Протодиакон Герман: Папа Франциск — Кто я такой … ?

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Многие помнят эту крылатую фразу римского папы Франциска – Кто я такой, чтобы судить геев ? – , фраза, которая на долгие годы останется своего рода эмблемой этого папы, которого теперь уже в самой среде католиков не боятся не только критиковать, но просто напросто называть еретиком. Митрополит Агафангел правильно написал, что католическая Церковь уже тысячу лет назад пала в ересь, но теперь, с этим папой, она уже будто становится и не христианской. Но оговоримся : конечно, безусловно, имеется огромная масса, хотя их всё меньше и меньше, достойных католиков, пытающихся сохранить связь с традицией, с их традицией, их преданием, которое во многом уже грешило по отношению к преданию апостольских времён и к святоотеческому учению. Но это их предание во многом ещё зиждилось на христианском учении, хоть и не всегда правильно истолкованном.

В шестидесятых годах прошлого века состоялся воистину разбойнический Второй ватиканский собор, не скрытой целью которого было разделаться с этой традиционной католической Церковью, во многом поставив её вверх тормашки. Основное следствие этого печального собора стало всеми зримое опустошение храмов и полная дехристианизация народных масс. Франция, например, гордившаяся в течении многих веков на Западе званием «Старшей дочерью Церкви», считается сегодня одной из самых дехристианизированных наций Европы, что побудило ещё в своё время папу Иоанна-Павла IIс досадой воскликнуть : « Франциястаршая дочь Церкви, верна ли ты обетам своего крещения ».

Ватиканский собор породил отколок сознательных католиков, не принявших реформы, или скажем проще – ватиканскую революцию, и таким образом появилась неопределённая масса католиков решительно отказавшихся идти путём измены тому, чему всегда следовали. Среди них, самые сознательные просто напросто создали параллельную Церковь со своими, не признаваемыми римской властью архиереями. По отношению ко всему традиционалистическому движению политика Ватикана всегда была враждебна, что вполне объяснимо : может ли рядовой католик, будь он в сане или мiрянин, оспаривать папскуюлиниюне соглашаться с постановлениями Вселенского собора и даже самого "непогрешимого наместника Христа", как у них принято говорить и считать ?

Начиналось с увещеваний, переходило к угрозам и доходило до запрещений и даже отлучений для самых непокорных. Но в итоге всё это оказалось безрезультатным : с одной стороны гонения, а с другой духовный распад официальной Церкви, создали солидное ядро окончательно несговорчивых традиционалистов, число которых в течении лет ничуть не уменьшалось и среди которых, наоборот, отмечалось большое количество призваний, тогда как официальные семинарии привлекали всё меньше желающих посвятить свою жизнь церковному служению.

В такой ситуации было предпринято несколько неудавшихся попыток сперва со стороны Иоанна-Павла II, чтобы вернуть этих "заблудших овец" в лоно официальной Церкви. Его преемник, Бенедикт XVI, который в течении всего своего понтификата старался последовательно вернуть свою Церковь на более традиционные рельсы, пошёл ещё дальше своего предшественника в надежде преодолеть раскол прежде, чем он окончательно укоренится в новых поколениях. Для сего он снял церковное отлучение, тяготеющее над теми, кто не принял реформы Ватиканского собора и выпустил motu proprioкоторое поставило на дыбы всех либералов, «Summorum Pontificum», в котором восстанавливалась в правах дореформенная латинская, тридентская месса. Для успокоения несогласных и для приведения всех к послушанию понадобилось одновременно выпустить разъяснительное Пастырское послание, в которомпризывал он епископов с щедростью предоставлять возможность служить тридентскую мессу в епархиях ради блага всех верных, которые того просятЭтот motu proprioоказался решающим элементом разрядки напряжённости, и таким образом было наконец достигнуто относительное спокойствие в этой области.

Но Бенедикт ушёл, а Франциск пришёл … Одной из первых его забот было разобрать по косточкам все добрые намерения его предшественника, как это принято в политике при смене правых левыми и наоборот, но никак не принято в ведении церковных дел, где, казалось бы, следует придерживаться, и вести линию, того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили всеЭта золотая формула, восходящая к пятому веку нашей эры, преп. Викентия Леринского для определения истинного учения и поведения, безобразно попирается нынешним папой-революционером, не побоявшимся вновь воспалить на время притихшие страсти,и по почину Франциска сноваразгорелся современный вид старого "Спора о древних и современныхпо поводу того, какую мессу служить – традиционно католическую или современную реформенную. Своим motu proprio «Traditionis Custodes» он круто отменяет права, предоставленные верующимпостановлением своего предшественника в «Summorum Pontificum», и реформированный ватиканским собором чин мессы является отныне единственнымзаконным чиномримского обрядаОтметим, что «Traditionis Custodes»вошла в силу в июле 2021 года, ещё при жизни добровольно вышедшего на покой папы Бенедикта, за полтора года до его кончины ...

Но Франциск не ограничивается спорами о мессе и не только в этой области упорно отказывается следовать тому, чему, хотя бы в его Церкви,"повсюду, всегда и всеверовалиОдновременно с борьбой с традицией и традиционалистами он ещё постоянно выступает на другом поле битвы : упорное продвижение женщин в управлении Церкви, что, как всем известно особо противоречит наставлениям апостола Павла и всему церковному преданию. Новый Папа не сидит сложа руки, он постоянно выпускает новые постановления, motu proprio, апостольские конституции, апостольские послания  за всеми не угнаться. Так, например, в июне 2022 г. он ратифицирует апостольскую конституцию «Praedicate Evangelium», которой он заменяет конституцию Иоанна-Павла II «Pastor bonus». По мнению церковных экспертов, это свидетельствует о явном стремлении к глобальным переменам со стороны 85-летнего главы католической Церкви. Cамый важный пункт новой конституции гласит, что мiряне и женщины теперь смогут возглавлять высшие должности Курии, которые до сих пор возглавлялись исключительно мужчинами, и как правило кардиналами. Вскоре после издания своей конституции, он уже назначил нескольких женщин на руководящие должности в Ватикане.

Общее впечатление о его деятельности – идти в ногу со временем, следуя пресловутому принципу aggiornamento, который был стержнем Второго ватиканского собора, принесшего всем известные плоды в католической Церкви. А когда ему это замечают, то он отвечает, что пора переходить от Второго к Третьему ватиканскому собору, явно игнорируя, кто является князем мiра сего, к современным условиям и нравам которого стремится он приспособить свою Церковь ...

В секулярном сегодняшнем обществе, главные продвигаемые принципы это борьба с "патриархатом", т. е. сгосподствующим положением мужчин в обществе с одновременным возвышением роли и места женщин, а также к вопросам всех т. н. меньшинств, с особым вниманием ко всему связанному с ЛГБТизмом. Этими деструктивными понятиями постоянно занят папа Франциск. Прислушаемся к его "богословию о женщине" : «Церковь  это женщина. И если мы не знаем, что такое женщина, что такое женское богословие, мы никогда не поймем, что такое Церковь». До сих пор христиане думали, что Церковь есть мистическое, таинственное Тело Христово, но этоникак не совмещается с новой папской парадигмой о Церкви. Если следовать Франциску, выходит, что ни Апостолы, ни Пророки, ни Учители Церкви не понимали, как и современные христиане продолжают не понимать, что такое Церковь. Своё новое откровение, Франциск опубликовал уже после прокламации в ноябре 2023 г. очередногоmotu proprio « Ad theologiam promovendam», в котором он ясно указал, что его главной задачей именно было изменение парадигмы о Церквии заканчивает многозначащими словами : «Все, что я постановил в этом апостольском послании, переданном посредством motu proprio, я предписываю, чтобы оно имело стабильную и прочную силу, несмотря на любые положения об обратном». В конце того же месяца, перед членами Международной богословской комиссии, он подводит итог своей заботе : «И вы задаетесь вопросом :к чему ведет эта дискуссия ? – Сделать Церковь менее мужественной». Входит ли в его планы вопрос рукоположения женщин – это пока ещё под вопросом, но это безусловно отвечает его мiровоззрению.

Но то, что больше всего взбушевало сознание католических масс вплоть до того, что послышались выражения открытого несогласия большого количества архиереев, и даже Епископских конференций в целом ряде стран, относится к Доктринальной декларации под названием «Fiducia supplicans», на основании которой католическим священникам отныне разрешается благословлять однополые пары … Как писали многие комментаторы – нельзя такое решение назвать иначе какнастоящий перелом, имея особенно ввиду, что Декларация выпущена Дикастерией доктрины веры, то что в старину называлось Инквизицией, и, как подчёркивается в тексте самой Декларациис одобрения папы Франциска.

Остановимся тут над этой Конгрегацией доктрины веры, как её ещё совсем недавно, до 2022 года, называли. В её компетенцию входит строгое наблюдение за чистотой вероучения и морали, каки обязанность охранять их повсюду в католическом мiре. Префекты, поставленные во главе этой Конгрегации, как правило и вполне естественно, строго консервативных взглядов. За последние годы таковыми были кардинал Йозеф Ратзингер, он же будущий папа Бенедикт XVI, кардиналы Уильям Левада, Герхард Мюллер, и, до 1 июля 2023 г., Луис Ладария Феррер – все признанные богословы традиционного толка. Кардинал Феррер, в марте 2021 г., то-есть вчера, поскольку этот вопрос уже давно тяготеет в умах этого папы и смущает верующий народот имени Конгрегации писал : «Недопустимо давать благословение отношениям или партнерствам, даже стабильным, которые предполагают внебрачную сексуальную практику [ ... ], как в случае союзов между лицами одного пола»Итак то, что было недопустимо два года назад, стало допустимым с его совсем свежим преемником. И тут, лишний раз интересно проследить кадровую политику папы Франциска, последовательно вводящего новые лица определённого духа и направления на все ответственные посты с назначением новых кардиналов – будущих избирателей его преемника …

Итак – кто заменил кардинала Феррера во главе Доктрины веры, и заодно получил председательство Папской Библейской Комиссии и Международной Богословской Комиссии полгода назад Новым префектом Конгрегации доктрины веры оказался мало известный, и по-видимому ничем не прославившийся в области защиты чистоты доктрины, Виктор Мануэль Фернандес. Зато новый префект в прошлом прославился другим : в то время когда его предшественником на этом ответственнейшем посту был будущий Бенедикт XVI кардинал Ратзингер, то в Конгрегацию вероучения поступали жалобы на "аргентинского еретика"и на его публикации, среди которых книга для юношества «Излечи меня своими устами. Искусство поцелуя», которую он пытался представить, как своего рода катехизис для подростков. В общей сложности ему всё же пришлось в середине 1990-х годов несколько месяцев вести переписку с ватиканскими чиновниками в надежде доказать, что он никак не еретик, а самый настоящий католик.

Каким чудом человек не так давно заподозренный в неортодоксальности мог стать хранителем чистоты вероучения ? Ответ прост : этот человек был долголетним протеже аргентинского кардинала Бергольо, защищавшего и продвигавшего своего единомышленника в течении всех этих лет. Всё становится ясным, в частности его назначение в 2008 году ректором Папского католического университета Аргентины. Как только Бергольо в 2013 г. становится папой, через пару месяцев Фернандес возводится в епископы. В 2018 г. получает он назначение архиепископа одной из ключевых аргентинских кафедр в Ла-Плата. И как только появилась возможность приблизить его в Римскую Курию, то 1 июля 2023 г. ему предоставляется самая престижная из всех дикастерий, Дикастерия доктрины веры, откуда ему надлежитследить за тем, чтобы деятельность других куриальных структур соответствовала папской доктринальной концепции, и наконец 30 сентября папа Франциск возводит его в сан кардинала. Ошеломлённые таким быстрым продвижением каррьеры и такими переменами, "куриальные товарищиФернандеса понимают, что папа Франциск, по сути, дал своему товарищу и протеже ключи от Ватикана.

Но вернёмся к самой сути скандала, встревожившего католическую Церковь. Благословлять содомитов, не призывая их к покаянию и исправлению, не есть ли это прямой путь к узаконению содомского греха со стороны ватиканского руководства ? Надо ли напоминать недвусмысленное учение Священного Писания, как Нового так и Ветхого Заветов, по этому поводу? Не благословение посылает Богъ за такой грех, а страшное наказаниежителям Содома и Гоморры. За этот грех Богъ послал жителям Содома не благословение, а огонь с неба.

Но папа Бергольо мыслит иначе, чуть ли не перекидывая грех на самого Бога. В 2018 году говорил он одному гомосексуалисту : «Мне все равно, что ты гей. Богъ создал тебя таким, любит тебя таким, и мне это безразлично. Ты должен быть счастлив таким, какой ты есть». Более, чем странное мышление, идущее в разрез с учением Церкви и Христа Бога. Это не только непонятно и беззаконно, но опасно для душ, страждущих этим грехом. Какой, ведь, смысл давать благословение людям, которые не хотят отказаться от греховного пути и даже не хотят называть грех грехом? Отменяя Божьи законы и затушевывая осознание греха, он приводит к тому, что люди перестают различать между пребыванием в состоянии тяжкого греха и в состоянии Божьей благодати. Это мешает людям покаяться ради спасения, которое очищает душу от греха. Папа Франциск, как и кардинал Фернандес, не только отменяют содомию как грех, но до некоторой степени легализуют ее, заставляя всех заменить Божьи законы своими еретическими суждениями.

Да, всё учение церковное и святые отцы учат различать грех от грешника, но любовь к грешнику одновременно сопровождается призыванием к покаянию, отказу от греха и осуждению самого греха. А папа Франциск, как принято говорить, всё "покрывает любовью" и безконечным милосердием Господа Бога, то-есть покрывает грех вместе с грешникомНо это, ведь, явное кощунство, проповедание какого-то лже-милосердия : уверять грешников в непременном, абсолютном милосердии Господа с целью, чтобы грешники не отворачивались от своих грехов, поскольку во всяких случаях будут прощены всемилосердным Господом-Богом : «Богъ любит вас такими, какими вы есть» фраза, которую любит повторять Франциск.

Явное проповедание какого-то лже-милосердия. Уверяет грешников в непременном, абсолютном милосердии Господа с целью, чтобы грешники не отворачивались от своих грехов, поскольку заранее знают, что будут прощены всемилосердным Господом-Богом : «Богъ любит вас такими, какими вы есть». Если кто думает, что мы слишком жестоко отзываемся о папе Франциске, прислушаемся к тому, что не боятся уже открыто говорить виднейшие католические личности.

Кардинал Мюллер, бывший префект Конгрегации доктрины веры до 2017 годауволенный папой в частности за то, что не соглашался идти в сторону либерализации гомосексуализма заявил, что просимые благословения «богохульны», а в ноябре 2023 года в интервью американскому изданию обвинил папу в ересях. Что касается кардинала Сара, то он дошел до того, что сказал, что «мы не должны вступать в дискуссии с Fiducia supplicans, так же как не должны вступать в дискуссии с дьяволом».

Тем не менее папа Бергольо не отступает и не намерен отступать : шаг за шагом он внедряет свою линию во всю Церковь и взывает к пастырской заботе и к послушанию, ничуть не реагируя на серьезные возражения. В январе 2023 года он публично объявил мiровым СМИ, что епископы должны перевоспитатьсяв своём отношении к LGBTQ. Таким образом, очевидно, что Fiducia supplicans не было каким-то необдуманным промахом – всё это делалось сознательно и в соответствии с заранее продуманным планом.

Однако кардиналу Фернандесу пришлось, всего две недели спустя, перед вспыхнувшим бунтом, успокоить народ ипопытаться притушить полемику. В особой заметке говорится, что предоставленные новые права должны применяться соответственно с местными обстоятельствами и условиями и подчёркивается, что дело идёт не о "таинстве", а о "благословении" и что церковная практика не меняется, венчание однополых пар остаётся запрещённым. Цель заметки ясна  успокоить тех католиков, которые желают быть успокоенными,заставляя их поверить, что документ уважает учение Церкви.Но тогда спрашивается – чего было нужно возбуждать всю эту шумиху и какой смысл преподавать благословение людям, которые не намеренысходить с пути греха ? Но, чтобы всем было ясно, что Декларация никак не осуждает содомский грех, тут же добавляется :«Мы должны избегать риска снижения значимости благословений…». Поймите как хотите !

Но было бы с нашей стороны глубоко неверным говорить, что вся католическая Церковь и все католики взбунтовались перед этой явной либерализацией их Церкви в вопросе однополых пар. Вся теплохладная масса, идущая ногой со временем под указку мондиалистских сил, наоборот восторжествовала. Наконец-то, дожили ! Стоит предложить выдержку из одной газеты столь характерной такого настроения : «Папа своего времени ! Папа близкий к своим верующим, пришедший с юга и не имеющий консервативных привычек своего предшественника. Он сопровождает общество, настоящее общество, с его разделениями и развитием».

И на самом деле, Fiducia supplicans соответствует всем заявлениям папы Франциска с момента его избрания. Кто интересуется не только церковными вопросами, но и мiровой политикой, в состоянии понять, где источник таких мыслей. В палатах и ассамблеях международных организаций ведётся последовательная безшумная работа. Конфликт между христианскими правами человека и повесткой дня ЛГБТ достигает опасного для христиан уровня. Недавние дискуссии на 53-й сессии Совета ООН по правам человека (июнь-июль 2023 года в Женеве) вызвали обоснованную обеспокоенность по поводу потенциального влияния применения норм ЛГБТ в религиях. Советомбыл опубликован доклад, в котором утверждается, что религиозная свобода нарушает права ЛГБТ. В докладе говорится, что правительства должны навязывать приемлемые стандарты ЛГБТ в религиозной среде и наказывать религиозных лидеров и организации, не соблюдающих их. В нем также предлагается, чтобы государства-члены ООН использовали благоприятных религиозных лидеров для продвижения идеологии ЛГБТ, тем самым навязывая эту идеологию всем религиям.

Пусть каждый поймёт, где Совету ООН удастся уже сейчас найти таких "благоприятных религиозных лидеров". Увы и не в одной католической Церкви. Как известно во многих странах введены законы, не соответствующие христианскому учению и христианской этике, но, как говорится – Dura lex, sed lex … Однако, надо ли, чтобы церковные лидеры превращались в пропагандистов таких идей ?

Папа Франциск, который в 2013 году задавался вопросом – кто я такой, чтобы судить геев ? мог бы с пользой открыть знаменитую Церковную историю Евсевия Кесарийского, который приводит словаумученного в середине третьего века при Диоклетиане папы Стефана I : «Nihil innovetur, nisi quod traditum est», иными словами – « Пусть не вводится ничего нового, что не было передано». Увы, папа Франциск не внимает словам своего великого предшественника.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Метки: рпцз, протодиакон герман

Печать