Подготовка к экуменическому "Вселенскому" лжесобору начинается с Ближнего Востока
Это стало важнейшей дискуссией в рамках диалога по более общей теме «Шаги к объединенной церкви: очерк православно-католического видение будущего», тон которой был задан Североамериканской православно-католической духовной консультацией, состоявшейся в Джорджтаунском университете в октябре 2010 года.
Вкратце о рекомендациях, выработанных три года назад. Трудно предсказать, какой станет единая "церковь", говорится в итоговом резюме, но, очевидно, она может иметь следующие особенности.
Патриархаты и автокефальные епископальные "церкви" признают друг друга как части единой "Церкви Христовой", основанные на апостольской преемственности. Члены всех "церквей" смогут участвовать в "таинствах" друг друга, а епископы будут приглашены на Вселенские Соборы, буди они созваны. "Церкви-сестры" также примут участие в общих усилиях по содействию реализации христианского учения в мире.
Роль Римского епископа видится как «первого епископа в мире», но его руководство будет осуществляться в рамках «синодальности и коллегиальности». К слову, о введении «синодальности и коллегиальности» уже сейчас в Римо-католической церкви, если верить некоторым экспертам, говорил папа Римский Франциск как элементе запланированной им реформе Ватикана.
Однако все это пока теория, которая должна быть вначале отработана на практике. Таким полигоном, не исключено, может стать Ближний Восток. Во-первых, христианские общины там пребывают в меньшинстве и потому не имеют (пока) каких-то особых политических амбиций. Во-вторых, есть то, что их сплачивает – угроза «радикального ислама». В-третьих, большинство ближневосточных епископов активно контактируют с Ватиканом, видя в папе Франциска авторитетного посредника.
Процесс, что называется, идет. Так, в ходе конференции «Orientale Lumen» ее участникам было зачитано письмо греко-католического патриарха Антиохии Григория III. Он сообщил о прогрессе в православно-католических отношенияхв регионе, в том числе, формировании межконфессиональных советов церквей в Ираке в 2010 году и Египте в 2013 году. По словам патриарха, ведутся работу по созданию совета церквей в Сирии. А известный ученый-иезуит, архимандрит Роберт Тафт рассказал, что в северной части Сирии уже проходят совместные литургические службы с участием сирийского православного патриарха и местного католического епископа. «Позже я узнал, что православные и католики регулярно ходят друг к другу в церкви, - сказал Роберт Тафт. - Один из них сказал мне: «Отец, здесь мы все одна семья и Бог любит нас».
Возрастающая роль «христианского фактора» начинает оказывать влияние не только на арабскую часть Ближнего Востока, но и тюркскую Турцию. В этом году исполнилось 56 лет со дня взятия османами Мехмета Завоевателя византийского Константинополя. «Тем, кто 29 мая 2013 посетил Стамбул, трудно было не понять, что светский характер праздника исламистским правительством Реджепа Эрдогана был дополнен религиозной составляющей в знак триумфа ислама над христианством, - писали в эти дни исследователь Центра европейских исследований Гарвардского университета Элизабет Продромоу и профессор истории Салемского университета Александрос Киру.
- Осада против турецких христиан продолжается по сей день. Сильнее всего страдают Вселенский патриархат, греческие, армянские и сирийские христианские общины». Добавим также, что критика в адрес Стамбула звучала на упоминавшейся выше конференции «Orientale Lumen». Профессор кафедры семитских языков и литературы Католического университета США Сидни Гриффит отметил, что Турция сегодня – не место для детей-христиан. Он заявил, что турецкие власти закрыли монастырскую детскую школу на границе с Ираком для детей православных сирийцев как незаконную».
Вслед за религиозными лидерами начинают подтягиваться политики. По сообщению американского христианского телеканала CBN News, во время недавних слушаний в Конгрессе США обсуждался вопрос «почему Соединенные Штаты поддерживают экстремистов, которые хотят превратить Сирию в исламское государство». Об этом говорил генеральный директор «Международной организация христианской солидарности» Джон Эйбнер, который давал показания на слушаниях. Он рассказал об итогах поездки в Сирию, где встречался с местными христианами, ставшими жертвами религиозных чисток в Хомсе и Кусейре.
«США должны работать с Россией, чтобы договориться о мире, а не помогать мусульманам-суннитам превратить страну в исламское государство» - подытожил Джон Эйбнер. По итогам слушаний председатель подкомитета по международным делам Конгресса Крис Смит призвал Барака Обаму защитить права сирийских христиан. Отметим, что в последнее время ряд американских конгрессменов и сенаторов также активизировали критику президента США за его поддержку «братьев-мусульман» в Египте. В частности, этому посвятил статью в июльском номере журнала Foreign Policy сенатор от штата Техас Тед Круз.
Ближний Восток – мистическое место для христиан. Отсюда во времена Римской империи расходились апостолы во все страны мира с проповедью Благой вести. Здесь было положено начало единой (забыли упомянуть маленькую деталь - ПРАВОСЛАВНОЙ) Церкви, плоть от плоти связанной с Византийской империей. Христианство объединяло многочисленные земли и народы, пока ислам не вытеснил ее за пределы родного дома. В наше время на Западе все чаще и чаще появляются экспертные мнения, авторы которых констатируют грядущий отказ от Вестфальской системы, закат эпохи национальных государств и возрождение Империй.
Для Ближнего Востока это означает фрагментацию современных стран, которые впоследствии должны будут собраны в некую глобальную имперскую конструкцию. На основе какой идеи это может быть сделано? Вопросы, вопросы. Однако не исключено, что христианство (точнее "христианский" экуменизм) вновь придет на Ближний Восток. В Константинополе или Дамаске под председателем епископа Рима будет созван "Вселенский собор", куда приедут "православные" и католики. И на этом соборе будет объявлено о рождении нового «дивного чудного мира». (уж не во главе ли с антихристом?)