Слово к украинским добровольцам. А. Пелехъ
Слово к украинским добровольцам
События последних месяцев на Востоке Украины, активное противодействие группам сепаратистов, которые, нарушая все правила ведения боевых действий, используют гражданское население в качестве живого щита, вызвали шквал ожесточенности.
Можно без преувеличения сказать, что анти-террористическая операция (АТО) по своей сути является ничем иным как полномасштабным вооруженным противостоянием, ибо с обеих сторон задействованы танки, самоходные установки, различные виды тяжелой артиллерии. И если боевые самолеты и вертолеты, на данный момент, использует только украинская сторона, то сепаратисты имеют богатый арсенал средств ПВО, включая и новейшие образцы. Если отбросить юридические формулировки и посмотреть правде в глаза, нужно признать – на Востоке Украины полным ходом идет настоящая ВОЙНА.
Однако помимо необходимости освободить захваченные города и населенные пункты, и нейтрализовать вооруженные банды сепаратистов, на подразделениях украинской армии и Национальной гвардии еще лежит ответственность сохранить репутацию, достоинство и воинскую честь. Ибо святое дело должно делаться только чистыми руками. И никогда военные преступления и зверства не должны вызывать аналогичных методов ведения войны.
В этой связи, обращаясь к бойцам и командирам добровольческих подразделений, к ним в первую очередь, поскольку они пошли на передовую по идейным соображениям и представляют наиболее сознательный контингент среди участников АТО, хотелось бы напомнить о событиях давно минувших дней российской Гражданской войны.
Без малого сто лет назад ваш земляк – Василий Шульгин, редактор газеты «Киевлянинъ» и известный русский националист, сторонник единения двух типов – южно-русского и северно-русского в Обще-Русский монолит, обратился с напутствием к белым добровольцам, которые поднялись на защиту поруганной Отчизны против банды интернациональных большевистских преступников.
Конечно, с событиями почти столетней давности нет полной тождественности – при иных обстоятельствах сегодня украинский воин ведет борьбу за свободу и независимость своего государства. Нет уже единой Российской Империи, а причина внутренней междоусобицы лежит во вмешательстве сопредельного государства. Однако прослеживаются и явные параллели. Социальные низы, уголовные элементы и отъявленные авантюристы, выдвинув лживые демагогические лозунги, принесли на Восток Украины смерть и разорение мирным жителям. Да и отряды сепаратистов, несмотря на неумелую маскировку под вывеской «русского мира» в основе своей имеют большевистское нутро. И их тяга ко всему советскому – от символики до почитания коммунистических вождей – видна невооруженным взглядом. И если где-то для отвода глаз ими поднимается полотнище с ликом Христа, то рядом неминуемо соседствует серпасто-молоткастая тряпка.
Впрочем, слова Шульгина будут являться прекрасным напутствием на все времена для тех, кто мужественно встает на защиту своей родины, труда и жилищ мирных граждан.
Вот, что писал редактор «Киевлянина» осенью 1919 года, обращаясь к белым добровольцам.
«Белые – честные до донкихотства. Грабеж у них – несмываемый позор. Офицер, который видел, что солдат грабит, и не остановил его, – конченый человек. Он лишился чести. Он больше не «белый» – он «грязный»... Белые не могут грабить.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного, – тот лишен чести. Он не белый, он – палач. Белые не убийцы: они воины.
Белые рыцарски вежливы с мирным населением. Кто совершил насилие над безоружным человеком, – все равно, что обидел женщину или ребенка. Он лишился чести, он больше не белый – он запачкан. Белые не апаши – они джентльмены.
Белые тверды, как алмаз, но так же чисты. Они строги, но не жестоки. Карающий меч в белых руках неумолим, как судьба, но ни единый волос не спадет с головы человека безвинно. Ни единая капля крови не прольется – лишняя... Кто хочет мстить, тот больше не белый... Он заболел «красной падучей» – его надо лечить, если можно, и «извергнуть» из своей среды, если болезнь неизбывна...
Белые имеют Бога в сердце. Они обнажают голову перед святыней... И не только в своих собственных златоглавых храмах. Нет, везде, где есть Бог, белый преклонит – душу, и, если в сердце врага увидит вдруг Бога, увидит святое, он поклонится святыне. Белые не могут кощунствовать: они носят Бога в сердце.
Белые твердо блюдут правила порядочности и чести. Если кто поскользнулся, товарищи и друзья поддержат его. Если он упал, поднимут. Но если он желает валяться в грязи, его больше не пустят в «Белый Дом»: белые не белоручки, но они опрятны.
Белые дружественно вежливы между собой. Старшие строги и ласковы, младшие почтительны и преданны, но сгибают только голову при поклоне... (спина у белых не гнется).
Белых тошнит от рыгательного пьянства, от плевания и от матерщины... Белые умирают, стараясь улыбнуться друзьям. Они верны себе, родине и товарищам до последнего вздоха.
Белые не презирают русский народ... Ведь, если его не любить, за что же умирать и так горько страдать? Не проще ли раствориться в остальном мире? Ведь свет широк... Но белые не уходят, они льют свою кровь за Россию... Белые не интернационалисты, они – русские...
Белые не горожане и не селяне – они русские, они хотят добра и тем и другим. Они хотели бы, чтобы мирно работали молотки и перья в городах, плуги и косы в деревнях. Им же, белым, ничего не нужно. Они не горожане и не селяне, не купцы и не помещики, не чиновники и не учителя, не рабочие и не хлеборобы. Они русские, которые взялись за винтовку только для того, чтобы власть, такая же белая, как они сами, дала возможность всем мирно трудиться, прекратив ненависть.
Белые питают отвращение к ненужному пролитию крови и никого не ненавидят. Если нужно сразиться с врагом, они не осыпают его ругательствами и пеной ярости. Они рассматривают наступающего врага холодными, бесстрастными глазами... и ищут сердце... И если нужно, убивают его сразу... чтобы было легче для них и для него....
Белые не мечтают об истреблении целых классов или народов. Они знают, что это невозможно, и им противна мысль об этом. Ведь они белые воины, а не красные палачи.».
Конечно, нелегко следовать этим заветам, когда взаимное противоборство столь велико, и гибель боевых товарищей и простых жителей Украины способствуют ожесточению. Но эти слова должны быть той планкой, на которую должен ровняться каждый украинский офицер, солдат и доброволец. И в этом – в значительной степени залог конечной победы.
Героям – Слава!
А. Пелехъ
(«И.С.»)