с.
• Культура, прогресс и Церковь. – Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931. 47 с.
• Свобода с христианской точки зрения. – Варшава: Варшавская синодальная типография, 1931.
• Церковь и государство в будущей России. – Белград, 1931. 27 с.
• Единение или раздробление. – Белград, 1932. 16 с.
• Лже-православие на подъеме. – Джорданвилль, 1954. 212 с.
• Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. – Джорданвилль, 1961. 216 с.
• Церковь и ее учение в жизни (Собрание сочинений). – Монтреаль: Т. 1. 1964. 271 с.; Т. 2. 1970. 323 с.
• Книга Правил Святых Апостолов и Вселенских Соборов в трех томах с примечаниями. – Монтреаль: Т. 1. 1971. 188 с.; Т. 2-3. 1974. 330 с.
• The canonical and legal position of the Moscow Patriarchate. – 1971. 54 p.
• Отрицание вместо утверждения. – Джорданвилль, 1971. 24 с.
• Завет святого патриарха. -М., 1996. 340 с.
• Дневник. 1917 год – Кисловодск
- 1917 г. 22 ноября – 31 декабря
- 1918 г. 1 января – 16 Января
- 1918 г. 17 Января – 15 Февраля
- 1918 г. 16 Февраля – 6 Марта
- 1918 г. 7 Марта – 19 Апреля
- 1918 г. 20 Апреля – 11 Июня
- 1918 г. 12 Июня – 8 Июня
- 1918 г. 9 Июня – 1919 г. 4/17 Апреля
- 1929 г. 5/18 Апреля – 1930 г. 22 Марта /7 Апреля
• Русская Церковь перед лицом господствующего зла
http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/luche-posdno.html#more-8939