64-я годовщина со дня основания Княжевского Покровского женского монастыря в Старостильной Болгарии
3/16 мая 2014 г. Старостильная Болгария отпраздновала 64-ю годовщину со дня основания Свято-Покровского женского монастыря в с. Княжево.
"В августе 2000 года Господь сподобил меня посетить Покровский Княжевский женский монастырь, находящийся в предместье Софии в Болгарии. Этот монастырь был основан по благословению архиепископа Серафима (Соболева) Ольгой Ливен (ныне здравствующая игумения Серафима) и Надеждой Ястребовой (впоследствии монахиня Серафима; +1998 г.). В 1968 г. в Болгарской Православной Церкви был введен новый календарный стиль. Клир и сестры Княжевского монастыря остались верны завету уже почившего к тому времени владыки Серафима — не принимать новый стиль, — и прекратили общение с официальными представителями БПЦ. В настоящее время Княжевский монастырь является центром Старостильной Болгарской Церкви, которую возглавляет Преосвященный Епископ Фотий Триадицкий.
Монастырь произвел на меня неизгладимое впечатление не только своей верностью истинному Православию, но и аскетическим устроением жизни. Отличительной и очень редкой в наше время чертой жизни Покровского монастыря является то, что сестры ежедневно приносят игумении исповедание помыслов. Это, а также принцип жительства по строгому послушанию является залогом духовного здоровья и преуспеяния сестер Покровской обители. Насельницы обители не разделены на группировки; все они составляют единую христианскую семью. Безусловно, сердцем монастыря является его многомудрая и смиренная матушка игумения. Поистине побывав в Княжево убеждаешься, что благочестие и истинная вера — неразделимы.
Матушка оказывает паломникам духовное гостеприимство. Она не любит тратить время на праздные разговоры, не касается и таких тем, как высокие молитвенные состояния, но с радостью делится своим опытом о том, как нужно бороться со страстями и каяться во грехах.
Во многочасовых беседах со мной мать Серафима уделяла особенное внимания теме верности неповрежденному Православию в наши апостасийные времена. Наряду с этим она подчеркивала, что крайности и страстность в деле отстаивания церковной истины — недопустимы. В связи с тем, что в 2001 году празднование Пасхи совпадает у православных, католиков и протестантов, мать Серафима высказывала справедливые предположения, что этим попытаются воспользоваться экуменисты для совместных молитв с инославными; что, конечно, недопустимо.
Я спросил мать Серафиму в чем она видит главную угрозу нового календаря и новой пасхалии. На это она ответила, что главная причина противостояния старостильников заключается в понимании того, что отступление от традиционных календаря и пасхалии есть этапы апостасии; что за этими шагами последуют новые, — и все сие в конечном итоге приведет к принятию антихриста и его лже-церкви, как Церкви истинной. Кроме того, игумения Серафима подчеркнула, что православная пасхалия была утверждена Вселенским Собором, поэтому и изменить ее могла бы только равная церковная инстанция. А то, что произошло в XX веке в связи с переходом части Православной Церкви на новый календарный стиль (а Финской Церкви и на новую пасхалию) нельзя назвать иначе, как намеренным расколом православных. В настоящее время игумения Серафима очень обезпокоена возможностью новых расколов в среде православных, особенно в среде тех, кто противостоит экуменизму и модернизму. По этому поводу она говорила в ходе нашей беседы: "Лишь бы держать единство и чистоту веры. Мы должны терпеть друг друга".
Мать Серафима просила, чтобы на страницах "Православной Руси" в 2001 году появились публикации, в которых был бы представлен традиционно-православный взгляд на григорианский календарь и западную пасхалию. Считая полезным для читателей предложенную матерью Серафимой тему редакция решила опубликовать выше напечатанную статью. Эта статья интересна также тем, что впервые она появилась на страницах журнала "Голос пастыря", который издавал епископ Феодосий Сан-Паульский (РПЦЗ) в Бразилии. В оригинале статья озаглавлена: "О новом и старом стиле или календаре."
Авторство данной статьи определить весьма затруднительно. Возможно, что ее написал какой-либо ревнитель православных пасхалии и календаря, живущий в русском зарубежье. Однако, в связи с подписью под статьей "Е. И." приходит на память имя известного борца против календарно-пасхальных нововведений, епископа Иннокентия Ладожского (Тихонов). Владыка Иннокентий поддерживал из России валаамских старостильников во время календарно-пасхальной смуты в Финляндии. Его обращение к валаамским инокам было помещено в 1926 году, в официальном печатном органе РПЦЗ "Церковные ведомости" (№№23, 24). Епископ Иннокентий был расстрелян в 1937 году. Вечная ему память.
Конечно, в начале 1930-х годов, когда была написана сия статья, связь с церковной эмиграцией из России была фактически невозможна. Поэтому вопрос об авторстве статьи остается открытым".
инок Всеволод, сотрудник редакции; Библиотека газеты "Златоуст"