Праздник Рождества Пресвятой Богородицы
СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО)
Всякий раз, когда в году совершается праздник Рождества Пресвятой Богородицы, лично мои воспоминания уходят далеко в прошлое, в самую лучшую жизнь, которая была когда-то до этой кровавой беды, которая обрушилась на русский народ. В детские годы, когда мы учились в школах, в них преподавался Закон Божий. Обыкновенно курс Закона Божьего, Священная история Нового Завета, как раз начинали мы с этого праздника, с повествования о том, как Пречистая Дева Мария явилась в мир для того, чтобы воплотить в Себе Воплощающегося Сына Божия. Церковь поет в этот праздник: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной".
Всякий раз, когда мы слышим церковную молитву, в которой говорится о такой духовной радости, должна человеческая душа проверять себя. "Радость возвести всей вселенной". Мы многому радуемся в мире, но иногда причины нашей радости бывают не достойны христианина. Радуется ли наша душа тогда, когда Церковь нам возвещает ту радость, которую она возвещает всей вселенной? Если душа человеческая радуется о Господе, радуется о цели события Рождества Пресвятой Богородицы, если действительно это есть радость сердца человеческого, то это, как раз то, к чему призывает нас Святая Церковь. Но повторяю, проверяй себя, христианская душа!
Как часто бывает, к сожалению, что земные радости всякого рода радуют нашу душу и сердце, а для духовной радости оно остается каким-то холодным и невосприимчивым. А ведь это как раз указание на то, в каком состоянии, в смысле христианском, находится человеческая душа. Если она радуется, когда радуется Церковь, то блаженна она. Если этого нет, то нужно человеку позаботиться о том, чтобы такое печальное состояние его души как-то отделить от всех других. Удивительно — какой-то стыд, какая-то холодность — и счастье духовное охладевает в душе человека. Иной на исповедь приходит с таким словом вялым и холодным, что от настоящей христианской исповеди это далеко, далеко... Бывает, что человек и приходит, и говорит, что не помнит своих грехов. А когда у него зуб заболит, то он ничего не помнит, кроме своей боли, и не забывает о своей боли. А тут, когда душа болит грехами, он не чувствует, бедный! И вот такая душа, конечно, холодная бывает ко всякой христианской духовной радости. Вот и подумаем, братие, в каком состоянии наша душа находится. Если радость, которая возвещена всей вселенной, и наша личная радость — благо нам. А если этого нет, то нужно молиться Господу, чтобы Господь от этого окаменелого нечувствия, которое бывает у человека, избавил нашу бедную душу и научил нас и печалиться и радоваться так, как подобает христианину. Аминь.