Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Слово митрополита Филарета (Вознесенского)
Из евангельского повествования о том, как совершилось преславное событие благовещения Божией Матери знаем, что в ответ на благовестие Архангела Гавриила, о том, что Ей предназначено соделаться Матерью воплощенного Бога Слова, Преблагословенная Дева смиренно ответила: "се раба Господня. Буди мне по глаголу твоему", совершенно предавая себя в волю Господню.
Но вот, Она у праведной Елизаветы. И праведная Елизавета, в первый раз именует Ее тем названием, каким потом будут ублажать Ее миллионы и миллиарды верующих людей. Праведная Елизавета говорит: "Откуда мне сие да прииде Мати Господа моего ко мне", Матер Божия пришла ко мне! И теперь все роды христианские славят Ее, как Божию Матерь.
И вот, наконец, подходит день ее успения. Это был как бы порог к новой жизни, как бы переломный момент в ней. До успения — только смирение, почти безвестность… Много преданий сохранилось о том, как кротка, как смиренна была Она, как никогда не любила выделяться чем бы то ни было. Она была исполнена благодати Духа Святого, как никто другой, однако же, всегда смиряла себя, уклоняясь От всяких почестей. Но вот — наступает ее преславное успение. Является ее Единородный и возлюбленный Сын, и принимает ее светлую душу на Свои святейшие руки.
Успение совершилось… и вскоре после этого, через несколько дней, собравшиеся апостолы вдруг увидели на воздухе, сияющую небесным светом, окруженную благоговейно предстоящими и припадающими ангелами Преблагословенную Деву Марию, уже как Царицу неба и земли. И Она милостиво им обещала, что всегда будет с ними неотлучно.
Началась ее вечная божественная слава, равной которой нет. Никто из земнородных не прославлен, не возвышен, не превознесен так, как Матерь Христа Бога. Когда мы великих угодников Божиих молим о заступлении перед Богом, то просим, чтобы они молили Бога о нас, но к Ней мы обращаемся, как к всемогущей Царице: "Пресвятая Богородице, спаси нас". И Церковь, в нынешний великий и славный день ее торжества говорит о Ней так: "в молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное (верное, неизменное) упование гроб и умёрщвление не удержаста".
Слова "в молитвах неусыпающую Богородицу" — указывают на то, что ее молитва творится беспрестанно — молитва о мире, молитва о нас; мы знаем, что Господь усыновил Ей Иоанна Богослова, великого апостола любви, а в его лице — весь род человеческий. Поэтому, как мы ни грешны и как мы ни недостойны, мы радостно говорим, что Она Матерь рода человеческого, и Небесная Матерь каждого из нас.
Если земная мать, когда ее спросили кого из детей она больше любит, показала на свои пальцы и сказала: "какой палец ни отрежь, одинаково больно", так и небесная Царица и Матерь наша, о каждом из нас болезнует душой, каждому из нас желает спасения вечного, и о всех нас молится.
Не забудем же того, что ее покров божественный покрывает всех нас, и что непрестанно возносится к престолу Божией славы молитва "в молитвах неусыпающей Богородицы…" Аминь.
Преблагословенная Дева Мария, совсем еще юная Дева, глядя своим вдохновенным взором вперед и провидя Свою будущую славу и величие, ответила по вдохновению от Духа Святого, что Господь призрел на смирение рабы Своея, но тут же добавила: "се бо отныне ублажат Мя вси роди" и — далъше — "яко сотвори Мне величие Сильный и Свято Имя Его".
Дальше, Она уже забыла о Себе. Она говорит только о Божием величии, о том, что "милость Его в роды родов, боящимся Его", и дальше в прекрасных, глубоких и поэтических выражениях описывает действия всеблагого промысла Божия, в жизни людей. Но что мы видим в ее дальнейшей жизни?
Она предсказала, что будут ублажать Ее все роды, предсказала, что сотворил Ей величие Сильный, и однако же, мы видим, как верна была Она в земной Своей жизни смирению Своему. Смиреннейший жребий избирает Она во всем. Ведь мы не можем не обратить внимания на то, что в книге Деяний Апостольских, где так много говорится о проповедей великих благовестников Петра и Павла и других Апостолов, о Ней упомянуто только один раз, как будто бы мимоходом, и больше упоминаний о Ней нет. Несомненно, так было по ее личному желанию, быть может по ее прямому повелению св. апостолу Луке, который писал книгу Деяний и который, конечно, много бы о ней написал, если бы ее смирение не воспрепятствовало этому. И вот так, в смиренной доле Своей, Она ожидала конца.
В ее жизни, на ее долю, выпали такие скорби, перед которыми наши скорби кажутся какими-то игрушечными. Чего Ей стоило то, что Она видела и слышала, когда ее Божественного Сына, взбунтовавшиеся жители Назарета повлекли на вершину горы и хотели сбросить Его оттуда, чтобы Он разбился на смерть. Господь тут применил Свою всемогущую силу и удалился невредимым, но Божия Матерь страшно пережила эту опасность Своим Материнским сердцем. Она постоянно видела, какой тяжкий крест несет ее Сын, в каких условиях приходится совершать Свое служение Ему, преследуемому по пятам злобою, завистью и сатанинской ненавистью Его обезумевших врагов. И стояла Она под конец уже у креста Его, когда по грозному предречению Симеона Праведного "оружие проходило ее душу". Дальше светлая радость Его воскресения, но вскоре же разлука с Божественным Сыном, Который вознесся на небо. И хотя Она знала Его слова, что Он пребудет с нами до скончания века, но ее материнское сердце было однако же лишено непосредственного лицезрения возлюбленного Сына на многие годы.