Эта кинолента уже наделала шуму, завоевав шесть премий на “Золотом Орле”, вызвав беспокойный прилив кинокритики и просто обвальное обсуждение на И-нете.
Да еще Денис Алалыкин задал мне вопрос о ней. Парню хочется знать мое отношение к этому фильму. Почему? Представляется, что ответ может быть: а) Алалыкин усмотрел в фильме что-то смущающее его и хотел бы перепроверить, верно ли он увидел это смущение; б) ничего смутительного Алалыкин в фильме не увидел, воспринял его, как и было задумано – воплощение православных идей, поданное через систему образов при помощи художественных средств кинематографии.
И задал свой вопрос, чтобы прояснить для себя, как теперь автор таких вещей, как: “Масонские игры Путина”, “Полковник Крутов” и “Потаенное Стеньки Разина” воспримет то, что многими расценивается как шедевр.
По случаю, удалось посмотреть “Остров” Павла Лунгина. И теперь смогу ответить Денису Алалыкину более или менее объективно, опираясь на собственные впечатления, на свое понимание, на внутреннее ощущение правды. Или, напротив, художественной лжи.
Наверное, тысячи и тысячи зрителей, как и Алалыкин в пункте б), ничего смутительного не заметили. На территории РФ сейчас идет то, что официальная пропаганда называет “духовным” возрождением. Фильм П.Лунгина идеально вписывается в заявленное “возрождение”.
История отца Анатолия (П.Мамонов) может быть отнесена к произведениям, которые в еще не очень давние времена назывались “злободневными”. Здесь собрано довольно много: мужество одних и малодушие других, покаяние и вера, чудеса и терпение, молитвенное общение и сила духа – как и бездна бездуховности.
Будучи молодым матросом, о.Анатолий во время войны под страхом смерти застрелил своего капитана буксира. При этом капитан буксира ведет себя совершенно геройски, с полным презрением к смерти, под дулом пистолета закуривает папироску. А когда молодой матрос валяется в ногах у проклятого фашиста, умоляя о пощаде, даже плюет на него. Это – пятиминутный пролог под маркировкой “Война, 1942 год”.
Потом начинается собственно повествование: 1976 год, о.Анатолий, монах в далеком северном монастыре на островах, всю жизнь несет покаянное служение, работая в монастырской кочегарке. Самый черный, в буквальном смысле, труд показан в кинофильме убедительно. Это труд каторжан из рассказов Варлама Шаламова, но взятый вне контекста подневольности. Это внутреннее горение православных из “Неугасимой лампады” Б.Ширяева, но не без странной двусмысленности.
Монах Анатолий, одетый в какую-то рвань, добрую часть двухчасовой ленты машет киркой, нагружает лопатой уголь на тачку, потом толкает тачку, груженную углем, по мосткам. Потом швыряет и швыряет уголь в топку кочегарки. В перерывах надсадно кашляет. И пьет чай, грея его в той же топке либо в кружке, либо в закопченном чайнике на железном штыре – деталь, между прочим, потрясающая по правдивости. Тысячи и тысячи мужиков по всему необъятному совку именно так и грели чай. И в 20-х, и в 70-х. Может, и по сию пору так греют – где нет электричества.
Для усиления идеи аскетизма П.Лунгин показывает совершенно пустынническое пребывание о. Анатолия вне труда – это молитвы, это сон без матраса на куче угля, это кашель среди ночи, умывание в талой луже. Не раз ловил себя на мысли, что ракурс съемок, умная экономность сценического антуража, само помещение главного героя в кадр – абсолютно эйзенштейновские. И в этом Павла Лунгина можно поздравить: идеи отца советской соц-реалистической кинематографии продолжают жить и побеждать.
Игра Петра Мамонова – великолепна. Актер он неповторимый, мощный. Ему доступно практически все: от скоморошеского кривляния и святости юродивого до трагических потрясений и глубочайшего религиозного чувства в сценах моления. П.Лунгин совершенно правильно поставил на этого актера. Без П.Мамонова фильм вряд ли состоялся бы. И даже если б состоялся, то это был бы совсем не тот “Остров”.
Актер и режиссер уже давно работают вместе. Еще в 1990 году П.Мамонов сыграл в лунгиновском кинофильме “Такси-Блюз”. Как недавно писал на Русской Линии Д.Терехов: “Фильм был пронизан не просто презрением, а какой-то зоологической ненавистью ко всему русскому. Там есть характерный эпизод, когда еврейский музыкант (в исполнении П.Мамонова) говорит русскому таксисту: не прикасайся к моему саксофону своими руками, я же после тебя этот саксофон в руки взять не смогу, не то что на нём играть… Есть ещё множество эпизодов (особенно, заключительная сцена), которые прямо дышат ненавистью к русскому народу…”
Оставим такое видение “Такси-Блюза” на совести Д.Терехова. Очевидно, те или иные сцены могут получать самые различные трактовки, в зависимости от угла восприятия. Тем более примечательно, что новая встреча П.Мамонова и П.Лунгина на сценической площадке дала как бы совершенно обратный результат: русско-язычный еврейский режиссер, долго проживавший в Париже, и обратившийся к христианству бывший лидер советского поп-андер-граунда сделали Русский православный фильм.
Что еще очень хорошо в фильме – это тексты. Наверное, ни в одной пост-советской ленте не собрано столько первоклассных текстов. Эти монологи, зачастую длящиеся достаточно долго, эти диалоги, внезапно искрящиеся чистой и глубокой мудростью веков, заслуживают того, чтобы их назвали классикой. И это легко объяснимо. Потому что они – взяты из Библии, из Молитвослова, из Акафистов, из старых, намоленных тысячелетиями, книг святых отцов.
“Делание” молитв в исполнении П.Мамонова несет колоссальный заряд эмоционального, эстетического, культурного, религиозного напряжения. Русский православный зритель это сразу отмечает. Вот о.Анатолий заходит в пустой сруб с единственной иконой в углу – его движения становятся свободными, его голос крепнет, исчезает московский “правильно-столичный” диалект, возникает старое, северное окание, будто внешняя скорлупа спадает с него – остается крепкий молитвенник, он и его обращение к Господу. Потом то же самое повторяется еще несколько раз: в молитвах о.Анатолия на пустынном острове, куда он постоянно переправляется на утлой лодочке, в молитве за здоровье мальчика Вани, в молитве, изгоняющей бесов из молодой женщины.
Атеисты, судя по обсуждениям фильма, тоже не остаются безразличными – они пытаются принизить роль этих сцен, свести их до уровня непонятного и лишенного смысла повторения. Их зоологическое неприятие христианских молитв тоже имеет под собой основание. Это люди, рожденные совковой системой, люди, отрицающие саму суть Русской национальной культуры, Русского самосознания.
Но именно они, атеисты, неожиданно глубоко и неосторожно осветили главный недостаток этого духовного “катарсиса” – перелома и перерождения, длящегося всю сознательную жизнь о.Анатолия – в показе его П.Лунгиным.
Одна из брюзжащих атеисток, “Полина”, в каком-то И-нетском форуме отметила: “этот фильм, по-моему, даже верующего человека отвратит, продемонстрировав полную бессмысленность… раскаяния в грехе (греха-то, получается, и вовсе не было)…”
Абсолютно верно. Застрелив капитана буксира и мучаясь потом всю свою жизнь и замаливая свой грех, о.Анатолий под конец повествования неожиданно… встречается с убитым. Капитан буксирчика, оказывается, не был убит. Он был ранен, упал за борт, уцепился за какую-то доску, продержался, пока свои его не выловили. Выжил, одним словом. Потом – военная карьера. Звание адмирала. Отдельное купе поезда, услужливый морской офицер пытается внести вазу с фруктами. Да невовремя – адмирал рычит на офицера и тот исчезает. Отдельный пароход везет адмирала с его бесноватой дочкой на остров, где обретается прозорливец о.Анатолий.
Бесноватую молодую женщину (В.Исакова) о.Анатолий встречает такими же бесноватыми завываниями. И она отвечает ему еще с ялика. Потом он ведет ее, квохтая, как курица. И она подчиняется. Житийное повествование неумолимо переходит в китч, клоунаду-перформанс. И этот китч закономерно завершается бездарной сценой экзорсизма, то есть изгнанием бесов из адмиральской дочки. А потом – совершенно фальшивой сценой объяснения адмирала и о.Анатолия. Монах просит прощения у советского адмирала за тот свой поступок 34-летней давности. Адмирал отвечает, что он давно простил. Голливудский хэппи-энд, задуманный на берегах Сены и осуществленный в специально выстроенном для съемок “монастырьке” в РФ.
Ложь! В середине 70-х в СССР на верховной власти сидел Бровастый Леня, каждый год цеплявший себе на грудь все новых “героев советского союза”. Как раз отпраздновали 30-летие “победы” и пропагандистская машина КП-ГБ безостановочно мыла мозги народонаселению – новой социальной общности “советскому народу”. Этот самый народ по-прежнему строил коммунизм. Церкви либо разбирались на кирпич, либо были закрыты на огромные замки. Бесценные фрески гибли. Священники назывались “работниками культа”. Монастыри были разрушены еще с 50-60-х.
Церковных книг не было. Церковные издания были представлены единственным “Журналом Московской патриархии”. Издавался он под полным контролем Совета по делам религии. Патриарх Пимен в 1974 году, в канун 57-ой годовщины “Великого Октября” опубликовал такую приветственную телеграмму председателю Совета министров СССР тов. Косыгину А.Н.:
“В дни всенародного праздника наши сыновние чувства обращаются к великому и возлюбленному Отечеству, которому мы искренне желаем дальнейшего процветания и осуществления больших и славных свершений на благо нашей великой Отчизны…”
Ни Косыгин, ни Бровастый Ленчик обычно на такие верноподданнические телеграммы и обращения не отвечали. Незачем было! Зато Политиздат издавал миллионными тиражами “Библию для верующих и неверующих” Ем.Ярославского, он же Губельман.
Так вот, адмирал, член КПСС, обычно еще и по партийной линии член каких-нибудь обкомов или депутат Верховного Совета, НЕ МОГ вдруг повезти свою дочь в далекий монастырь. Он НЕ МОГ позволить полубезумному юродивому квохтанием увлечь свою дочь, посадить в лодчонку и увезти в море. И совершенно НЕ МОГ потом ответить о.Анатолию: “Я давно тебя простил”.
Потому что СОВЕТСКИЙ адмирал не мог простить.
Он мог ответить: “Ах, так это ты, сука, спрятался под монашеской рясой? Далеко забрался. Но я все же нашел тебя. Нашел! Теперь ты ответишь за все по законам советской власти!” Вот так он мог ответить.
И обернувшись к свите, приказать: “Этого взять. Уголек он тут катает на тачке. Покатает теперь руду на урановом руднике, фашистский прихвостень!”
Так мы плавно переходим к пункту а), то есть к тому, что Алалыкин, возможно, усмотрел в фильме что-то смущающее его и хотел бы перепроверить, верно ли он увидел это смущение.
Наглое вранье всегда смущает людей искренних. Как правило, они сначала сомневаются, сравнивая то, что они знают, с тем, что им говорят или показывают. И сомневаются даже в своем знании. Тем более, что сам “патриарх Алексий II” одобрил картину. Тот самый, что до сих пор проходит по кличкой агента КГБ-ФСБ “Дроздова”, а по паспорту является гражданином Ридигером.
Когда агенты КГБ-ФСБ что-либо одобряют, это всегда должно настораживать. Потому что одобряют они только в интересах своей “конторы”, своей Системы. Когда режим КП-ГБ, переродившийся ныне в режим ГБ-Администрации, вдруг легко и просто выделяет 2 миллиона долларов на постановку “Острова”, это тоже должно насторожить. Сам Лунгин сообщает об этом с трудно скрываемым советско-еврейским подыгрышем: “РТР почему-то быстро дало деньги, и сладилось все, и Белое море не замерзало до середины декабря, чего не бывает никогда…”
То, что Белое море вдруг не замерзло дольше, чем положено, мы отнесем на предмет Гольфстрима и глобального потепления. Тут еще можно как-то объяснить “чудо”. А вот как так получилось, что РТР “быстро дало деньги”? Почему все-таки РТР быстро дало деньги? Два миллиона долларов – это не замусоленный леденец, нечаянно найденный в кармане. Это не трешка на пузырь бормоти. Два миллиона долларов – это госбюджет, раз уж РТР включилось. Значит, был гос-заказ. Государство РФ в руках ГБ-Администрации. Агент “Дроздов”, ныне под кличкой “патриарх московский и вся Руси” тут же выкликнул свое: “одобрям-с!”
И начинается вранье, к которому мы всегда должны быть готовы, когда сталкиваемся с гебешной Системой – даже при условии, что Петр Николаевич Мамонов чрезвычайно талантливый актер, а Павел Семенович Лунгин умеет держать нос по ветру.
1976 год. Поколение постарше еще прекрасно помнит то время. Высшая школа готовила идейно подкованных инженеров, врачей, учителей. Советская интеллигенция предназначалась для проведения линии партии в широких массах трудящихся, прежде всего. Разумеется, под контролем партийных органов.
Средняя школа выпускала полуграмотный материал для дальнейшего превращения его в те самые “широкие массы трудящихся”. Система ПТУ готовила полуквалифицированных рабочих. Девочки, учившиеся в ПТУ, назывались “птарки” и “птушницы”. Студентки вузов получали стипендию в 40-50 рублей. Прожиточный минимум был около 100 рублей. Джинсы стоили на черном рынке 200 рублей. Виниловый диск Дип-Перпл 1975 года – 150 рублей. Пачка жевательной резинки – 5 рублей. Магазины были завалены продукцией фабрик “Скороход” и “Большевичка”. Все гонялись за импортом. Например, за румынскими “стенками”.
Партия уже засомневалась, что “нынешнее поколение советских людей будет жизнь при коммунизме”. Но виду еще не подавала. Газетные строчкогоны, партийные идеологи и профессура-общественники стали выяснять, что такое “развитой социализм”.
Оказалось, что при развитом социализме, как и при недоразвитом и вообще неразвитом, но победившем, не хватает катастрофически жилья. Молодые семьи зачинались в общагах, в подъездах, в скверах за кустами. Потом оказалось, что молодых надо отправить на БАМ. Потом – что есть в СССР-е “бесперспективные” деревни. Потом – что надо покупать пшеницу у Канады миллионами тонн. А то вообще труба! Зато водочка была 3-62 за бутылку. А “огнетушитель” вермута – 2-70.
Вспомнили? А как наши девочки тех лет “залетали” – тоже вспомнили? После общажских выпивок, после “любви” в подъездах, на чужих квартирах. И как решались эти вопросы? Разумеется, можно идти в поликлинику. Там под окрики медсестер такую распотрошат, потом вычистят. Бывало, что чистили не качественно. Кровотечение. Если “птарочка” или студентка терпела, то мог случиться летальный исход. И сколько их, тогдашних девчонок закончили бесплодием. А можно было заплатить сиреневую бумажку и частным образом тетка крючком подергает, где надо. И тоже кровотечение. А то и смертельный случай. А мы, парни 70-х, гоголями ходили. Я – мужик! В армию – пьяные в дупель молокососы. С армии – пьяные в дупель дембеля. Тупая до опупения эстрада: “Не плачь девчонка, пройдут дожди, солдат вернется, ты только жди…”
“Бесперспективные” деревни – это где людей уже не было. Старики умирали. Молодежь уезжала в города. Там учились в ПТУ и вузах, устраивались на заводы, в конторы, в сферу обслуживания. Становились “гегемонами”. Жили в заводских общагах. По Москве и Питеру – лимита. Первую квартиру средний совок мог получить лет в 35-40. До тех пор естественные потребности отправлялись в общагах, в скверах, на берегу речки, в подъездах.
Институт семьи разваливался. Бога, нам талдычили, нет. Мы послушно повторяли: нет. А значит, и родительское благословение нах-нах никому не нужно. И помолвка – пережиток. И обручение. И венчание в церкви. Что? Церковь? У нас есть истинно-научная теория построения коммунизма. Есть комсомольские и профсоюзные организации и парткомы. Есть горисполкомы и обкомы. Есть ЦК и политбюро. Что-то не сходится? Сойдется и состыкуется.
И вот П.Лунгин пытается нас убедить, что посреди этого соц-поц-маразма, вдруг такая деревенская девчушка, а может и городская “птарка”, случайно “залетев”, вдруг собралась на далекий остров, в маленький монастырек, попросить о.Анатолия… благословение на аборт.
Павел Семенович, дорогой ты мой, я не понял, ты что, в это время уже сорок лет, как в Париже жил? Да не ходили наши Русские девочки в СССР-е за благословением – даже на брак. Женились мы через ЗАГС, а не в церкви. Попы и их начальники-архиереи все служили в КГБ, через “контору” получали свои места, в “контору” же доносили, что где случается. И старики наши не настаивали на церковном браке. Им в свое время сломали жизни. Нам в наше время – точно так же. Хорошо, если в ЗАГС-е хоть зарегистрировались.
К абортам же, Павел Семенович, относились еще в меньше степени с почтением. Для аборта и в ЗАГС не надо обращаться. А ты показываешь соц-поц-реалистический бред: приезжает девчушка на остров, ждет о.Анатолия, угадывает его в доходяге, измазанном сажей и угольной пылью, потом просит… благословить ее на аборт. Чушь собачья!
Понятно, конечно, что население нынешней РФ уменьшается на 600-800 тысяч человек в год. Так что даже Путин заговорил “о любви”, обращаясь к министру обороны. Понятно, что ты отрабатываешь госзаказ: надо населению РФ объявить, что аборты это плохо. Только отрабатывать-то надо квалифицированно. Чтобы зритель подмены и лжи, по крайней мере, не заметил.
Оставлю за бортом слащавость и фальшивость “чуда” с исцелением ножки у десятилетнего Вани. Молитву читал Петр Мамонов замечательно. Заговорил после этого – ханжески ублюдочно: костылики тебе больше не нужны… Тут и Петру Николаевичу изменило чувство художественности.
Но вот следующая сцена: о.Анатолий требует, чтобы мать с ребенком остались еще на день на острове. Причастились бы, благодаря Господа за чудодейственное исцеление. А мамка (пуховый вязанный берет – точно подмеченная деталь 70-80-х) в ответ: не могу, на работу надо. И тут же произносит совершенно чудовищную фразу: “Я люблю свою работу!” Дважды!
Где сценарист Д.Соболев услышал эту фразу в 70-х? В Америке? Во Франции, куда заезжал П.Лунгин пожить подолгу. Тогда напомню, какое отношение к труду было у советских людей в 70-е годы. “От работы кони дохнут”. “Заработаешь ты себе… горб”. “Я тебе что, Павка Корчагин?” “Кто везет, на того и наваливают”. “Ешь – потей, работай – мерзни!” “Как бы нам так сделать, чтобы нам ничего не делать, да чтобы у нас все было, но чтобы нам за это ничего не было?”
И жили именно так. Это соц-поцовский лозунг был: “Труд в СССР дело чести, доблести…” и еще чего-то. Но высосал к 70-м режим все силы из народа. Стал народ водочку глушить, а от работы косить. Да еще старики, что дожили до амнистий 50-х в сталинских лагерях, подбавляли с издевкой: “Туфта есть движитель прогресса”.
Помню уличную песенку, исполнялась под гитару, хотя и в несколько ином регистре, чем “Звуки Му” (группа 80-х, созданная П.Мамоновым), да и задолго до “Звуков Му”:
“Меня зовут Мирза,
Трудиться мне нельзя!
На это есть Иван -
Пусть выполняет план!”
И вот когда высосала система КП-ГБ из Иванов все жизненные соки, так и открылось окошко для особых с “пятой графой” – оказалось, что всю жизнь свою они мечтали меноры зажигать, да Тору читать, да мацу кушать. Невыгодно оказалось жить этим “избранным” посреди советского народа. Потянулись бывшие советские, а ныне обретшие заново “веру в Б-га” режиссеры да сценаристы, журналисты да профессора, врачи да музыканты, а также различного рода торговые работники и простые евреи в Вену, в Рим, в Париж, кое-кто в Израиль, да сюда, к нам, в Америку. Али забыл ты, Павел Семенович, про такой исход?
И в этой связи совершенно неправдоподобно слеплена сцена, когда к о.Анатолию пришла тетка: являться стал к ней покойник-муж, погибший на войне. Актерское мастерство П.Мамонова в этой сценке, когда он вошел в подклеть, оставив дверку открытой, чтобы тетка сама слышала его “разговор” со “старцем”, войдет в золотой запас кинематографии. Тут все: и мимика, и мастерство перевоплощения, и двуголосие самого актера – просто гениально.
Но вот ЧТО советует о.Анатолий – это за гранью понимания и времени, и народа. Потому что вдруг раскрывает “старец”, что не погиб солдат тридцать с лишним лет назад, а попал в плен, но потом на родину не вернулся, живет теперь во Франции. И мучается, понимаешь ли. А потому надо вдове продать дом, хозяйство, свинью, корову и прочие ценности – и ехать во Францию. Если она в самом деле любит своего мужа…
Я всматривался в лицо актрисы, играющей солдатскую вдову. Нет, ничего семитического, никаких намеков на то, что женщина эта смогла бы доказать в ОВИР-е свою принадлежность к евреям. Обычная сельская тетка 70-80-х. Тоже в пуховой вязаной шапке. И пришла-то она не к раввину, приехала в православный (как бы) монастырь, просит совета у монаха.
Тут у П.Лунгина просто отказало чувство реальности. Или – что тоже возможно! – решил еще раз поиздеваться над Русскими. Потому что не выпускали людей из совка в те годы. Самих заграничных паспортов не давали. Их вообще не было для обычных граждан. И совет о.Анатолия звучит откровенной издевкой. Ну, продаст тетка корову, порося, дом, утварь, соберет какие-то деньги. Дальше-то что? Пошла в ОВИР – тут знаете ли, мне полупомешанный монах с острова сказал, что мой муж не погиб, а живет во Франции, так вот я к нему хочу ехать, дайте мне загранпаспорт. Так, что ли?
Павел Семенович, а про брежневские психушки и про аминазинчик для “буйных” ты не забыл ли? Или в отработку 2 миллионов включено рассказать еще, что бывшие советские военнопленные да “остовцы”, которые всеми правдами и неправдами остались на Западе, страдают здесь?
Вранье! Не страдают. Не буду говорить о тех, что во Франции, но те, что добрались до Америки, живут припеваючи. В своих домах, на приличных пенсиях, которые им не задерживают и у них не воруют. И в свои 80 с лишним ездят друг к другу в гости на хороших машинах. Следят за давлением и содержанием сахара в крови. Стараются не расстраиваться попусту. Чтобы жить подольше.
Иногда, чтобы потешить свое национальное самосознание, приобретают Ди-Ви-Ди с фильмом “Остров” П.Лунгина. Сидят на мягких диванах и с умилением смотрят кино на плазменных экранах, приговаривая: “Вот же, возрождается Россия-то!”
Их детки, что пошустрее, сейчас там у вас. “Возрождают” Россию через американские банки и финансовые корпорации. Например, тот же Б.Йордан. Имя, для народонаселения РФ достаточно известное.
Есть во всей этой истории, рассказанной П.Лунгиным при помощи – повторю! – очень талантливого актера Петра Мамонова, скрытый план повествования. По-настоящему скрытый. Как бы до уровня подсознания. Нигде и ничем не выраженный внешне. Возможно, скрытый даже для самого П.Мамонова.
И вот он в чем состоит. Мнение Д.Терехова о творчестве П.Лунгина имеет точную ориентировку. В фильме “Такси-Блюз” актер играл еврея-музыканта. Сам Петр Николаевич сообщает в одном из интервью, “Какая сейчас национальность – вавилонское пленение. “Я чистокровный еврей”. Да какой ты чистокровный, если даже не знаешь, из какого колена, не знаешь, что было двенадцать колен Израилевых. Какой я русский? Когда у меня поляки, татары, кого только не было…”
И мы можем согласиться с актером. Смешение народов отмечалось с самих ветхозаветных времен. Однако в фильме “Остров” внешние данные о.Анатолия чрезвычайно подчеркнуты: семитский нос, маленькие темные глазки, бровки, внешнее состояние угнетенности. Трудно сказать, кто к этому приложил руку. Оператор ли, Андрей Жегалов, режиссер П.Лунгин, сам Петр Мамонов, или все вместе. И эти внешние данные тем более подчеркнуты, что вокруг о.Анатолия – совершенно иной генотип людей. Это и настоятель монастырька игумен Филарет (Виктор Сухоруков), и брат Иов (Дмитрий Дюжев). И проходные типажи посетителей с большой земли – женщин, что едут и едут на остров к о.Анатолию за советом, за избавлением, за исцелением…
О.Анатолий выделяется среди них. И выделяясь, оказывается намного мудрее, прозорливее, намного чище в своей вере. Юродствуя, он оказывается выше рационального брата Иова, одолеваемого завистью. Нарушая порядок в монастыре, вплоть до того, что молится не на алтарь, а на пустую стену, он преподает в конце концов урок самому игумену Филарету. И тот, простая душа, чем-то напоминающий и капитана Тушина, и Платона Каратаева из толстовского “Войны и мира”, называет упорно о.Анатолия “озорником”, но признает его превосходство над собой.
Постепенно вырисовывается картина: о.Анатолий – учитель для них всех. Тут происходит любопытная эстраполяция: человек с семитической внешностью вновь поучает людей с несемитической внешностью. Поучения эти часто довольно жестоки. Когда молодая женщина говорит: “Так кто же меня возьмет с ребенком замуж?” Он отвечает: “Дура, тебя и так никто не возьмет!”
А вот он бежит по пояс в ледяной воде, выхватывает излеченного Ваню из лодки и несет к церкви: надо исповедоваться и причаститься, без этого никак нельзя! И советская мамаша посрамлена. Вот он порет мягкие яловые сапожки игумена, а потом сжигает их: “На голенищах сапог все грехи монаха…” И пускает дым и пар в своей котельной, изгоняя “бесов” из самого игумена. И топит в море его мягкое одеяло – сам-то спит на куче угля…
Мы, зрители, должны принять на веру, что игумен Филарет, с простоватой внешностью крестьянина, проводящий дни в молениях и управлении монастырем, духовно менее зрелый, нежели семитоносый о.Анатолий. Что рослый красавец монах Иов и вовсе какое-то моральное недоразумение. Практически до самой смерти о.Анатолия он преследует его своим каверзами и интригами, вплоть до доносов и личных обвинений: “Ты и умереть-то, как все люди, не можешь!” А потом, после смерти о.Анатолия, несет его крест – в буквальном смысле слова!
Что ж, мы принимаем это все на веру.
И все-таки откуда-то в нас закрадывается смущение, как у Дениса Алалыкина. Хочется задать вопрос другим, кто посмотрел фильм: а вы не заметили ничего странного в этом фильме? Или, может, это я вместе с Д.Тереховым зациклился на евреях и прочих семитах, включая арабских террористов? Может, русско-язычный советский еврей из Парижа П.Лунгин совсем не имел в виду расово-национальное превосходство своего народа над другими? Одно дело “Такси-Блюз”, совсем другое – “Остров”.
Давайте вернемся к замечанию одной из форумных обозревательниц, которая заявила, что в кинофильме продемонстрировна бессмысленность “раскаяния в грехе (греха-то, получается, и вовсе не было)…”
Весь фильм – о покаянии. С самого начала до самой последней картинки, уплывающего ялика с гробом и крестом над ним. Всю жизнь о.Анатолий несет вину за то, что испугался смерти и выстрелил в своего командира по требованию фашистов. После этого жизнь его – наказание за преступление. Всю жизнь это событие отделяет его от всех остальных. Он недаром говорит тому же брату Иову: “У меня, может, грехов побольше твоего!” Отсюда и тяжелейший труд, который он не хочет променять даже на положение келейника при игумене. Отсюда самые строгий аскетизм жизни – даже своей кровати нет у о.Анатолия, а все принадлежности ограничены, похоже, жестяной кружкой и чайником. Отсюда и внутреннее мучение, крики по ночам, чистая истовость молитв, одна из которых – 50-й псалом:
“Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я осознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем…”
Тридцать четыре года! Целая жизнь – об одном и том же. О покаянии за грех, взятый на душу. Нет ни семьи, ни детей, ни дома, ни своего угла даже. Вся жизнь в кочегарке, с лопатой, у открытой печи – намек на инфернальное пламя.
И вдруг, по мановению режиссерской руки, возникает адмирал с бесноватой дочкой. Адмирал оказывается тем самым капитаном буксира, недостреленный в 1942 году. Значит, не было убийства? Не было. Значит, не было смертного греха, за который надо было каяться всю жизнь? Не состоялся смертный грех.
И Господь знал об этом? Несомненно, если мы – православные.
И тут мы с легкостью горной козочки перепрыгиваем к другому выводу, который Лунгин нам подсказывает: сейчас все упорно повторяют о покаянии. Надо каяться, что допустили отход от Православия. Что дали убить Государя Николая II и его Августейшую Семью. Что и дальше пошли за интернационалистами Ленина, из которых сложился первый Совнарком, на 95 процентов состоявший из лиц еврейской национальности. Что не поддержали Белых. Что дали одурачить себя и десятки лет строили мифический коммунизм. Что доносили на родителей. Что предавали друзей. Что расстреливали “врагов народа”, что служили в охране лагерей и тюрем, что пытали и мучили. Что лгали – и себе, и людям, и самому Господу!
Но вдруг на самом-то деле греха и не было? Вот как в случае с о.Анатолием. Который каялся за НЕСОВЕРШЕННОЕ преступление. И тогда покаяние излишне. Недаром, ой, недаром так наз. “патриарх”, он же агент КГБ Дроздов хвалит этот кинофильм. Мы можем напускать пару и дыму в кочегарку. Ловить и топтать ногами “чертей”. Кидать головней в настоятеля. Молиться на пустой угол. Можем быть святыми и юродивыми Христа ради. Мы можем даже считать себя грешными. Но на самом-то деле греха не было!
Что же тогда было?
Собственный путь России, отвечает В.Путин. И этот путь отличен от всего, что могут предлагать нам и Запад, и Восток. А Юг мы вообще в сортире замочим.
А поэтому ни “Дроздов”, ни “Адамант”, ни “Михайлов”, ни “Аббат”, ни “Антонов”, ни “Святослав”, ни “Островский”, ни прочие “иерархи”, запоганившие церковь, не каялись и каяться не будут. И вся нынешняя ГБ-Администрация не будет. Хватит того, что они, включая Фрадкова, в церкви идут и держат там коптящие свечки. Главное, что покаяние может быть, а может его и не быть. Точно так же, как и греха.
Собственная трактовка П.Лунгина далека от Православия. Он говорит:
“Ненужность этой жертвы – вот то, что принесло ему (о.Анатолию) дар прозрения. Но, с другой стороны, и дар его – он тоже ему как бы в наказание. Потому что постоянное подключение к человеческой боли, постоянное проживание болезней и катастроф – наказание. Он пытается спрятаться от этих людей и не может. Нет окончательных ответов. Это фильм про грех и про стыд. Про ощущение боли и греха, которое делает из тебя человека”.
Мы уже увидели, что “человеческая боль” в фильме – ложная. Настоящая боль Русских, добиваемых КП-ГБ-шным геноцидом, вовсе не показана. И “подключение к боли” – игра. Отсюда и сами “прозрения” о.Анатолия так жестоки и фантасмагоричны. Они тоже не в помощь, а как в наказание людям. И “чудеса”, что он совершает, скорее напоминают кощунственную иронию в адрес Господа нашего Иисуса Христа. Да и сам грех – ложный. Для П.Лунгина – жертва покаяния о.Анатолия ненужна, так же как и для “Полины”, атеистки, ловко подметившей несостоятельность греха.
Таким образом, поворот Павла Лунгина от “Такси-Блюза” через 16 лет к “Острову” на самом деле никакой не поворот. В этом с Д.Тереховым никак нельзя согласиться. Это продолжение все того же самого большого и важного дела, в котором он – винтик и шпунтик, снимающий за 2 миллиона долларов мелко-бюджетный фильм. Это – уничтожение Русского православия под маской фильма о православии. П.Лунгин в своем фильме перевирает самое основное, что есть в христианстве – именно учение о грехе и покаянии.
С точки зрения Православия само это – кощунство и грех. Для П.Лунгина данные понятия, судя по всему, не имеют под собой основания. Сам грех – может и был, а может и не было его. Кто знает? Это зависит от того, как режиссер повернет рукоятку. Кощунство? Ах, так это же художественное воплощение таких важных на нынешнем этапе идей.
Если завтра в РФ заговорят о национал-социализме, Лунгин запросто поставит историческую картину о духовном становлении А.Хитлера. Почему бы нет? Главное, попасть в струю и чтобы платили. Вот уже заслали новую идейку: как там насчет Ивана Грозного? Мы тут подумали, и я решил, что именно с него началась Россия.
И Павел Семенович уже встретился с Петром Николаевичем: ну, что, потянем еще одну штуковину. Миллионы обещают…
P.S. О скандале, который устроил Петр Мамонов на присуждении ему премии “Золотого Орла” за лучшую мужскую роль в кинофильме “Остров”, всем хорошо известно. Выйдя на подиум 27 января 2007 года, он сначала поблагодарил Господа Бога, потом свой народ, который его “вырастил и выучил, а ныне кормит, поит и одевает”, и лишь затем помянул Киноакадемию и “Золотой орел”. В частности он сказал:
“Как-то я здесь не к месту, не мое это… Меня вот перед церемонией в коридоре окружили – идолопоклонство все это… А я вот хочу сказать, пусть Паша (режиссер Павел Лунгин) на меня не обижается: вот какое-то так себе кинцо – и вся страна рыдает! А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. Путин это должен решать? Путин – хлюпенький, он разведчик, что он может? Это мы должны что-то делать. Если так дальше дело пойдет, будем все на китайцев работать. А у них Бога нет, вот они нам и покажут… И мужики – к вам обращаюсь: хватит сидеть на порносайтах, пора делом заниматься!”….”.
В заключение Мамонов призвал женщин отказаться от абортов: “А мы каждый год убиваем четыре миллиона будущих суворовых и пушкиных. Девки, давайте рожайте!..”
Его речь оказалась ВЫРЕЗАННОЙ из репортажей о присуждении премии “Золотого орла”.
Один очень умный и честный еврей, Лев Разгон, кстати, зять чекиста и палача Глеба Бокия, отсидевший 17 лет в сталинских лагерях, однажды сказал: “С дьяволом можно играть и можно даже у него выигрывать. Но когда дьявол видит, что он проигрывает, он смахивает фигуры с доски…”