Первая игумения Леснинского монастыря
Краткое жизнеописание
приснопамятной игумении Екатерины (Ефимовской, 1850-1925),
основательницы Леснинского монастыря
Матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская, (1850-1925), основательница Леонинской обители, выросла в крепкой и благочестивой православной московской семье. Её отец, граф Борис Андреевич Ефимовский, женатый на княжне Хилковой, двадцать три года был Предводителем дворянства Гжатского уезда Смоленской губернии и жил попеременно в своём имении Климентьево и в Москве. Он был не только глубоко верующим православным человеком, но и очень любил Церковь и церковный быт и был большим знатоком богослужения и церковного устава. По большим праздникам дом Ефимовских был полон московского духовенства. Всю свою жизнь Евгения Борисовна не отходила от традиции своей семьи, за исключением очень краткого периода увлечения статьями Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) в ранней молодости.
Первоначальное образование графиня получила от англичанки, много лет прожившей в доме Ефимовских, а потом это образование было дополнено приезжавшими на дом профессорами Московского университета, где Евгения Борисовна в1869 году сдала экзамен для получения университетского диплома по русскому языку и литературе. Она писала стихи и повести для литературных журналов, но вскоре стала изучать святоотеческие труды и писать на богословские темы. В течение жизни Матушка Екатерина создала несколько богословских работ, среди которых наиболее известен труд «О диакониссах первых веков христианства», впервые опубликованный в журнале «Христианин» в 1908 и 1909 годах.
В 1870-е годы семью Ефимовских постигло несчастье - разорение и тяжёлая болезнь отца в провинции, где он нашёл себе службу. Мать уехала к нему, а Евгения Борисовна осталась в Москве с младшей сестрой и поступила учительницей французского языка в Николаевский институт. После кончины отца графиня Ефимовская открыла собственную школу-пансион, где старалась применить педагогические идеи славянофилов, с которыми она в это время близко сошлась, особенно с семьёй Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886). Впоследствии, в одном из леснинских храмов на стене в алтаре были помешены с соответствующей надписью иконы святых покровителей Алексея Степановича Хомякова (1801-1860),Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856), Ивана и Константина Сергеевича (1817-1860) Аксаковых.
В 1877 году графиня Ефимовская сильно обожгла ногу и была вынуждена закрыть пансион. Она долго болела, а затем уехала в Европу - сначала во Францию, где посетила Ивана Сергеевича Тургенева(1818-1883), а потом в Англию. Вернувшись из-за границы в Россию в 1880-е годы, Евгения Борисовна служила в Екатерининском Институте в Петербурге, работала в женском епархиальном училище при Великобудищском монастыре в Полтавской губернии и преподавала в православной народной школе Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), известного славянофила - педагога и общественного деятеля. До того, как создать свою образцовую сельскую школу, Рачинский заведовал кафедрой ботаники в Московском университете и был неофициальным редактором «Русского Вестника». Выйдя в отставку в 1872 году, он поселился в своём имении Татево, где занялся православной педагогической и публицистической деятельностью, пропагандируя народное образование в церковном духе. Опыт, полученный графиней Ефимовской в Татево, позднее нашёл широкое применение в леснинских школах.
Девятнадцатого октября 1885 года, по приглашению Высокопреосвященнейшего Леонтия, архиепископа Холмского и Варшавского (Иван Алексеевич Лебединский, 1822-1893, с 1891 митрополит Московский), Евгения Борисовна прибыла в село Лесна Яновского уезда Седлецкой губернии, где стала настоятельницей созданной ею православной женской общины. Прежде, чем согласиться на приглашение Владыки Леонтия, графиня Ефимовская посетила оптинского иеромонаха, старца Амвросия (Александр Михайлович Гренков, 1812-1891), потому что не решалась без благословения браться за исполнение смелого замысла - создать «деятельный монастырь», то есть такой, который вёл бы широкую просветительскую деятельность, строил бы школы, больницы, приюты, где работали бы сестры. Старец благословение дал: «Новый монастырь – по-новому и устрой». Благословение на создание общины в Лесне дал и кронштадтский протоиерей Иоанн (Иван Ильич Сергиев, 1829-1908). Роль св. прав. Иоанна Кронштадского и прп. Амвросия Оптинского в истории обители не ограничивается благословением на её создание.
Прп. Амвросий Оптинский, опытный руководитель женским монашеским подвигом, составил для леснинских сестёр келейное правило. Св. прав. Иоанн Кронштадский с первых дней существования обители постоянно оказывал помощь в становлении монастыря - и духовную, и финансовую. Особенно тронула сестёр забота Батюшки, провидчески создавшего возможность приютить их в Свято-Иоанновском монастыре во время Первой мировой войны своими настойчивыми просьбами «прибавить построечек» для «лесняночек», высказанными ещё в 1902 году, задолго до войны и революции. Кроме того, Батюшка Иоанн благословил одну из своих духовных дочерей, почётную гражданку Петербурга Пелагию Ивановну Поршневу, пожертвовать землю для Леснинского подворья на набережной Чёрной речки, у Новой деревни.
В 1889 году община была официально признана первоклассным женским монастырём, получившимназвание Леснинского Богородицкого, а графиня Ефимовская, принявшая монашеский постриг с именем Екатерина, была назначена его игуменией. Помимо управления «деятельным монастырём», что включало руководство духовной жизнью сестёр и приютских детей, строительство храмов, школ и жилых помещений, сельскохозяйственное и промышленное производство при монастыре, а также благотворительность, образование и медицинскую помощь населению, Матушка Игумения способствовала созданию новых монастырей и писала богословские труды. В эти годы епархиальныйВестник часто писал о монастыре: «Благодаря неутомимой энергии и особой заботливости игумении Екатерины, центром распространения православия в Подляшье, Полесье, Холмской н Забужской Руси сделался Леснинский монастырь, куда дважды в год стекаются десятки тысяч русских людей, чтобы слиться под покровом Божией Матери в единую великую молитвенно настроенную русскую семью». Обитель часто посещали архиереи, а также представители местных светских властей, ежегодно на престольный праздник приезжал Владимир Карлович Саблер (1847-1929), член Государственного совета и обер-прокурор Святейшего Синода. Свят. Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси (Василий Иванович Белавин, 1865-І925), в свою бытность ректором Холмской семинарии, по приглашению Матушки Игумении, участвовал в богослужении в леснинских храмах, а также совершал постриг сестер в рясофор и малую схиму. В 1899 году монастырь посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Обитель пользовалась исключительным вниманием и покровительством Государя и Государыни, которые дважды посетили монастырь. В память о паломничестве Царственной Семьи в Лесну в 1900 году Матушка Екатерина построила часовню в городе Бела Седлецкой губернии.
В 1907 году, по ходатайству Матушки Екатерины, которая перенесла ампутацию ноги и желала уйти па покой, игуменией была назначена казначея Нина (дочь председателя Виленского окружного суда Наталия Григорьевна Коссаковская, +1949), но обстоятельства сложились так, что монастырём пришлось управлять вдвоём. Во время Первой мировой и Гражданской войн монастырь пережил несколько спешных эвакуаций: сначала в Петербург в 1915 г., затем в Бессарабию в 1917 г., оттуда - в Сербию в1921 г.: на барже по Дунаю в Белград, а затем в Хопово. где Матушка Екатерина руководила духовной жизнью сестёр, писала на богословские темы и выступала с докладами на съездах православной молодёжи. В 1923 году обитель в Хопово неожиданно посетил король Александр I Карагеоргиевич(1888-1934), покровитель Белой русской эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Окончивший в 1904 году Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, Александр был верховным главнокомандующим сербской армии во время Первой мировой войны и был награждён российским императорским орденом Святого Георгия. Убийство Александра в Марселе в 1934 году болгарским террористом послужило толчком к началу Второй мировой войны). Под колокольный звон он был торжественно встречен сестрами во главе с Матушкой Екатериной и духовенством. В сентябре 1925 года в Хоповском монастыре проходил Общеевропейский съезд и конференция русской студенческой молодёжи, и участники съезда надолго запомнили любовь и смирение Матушки, а также её горячее участие и живой интерес ко всему происходящему на съезде. По воспоминаниям архиепископа Чикагского и Дейтройтского Серафима (Леонид Георгиевич Иванов, 1897-1987), «у многих участников конференции именно в Хопово созрело окончательно решение посвятить свою жизнь служению Церкви». Вскоре после этого съезда, 18/31 октября 1925 года, Матушка скончалась и была похоронена в Хопово.
Леснинские сестры оставались в Хопово до 1943 года, когда в ночь на Благовещение сербские партизаны-коммунисты ограбили монастырь, а в среду на Страстной - подожгли. Сгорели все монастырские здания, кроме храма, и сестры некоторое время жили в православных семьях в соседнем селе, потом эвакуировались в Белград, а в 1950 году покинули Югославию.
В 1984 году ахимандрит Досифей (Мильков) из монастыря Гргетег, давний почитатель Матушки Екатерины, добился разрешения восстановить надгробие на её могиле, но Хоповский монастырь со времени поджога был в запустении, и могилу Матушки пришлось искать. В поисках помогала настоятельница Хоповского монастыря с 1968 но 1987 год, игумения Мария, которая в 1923-1925 годах была хоповской послушницей, и местные жители, знавшие монастырь до разорения. Могилу нашли, обрели гроб и в нём - нетленное тело Матушки Екатерины, которое погребли заново, потому что не имели благословения на открытие мощей. В 1985 году архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Андрей Юрьевич Бартошевич, +1993) посетил Хопово, где он часто бывал в детстве и где похоронены его мать и сестра, и за свой счёт установил мраморное надгробие над могилойпервой игумении Леснинского монастыря.