Свято-Троицкий монастырь. ДЖОРДАНВИЛЛЬ
Воспоминания Г.М. Солдатова
«Ты брат Георгий садись в машину, набери в колонке бензина и поезжай по этой дороге, когда доедешь до перекрестка, то там после сарая поворачивай по дороге налево; это где-то там, не помню слева или справа, но доедешь где на поле поломанные автомашины или может быть какая-то мастерская; не смущайся этим и не поворачивай назад - езжай вперед, пока не доедешь до Могавка, а там смотри не переезжай главную дорогу в Геркимер, а поворачивай налево, до большого здания, не то банк не то суд или почта. Там ты развернешься и, поставив машину, увидишь библиотеку, но она нам не нужна. Нам нужен магазин, обслуживающий фермеров. Там ты купишь три ящика банок для меда, и затем не забудь последний выпуск журнала о пчёлах, также не забудь 20 рамок для сот».
Приблизительно такого содержания я получил инструкцию от о. Геласия (Митусова,1890-1966). За все годы пребывания в монастыре и в последствие меня не ужалила ни одна пчела, и я ему этим обязан. Когда я впервые получил послушание на пасеку то о. Геласий первым делом «познакомил» меня с пчёлками. Знакомство заключалось в его указании: «Если к тебе ласкается котенок или щенок, то разве ты его будешь отпихивать от себя ботинком? Так почему же люди обижают пчёлок, махая на них руками? Пчёлки думают, что их хотят обидеть! Ведь они интересуются, что ты за человек, тем более, если ты не был раньше на пасеке. Пчела любопытная и хочет ласки! Она садится на тебя и не хочет тебя обижать, а только понюхать и осмотреться кругом. Ты с ней поговори. Ты на неё не махай руками, а подуй на неё и она улетит».
Утром перед началом работы о. Геласий всегда молился о том, чтобы в монастыре все насельники были здоровы, и чтобы пасеку не постигло какое либо несчастье, чтобы пчёл никто не обидел, и не пришла бы к ним болезнь. В монастыре было три пасеки, которыми заведовали отцы Геласий и Иннокентий (Петров), и отец и сын Тарнопольские.
После такого наставления о. Геласий дал мне ведерко и сказал, чтобы я налил по баночкам воду для пчёл. «Пчёлки, сказал он, по нюху будут после этого тебя знать – что ты их друг; весной, когда еще мало на полях цветов, то пчёлам необходимо помогать с кормом и они, зная тебя, будут к тебе ласкаться». О. Геласий относился внимательно к пчёлам, выпустив их из подвала, где они были всю зиму. Он их подкармливал мёдом и сахарной свеклой, разбавляя водой. «Это наши друзья, - говорил он - они нас кормят и к ним нужно относиться с любовью, а не так как фермеры, оставляя пчёл замерзать на зиму, а весной начинать новые рои. Это не по Божески к пчелам, и не честно к людям. Чтобы было больше мёду, дают им мешки сахару и другой еды. А нас в монастыре чистый мёд. Вот в начале лета у нас горчичный мед, потом другие и всё нам приносят наши друзья-пчёлки».
В первую же неделю после моего приезда летом 1957 года в монастырь меня назначили на послушание к о. Нектарию (Чернобылю) на огороды собирать малину. Последний раз мне посчастливилось быть с архимандритом Нектарием далеко от нашего монастыря в Иерусалиме, куда меня на три месяца послала РПЦЗ на послушание в 1999 году. Многие монашествующие Свято-Троицкого монастыря оказали влияние на мою последующую жизнь, но более всех отцы Константин (Зайцев), Нектарий, Иосиф (Колос), Геласий и Владимир (Сухобок). Они отличались во многом друг от друга, и мне хотелось бы рассказать о них как о монашествующих, дававших другим пример для подражания в жизни христианина.
Свято-Троицкий Монастырь был маяком не только для русских верующих. Познакомиться с жизнью его насельников приезжали из далека духовные лица, различных христианских вероисповеданий. Они поражались тем, что когда все выходили на работы, то это было «все» включая и самого настоятеля монастыря, архиепископа Виталия (Максименко), которого видели с лопатой, граблями или вилами на полях или на различных монастырских работах. Основателя-строителя монастыря о. Пантелеймона (Нижника) почти каждый день можно было видеть на работах с трактором, или с моторами для перекачки воды из озер и т. д. Католические монахи бенедиктинского ордена и духовные лица пресвитерианцев часто приезжали в монастырь, чтобы познакомиться, как они говорили «с забытым уставом монашества». Их и многих паломников поражало, что все трудовые послушания в монастыре проводились как будто бы без руководства начальства. Нужно отметить, что некоторые из трудников были с высшим образованием, как например о. Никодим (Соммеринг) бывший инженером или о. Нектарий агрономом, несколько были офицерами.
Все насельники монастыря, монашествующие и послушники (когда семинарией руководил архиепископ Виталий, то все учащиеся были послушниками) исполняли по расписанию послушания. Многие имели по несколько обязанностей в монастыре. Когда они оканчивали одну из работ, принимались за другую, смотрели, чем нужно помочь другому, или сами находили, что необходимо сделать. Поэтому вся жизнь проходила в работе «как часы»: В 4.30 подъем, в 5 часов полунощница и утренняя молитва, в 6 часов Божественная Литургия, от 4-х до 6.30 вечерня, утреня и малое повечерие кончаясь в 7 часов каноном и молитвами на сон грядущий.
Утром на полунощнице присутствовали все насельники, а затем, - завися от послушания, - служба в храме и на клиросе, на кухне, в коровнике и на различных работах требовавших непременного присутствия.
В монастыре были свои мастерские. Отец Мефодий занимался техникой, переплетной руководил о. Нектарий, иконописной отцы Киприан (Пыжов) и Алипий (Гаманович), швейной о. Филарет (Писарик), столярной о. Нил, коровником (60-70 коров и телок) и курами о. Иов, огородами о. Нектарий, работами на полях отцы Иов, Мефодий и Флор, пекарней отцы Никодим, Сергий (Ромберг) и Федор, канцелярией управляли отцы Лавр (Шкурла) и Владимир, печатными работами – отцы Сергий, Антоний (Ямщиков) и Игнатий (Трепачко), медицинской помощью врач И. М. Андреевский и о. Сергий, редакцией журнала «Православная Русь» – о. Константин, библиотекой – о. Владимир и С. М. Иванов, на кладбище работы проводили отцы Иов и Флор, клумбами и цветами заведовал брат Евгений. Были также парикмахер и изготовитель кваса. Во всех работах участвовали послушники и семинаристы. В типографии и в канцелярии почти всегда работы велись до 10 вечера и даже позднее. Благочинный – о. Киприан делал по монастырю наряды на работы, службу в храме, чтение и т. д. Хором управляли: левым клиросом о. Иосиф, а правым о. Нектарий. Многие духовные лица, кроме работ по монастырю, читали лекции в семинарии.
Все трудились во славу Божию как пчёлы, не избегая любой работы. Каждый монашествующий давал пример другим - в особенности приезжавшим новичкам. Не следует однако предполагать, что они не были знакомы с тем, что происходило вне монастыря. Они прекрасно знали, что люди всё дальше уходили от религии, и они о них молились. В монастыре порою проводились доклады, на которые приходили все желающие. Никогда не забуду один из них, сделанный изобретателем вертолёта Игорем Сикорским, о возможности полетов на другие планеты.
Однажды я был назначен собирать с о. Нектарием малину. Кусты росли на высоких рамах, и ягоды собирались легко. Начав сбор, я с опаской посматривал на о. Нектария и клал все ягоды в ведерко. Вдруг он, обращаясь ко мне, строго говорит: «Ты как собираешь ягоды?» Ну, подумал я – наверно работаю медленно, а он смотрит на меня и, улыбаясь, говорит: «Нужно одну в ведро, а другую в рот». Ну, хорошо думаю, не ругает меня – слава Богу! А он продолжает разговор: «Вот ты положил в рот ягоду. А говорить неправду, это все равно как есть ягоды малины: за одной съешь другую, а затем третью и т. д. и кончишь, съев все ягоды с куста. Так и с ложью – начнешь с малой незаметной, а потом, привыкши, станешь рабом неправды. Разве ты хочешь быть рабом неправды? Вот ты жил в миру, видел много неправды, а здесь ты научишься жить и работать по христиански. Научишься, как делать прививки фруктовым деревьям. Мы в прошлом году отправили несколько вагонов яблок на продажу – вон видишь там за озерами наши сады. Мы также заготавливаем на зиму в банках овощи, а огурцы в кадках держим в озере». Прожив в монастыре несколько лет, я не слышал от монашествующих или послушников ни разу обмана, но помню к себе их доброе отношение, даже когда я этого не заслуживал.
Такими были насельники монастыря при архиепископах Виталии (+ 1960) и затем Аверкии (+ 1976), после которого настоятелем стал Лавр, допустивший с архиепископом Марком в монастырь и семинарию белоручек из СССР считавших ниже своего достоинства исполнять черную работу. Они наполнили монастырь и семинарию выходцами из СССР, а эти нежнолапки не желали исполнять даже легкие работы и поэтому понемногу закрылись в монастыре сельскохозяйственное и молочное хозяйства, да и почти все мастерские. По этой причине, новые насельники Джорданвилля лишены возможности ознакомиться с той духовной и трудовой жизнью, которой там жили прежде.