РЕПОРТАЖ: Не убоявшиеся обличить Патриарха.
РЕПОРТАЖ: Не убоявшиеся обличить Патриарха. Храм Ижевских Отцов переехал во второй раз – гонения на их общину не ослабевают.
Жизнь общины протоиерея Сергия Кондакова, священника Александра Малых и протоиерея Михаила Карпеева – тех самых легендарных Ижевских Отцов, которых изгнали из храма святителя Николая в селе Завьялово и из своих приходов, - сумел воочию наблюдать корреспондент «Портала-Credo.Ru» спустя почти два года после ее «минуты славы». Как помнят многие читатели Портала, 27 марта 2011 года ижевские отцы выступили с громким видеобращением, предложив Патриарху Кириллу (Гундяеву) покаяться.
В январе 2013 г. три исповедника вновь обратились к людям, поскольку их стали выселять даже из здания бывшей колхозной конторы, где в актовом зале они обустроили временную церковь в изгнании.
На этот раз непосредственно перед Рождеством от них потребовали выселяться под предлогом того, что в здании начнется строительство детского сада. Но после выселения строительство так и не началось. И вновь усилиями общины за один день (Рождество отложить невозможно!) был создан второй «походный храм», недалеко от прежнего, в каком-то очередном кирпичном «сарае». Его успели оборудовать, отгородив внутри большое помещение, которое отапливается, где разместили алтарь, иконы – все как в обычных церквах. Но в отличие от них, чаще всего пустующих, зал «походного храма» регулярно до отказа заполняется людьми самых разных возрастов – от маленьких детей до глубоких стариков, приезжают даже люди на инвалидных колясках. И дух радости и сплоченности, духовного родства запечатлен на лицах прихожан, несмотря на гонения.
И мне подумалось: храм, церковь - это не здание, которое может построить кто угодно, а сами люди, сама община, «построить» которую может только настоящий пастырь, которого любят его духовные дети. И никакими государственными указами, никакими «постройками 600 храмов» этого добиться невозможно. А гонения, как ни странно, вызывают обратный результат – сплочение людей. Как сказал нам о. Сергий, община только увеличилась после гонений, многие люди поддержали Ижевских Отцов, и это не только жители села Завьялово.
На службе в храме бросались в глаза несколько людей в монашеских одеждах. Как потом рассказал один из монахов, в приходе есть много желающих принять монашеский постриг. Монастыря у общины пока нет, однако, кроме села Завьялово, в Удмуртии появилось еще несколько приходов, которые окормляют священники, находящиеся под омофором Митрополита РПЦЗ(А) Агафангела (Пашковского). Хотя в будущем они мечтают построить собственный «настоящий» храм на Завьяловской земле.
После службы мы отправились в трапезную, где нас гостеприимно накормили. Трапезная пока находится в том же здании, где был прежний «походный храм». За чаем мы стали беседовать о жизни общины, о вопросах веры, о «сергианской» и «католической» ересях РПЦ МП. По поводу последнего о. Сергий сказал, что он не «демонизирует» католиков, хотя и выступает против экуменизма. Для него неприемлема жесткая церковная вертикаль, уподобляемая им католицизму, которую сейчас выстраивает Кирилл - некий «восточный папизм». Протоиерей призывает дать общинам больше самоуправления. О. Сергий также выступил и против «сергианства», сращения Церкви и КГБ-ФСБ, произошедшего в годы коммунистической диктатуры. Реакция РПЦ МП пару лет назад на довольно корректное обращение Ижевских Отцов показала, что все эти проблемы в официальной Церкви процветают.
Сами себя они не называют ни «раскольниками», ни «революционерами». О. Сергий говорит, что среди его прихожан есть и члены правящей партии. И еще, они очень не хотят, чтобы их «политизировали», они хотят, чтобы им просто не мешали жить, служить… Раскольниками же ижевцы считают патриархию, которая отделила от себя тех, кто стремится к традиционным православным и христианским евангельским ценностям.
Мне показалось, что для о. Сергия не слишком важны тонкости резличий между юрисдикциями ИПЦ. «Когда-нибудь, - говорит он, - с Божией помощью православному народу России удастся собрать настоящий Поместный Собор Российской Православной Церкви, где будут представлены все «осколки», все ветви Церкви. И где не будет споров, соблюдать нам каноны или не соблюдать – нас должно объединить Евангелие и святые Апостольские правила. Очень хотелось бы, чтобы все осколки Русской Зарубежной Церкви отбросили все мелочные обвинения и постарались бы сесть за круглый стол».
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное…».
Анна Домбровская,
для «Портала-Credo.Ru»
Оригинал статьи здесь