Важное письмо старца Филофея (Зервакоса) о старом и новом календарном стиле
Иподиакон В. Кириллов: важное письмо известного греческого старца, помещённое ниже, ценно ещё и тем, что оно не только показывает святоотеческий подход к календарной проблеме, лишенной фанатизма и «ревности не по разуму», но и объясняет умеренную позицию старостильного Митрополита Киприана, бывшего духовным сыном архимандрита Филофея (Зервакоса).
*****
Дорогой мой и возлюбленный чадо Ангел, радуйся о Господе!
Получил Ваше письмо от 17/30 августа 1975 г. и отвечаю, хотя стар и немощен.
Старый календарный стиль установили 318 святых богоносных отцов, собравшиеся на Первом Вселенском соборе, с ним были согласны все остальные Вселенские и Поместные соборы, и на протяжении примерно 16 веков ему следовали миллионы святых православных христиан. Так было до1923 г., когда не дверью вошел во двор овчий, но по-воровски, преступно перелез благодаря политической власти Англии и Франции, Мелетий Метаксакис1, Вселенский патриарх. Он беззаконно упразднил святоотеческий Православный календарь, преступно и антиканонично ввел новый, папский, по причине того, что состоял в тайном сговоре с масонами (так как имел 33-ю степень масонского посвящения) и с псевдохристианином, псевдобезошибочным римским папой.
Введение нового папского календаря упразднило традицию Первого Вселенского собора о праздновании Пасхи2. Об этой же традиции также Великий Антиохийский Поместный Собор определил, что дерзающих изменять или нарушать сказанное о времени празднования Пасхи на Первом Вселенском соборе, если будут то епископы, иереи или диаконы да будут извержены из сана, миряне да будут отлучены. На Седьмом Вселенском соборе определено: «Кто хоть какое-либо Предание, письменное или устное отвергнет, да будет анафема».
Преступное принятие нового папского календаря, введенного беззаконнейшим архимасоном Вселенским патриархом Мелетием, в текущем 1975 году, упразднило совсем определенный святыми апостолами пост, начинающийся после праздника всех святых (о нем пишут с презрением в новом календаре). Иногда этот пост длится один день, иногда два. Первоверховный апостол Павел, уста Христовы, говорит в послании к Галатам: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 9). Но и все Вселенские и Поместные соборы преступающих и презирающих апостольские и отеческие Предания предают анафеме и отлучению. Святые апостолы в послесловии к Священным канонам определили: «Так о канонах заповедуем вам, о епископы. Вы же твердо держась канонов будете иметь мир, нарушая же их получите отмщение и вечно будете воевать друг с другом, подвергнетесь наказанию, подобающее получите возмездие».
Война, которую современные епископы ведут между собой и приносят бедствия, как Каин, предатель Иуда, распинатели, убийцы, непотребники, грубияны, чернь, это плоды невежественности и презрения к Священным канонам, апостольскому и святоотеческому Преданию. Если Глава и Основатель Церкви, Начальник мира не пощадит немногих верных и избранных рабов Своих и не пошлет мужей рассудительных, благоразумных, кротких, смиренных, мирных (для уврачевания этой проблемы), то настанет полная погибель. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5, 15). Так говорится о новостильниках3, презирателях Священных канонов, апостольского и святоотеческого Предания.
Теперь давай посмотрим и на тех старостильников раскольников, которые сами себя именуют «истинно православными христианами»4. Истинно православным является тот христианин, который имеет твердую и горячую веру в Истинного Бога, любовь от всей души и от всего сердца к Богу и ближнему, искреннее смирение и кротость. Господь наш Иисус Христос когда послал Своих учеников в мир сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Сказал им проповедовать Евангелие, не сказал им проповедовать старый календарь! «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Кто будет веровать и креститься во Имя Отца и Сына и Св. Духа, а не во имя старого календаря! Высоко летящий орел богословия, евангелист Иоанн сказал: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 5, 20). Не сказал, что старый календарь есть Бог и что пребывающий в старом календаре в Боге пребывает.
Сам Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Не сказал, чтобы учились от Него так как Он старостильник, как некоторые старостильники от чрезмерной ревности говорят, что Христос был старостильником. Какая чушь, Господи помилуй! Научитесь, говорит, от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и станете и вы такими же и найдете покой душам вашим. Не сказал, станете старостильниками. Итак, старостильники ложно хвалятся и говорят, будто бы они истинно православные, они истинно злославные, так как верят не в Бога, а в старый календарь. Апостол Павел, уста Христовы, говорит: «Без веры невозможно спастись». Старостильники говорят, что без старого календаря невозможно спастись.
Господь наш Иисус Христос призывает любить не только любящих нас, но и врагов наших. Старостильники ненавидят и подобных им старостильников. Друг друга ненавидят, друг друга оскорбляют, друг друга колотят и уязвляют. Им надо стыдиться называться не только истинно православными, но и вообще христианами и людьми разумными. Даже неверующие, нечестивые и самые опустившиеся люди бесчинствуют, воюют и колотят друг друга на дорогах, на базарах, в харчевнях, но внутри храма унижать других не дерзают. Дерзкие епископы, иереи и другие клирики, именующие себя «истинно православными», которые в храме Благовещения в Халкидики били братьев своих, должны принести покаяние в этом и прекратить священнодействовать, если же они сами этого не сделают, все равно их извергает из сана 27 апостольское правило.
Православная Церковь считает, что все святые: апостолы, мученики, пророки, иерархи, преподобные и праведные через веру, любовь, смирение и добрые дела, через соблюдение и сохранение заповедей Божиих освятились и спаслись. Старостильники (к счастью не все, но к сожалению многие) в высшей мере фанатики, ревнители не по разуму, считают, что без сохранения старого календаря нет спасения. Некоторые из них думают и проповедуют, что если какой-либо христианин имеет множество грехов, утопает в них по шею, но если он при этом сохранит старый календарь, то спасется!
Православная Церковь верит и учит, что Святые таинства: Крещение, Причащение, Покаяние, Исповедь и другие, совершает Святой Дух. Архиереи и иереи, совершающие таинство Крещения, с верой и благоговением молятся и просят Всесильного Бога Отца ниспослать Пресвятого Духа и освятить воду, сделать ее водой искупления, освящения, очищающей душу и тело, освобождающей от греховных уз, во отпущение прегрешений, просвещение души, возрождение духа, в благодать усыновления, одежду бессмертия, источник жизни и прочее. При совершении Святой Евхаристии молятся о ниспослании Святого Духа и пресуществлении хлеба на дискосе в Честное Тело Христово, а вино в чаше в Его Честную Кровь. После исповеди священник говорит разрешаемому: «Благодать Пресвятого Духа разрешает и прощает тебя в нынешнем и будущем веке». Подобно и во всех других Таинствах после молитвы Святой Дух освящает таинственно, невидимо. Фанатики же зилоты старостильники5 поклоняются старому календарю, все отрицают и думают, что Таинства недействительны, Святой Дух не нисходит из-за того, что отсутствует старый календарь, потому что архиереи и иереи не старостильники! Больше этой прелести (заблуждения), нечестия и безумия не существует. Великий Григорий Богослов говорит: «Не всех Дух Святой рукополагает, но во всех действует». И Божественный Златоуст говорит, что Таинства совершаются и через недостойного священника, так как их совершает Дух Святой не взирая на недостоинство священнослужителей ради освящения и общения верных с Богом через Таинства. С этим мнением трех великих просветителей вселенной (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) согласны все святые отцы, только фанатики зилоты старостильники6 не согласны и, желая показать, что они выше и умнее святых отцов, проповедуют, что причастники Святых Таин в храмах новостильников вкушают хлеб, вино, солому и сено!
Иеромонах монастыря в Сиро, духовник, желая показать свою чрезвычайную ревность (но не к Православию, а к старому календарю), считал, что без старого календаря и Таинства не совершаются и спасение невозможно. Христианам он советовал не ходить в церкви и не причащаться, так как священники новостильников и церкви их окатоличились. Он всем советовал: «Лучше останьтесь дома, наполните чашу вином и, обмакнув ломтик хлеба, ешьте и пейте, но не принимайте причастие у новостильников. Я его гнушаюсь, топчу ногами и ругаю непристойными фразами». О величайшее нечестие и безумие! За это многомилостивый Бог (Который часто долготерпит и не воздает нам по беззакониям нашим и по грехам нашим), как Праведный, наказал нечестивого наглеца и богохульника. «Ибо... всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении» (Евр. 2, 2-3) и «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» (Рим. 2, 9) Вышеупомянутый нечестивейший иеромонах, который непристойными, скверными словами похулил и оскорбил своим скверным языком Святое Тело и Кровь Сладчайшего Христа, был явно наказан для примера другим. Лишившись благодати Божией, заблуждающийся и неблагодарный, как Иуда, он взял веревку и повесился в притворе построенного им храма.
Но и в этот момент снова всеблагий Бог, Которого долготерпение неизреченно, захотел его спасти, как на кресте благоразумного разбойника, и послал туда человека, который увидел его висящим и издыхающим призвал на помощь соседей, и они спешно обрезали веревку и спасли его. Однако, поскольку он не покаялся искренне, сошел с ума, его заперли в особом месте для сумасшедших. Там он прожил немного времени и когда стал приближаться к смерти, директор того заведения, будучи благоговейной, позвала священника, чтобы преподал ему Святые Тайны и не умер бы он непричащенным. Священник усердно поторопился прийти, но когда подошел, чтобы преподать ему Святое Причастие, Хлеб Жизни, Хлеб Небесный, увидел ужасное зрелище. Как он сам мне рассказывал, увидел он, что нечестивый и безумный иеромонах, хулитель Святого Причастия, поедает свои нечистоты! О неизреченны и праведны Твои суды Христе, Человеколюбивый, но одновременно и Праведный! Ядущего свои нечистоты не причастил священник. Тот же священник его хоронил и присутствовал, когда его тело снова выкапывали из земли. Останки его оказались совершенно нерастленными, черными, зловонными, и язык был высунут изо рта! Бог поругаем не бывает. Страшно впасть в руце Бога Живаго! И прежде безмерно хвалившийся, что он будто бы истинно православный, так как следует старому календарю, и осуждавший «новокалендарников», как анафематствованных, проклятых, которые должны пребывать нерастленными во веки, сам умер жалкой смертью, поедая свой кал!
О безумные старостильники! Кто вас прельстил, кто научил думать и верить, что старый календарь равносилен Пресвятому Духу или выше и что когда новостильники молят Бога ниспослать Духа Святого и освятить Таинства, Ему не позволяет прийти старый календарь, из-за того, что они «новокалендарники», дозволяет же прийти только к одним точным хранителям календаря, «старокалендарникам», фанатикам зилотам!
Святые отцы, когда нам передали старый календарь, сказали: «Вам передаем Иулианский календарь, на основании которого мы определили всем праздновать праздник Пасхи согласно, в мире и единомыслии в один день, чтобы не праздновали одни раньше, другие позже и не происходили из-за этого вражда, словопрения и распри». Они не сказали, что кто сохранит старый календарь, тот спасется и, что на этом старом календаре весь закон и пророки висят. Это есть учение коварного сатаны, ненавистника добра, негоднейшего и чрезвычайно вредоноснейшего. Лукавый враг прародителей наших попрал, сказав им не слушать Бога, а слушать его, чтобы стать богами. Этот же коварный прельстил истаростильников самозвано называться «истинно православными» и они, как невнимательные, приняли совет его, а не заповедь Божию, данную ученикам Его и всем нам верным. «Когда исполните всё (т. е. сохраните Закон Мой, заповеди, все повеления Мои) повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Не заповедал нам говорить, что мы истинно православные.
Приняв совет доброненавистника лукавого сатаны и назвав себя «истинно православными», старостильники отказались от заповеди Господа нашего Иисуса Христа, заповедавшего: ««Когда исполните всё... говорите: мы рабы ничего не стоящие» и «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», и отвергли смирение. Бог, Который гордым противится и смиренным дает благодать, Дух Святой, Который, по слову Премудрого Соломона, почивает в кротких сердцах, удалился от сердец старостильников, вернее, они Его выгнали, избрав духа гордости, который научил их гневу и раздорам. Сердце же смятенное есть седалище диавола. Вас, старостильники, он научил не иметь любви, а иметь ненависть, буйствовать, драться, дико колотить друг друга, да еще внутри храма. Вас научил диавол думать и проповедовать, что Дух Святой, о ниспослании Которого новостильные епископы и пресвитеры молятся Отцу Небесному, Богу Вседержителю, не нисходит, так как они не старокалендарники. Таким образом, вы считаете, что и к христианам с апостольского времени до 325 года, когда 318 святых отцов узаконили старый календарь, Святой Дух не нисходил, так как не было старого календаря!!! Следовательно, они в Таинстве Святого Причащения ели хлеб и пили вино, а так же пребывали некрещеными! Дух гордости научил вас, старокалендарники, перекрещивать и второй раз миропомазывать православно крещеных новостильников. Святыми апостолами и святыми отцами семи Вселенских Соборов заповедано «едино крещение» во Имя Отца и Сына и Святого Духа, совершаемое троекратным погружением в воду. И определено его не повторять. Нарушители же этого определения анафематствуются. Святым миром второй раз помазывают только тех, кто отрекся от Христа. Новостильники не отрекались от Христа.
Духовное во Христе чадо, возлюбленный Ангел. Из вышесказанного должно быть ясно, что и новостильники и раскольники старостильники являются нарушителями апостольского и отеческого Предания, наиболее же старостильники. Они попирают больше апостольских и отеческих Преданий, особенно же презирают заповедь любви, о которой апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа!» (1 Кор. 16:22) «Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, - сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и всё знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, - я ничто, И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, - нет мне никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).
Раскольники старостильники, не имея любви, ничего духовно не приобретают, ничего хорошего не имеют. Хвалящиеся и самозванно именующие себя «истинно православными христианами», на самом деле они являются истинно злославными. Недостаток любви и смирения во всех людях: и старостильниках и новостильниках, мирянах и клириках, богатых и бедных, больших и маленьких, царях и патриархах, министрах и солдатах, ведет к ослеплению духовных очей. Тогда перестают видеть и называют свет тьмою и тьму светом, сладость горечью и горечь сладостью, истину ложью и ложь истиной, день ночью и ночь днем, добродетель злом и зло добродетелью. Поскольку все, как пророчески сказал Давид, «уклонились, сделались равно непотребными», и по апостолу Иоанну Богослову «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:10). Следовательно и мы грешники, и больше всех я. Поэтому всегда надо каяться и горячо просить Преблагого Бога и Отца нашего Небесного, Подателя благих даров, Начальника мира, чтобы послал с небес великую и богатую Свою милость и дал нам покаяние и отпущение грехов, дал нам две великие добродетели – любовь и смирение, чтобы ими, как двумя крылами голубиными, по слову Давида, мы очистились, вознеслись и упокоились в вечных упокоениях, во дворах Господних, в возлюбленных шатрах рая, во светлости святых, и удостоились быть наследниками вечных благ и Царства Небесного. Аминь.
Заканчивая настоящее отеческое письмо, желаю, чтобы Всеблагой и Человеколюбивый Бог и Отец наш Небесный вас сохранил от многочисленных, разнообразных и хитрых сетей льстивого сатаны, распростертых повсюду, созерцая которые в видении великий Антоний со стоном воскликнул: «Кто же может их избежать»! И услышал глас: «Смирение».
Как духовный отец советую тебе непрестанно молиться и просить Бога да подаст тебе смирение и любовь (*). Когда будешь просить с верою и благоговением, то Он, наставлявший нас «просите и дастся вам», подаст тебе. Когда же подаст тебе смирение и любовь, вселится в тебя, разрушит сети диавола и тебя спасет.
Затруднения твои относительно темы старого и нового календаря разрешаются на основании учения Священного Писания и мудрых святых учителей нашей Святой Церкви, здравого смысла и рассудительности. «Из двух зол выбирай лучшее».
Новый календарь плохой, так как беззаконно вошел в Церковь от лжехристианина, псевдобезошибочного римского папы и масона Вселенского патриарха Мелетия. В некоторые годы новый стиль упраздняет пост святых апостолов, не упраздняет, однако, ни веры, ни догматов ни праздников святых, опережая только на 13 дней старый календарь. Тем не менее, он плох, так как зло и беззаконно и антиканонично вошел и расколол Одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь на две, старостильников и новостильников. Раскольники старостильники ради сохранения старого календаря впали во многие заблуждения, больше и хуже, чем новостильники, о чем мы выше уже упоминали. Старостильники упразднили первую и величайшую заповедь любви, разделились на множество групп, приняли перекрещивание, ввели новые догматы, стали служить календарю, возводят в догмат то, что будто бы Святой Дух из-за отсутствия старого календаря не освящает Таинства новостильников и прочее. Заблуждения раскольников старостильников многочисленнее и хуже, чем новостильников.
В этом случае подобает из двух предстоящих зол выбирать меньшую. Поступай, как поступили недавно многие старостильники, которые, увидев и поняв страшную прелесть раскольников (недостаток любви, взаимные угрызения и прочее), последовали меньшему злу.
Сему последуй и молись прилежно, чтобы Господь всех просветил, и все вернулись к старому календарю а наипаче к покаянию, любви и смирению, и были единым стадом с Добрым и Истинным Пастырем, Который принес Себя в жертву за словесных Своих овец.
С отеческой любовью и сердечными молитвами
Архимандрит Филофей Зервакос
(Перевод с греческого архимандрита Митрофана)
[1] Эммануил Метаксакис родился 21 сентября 1871 года на Кипре. Учился в семинарии Честнаго Креста в Иерусалиме. В 1892 году пострижен в монашество. В 1900 году назначен секретарем Священного Синода в Иерусалиме. В 1908 году изгнан иерусалимским патриархом Дамианом «за деятельность против Гроба Господня». В 1910 году стал митрополитом Китионским. В 1912 году был кандидатом на константинопольский престол. В 1918 году не канонично возведен в должность архиепископа Афинского. Активно распространяет экуменизм. В 1921 г. Афинский Синод начинает следствие против него, но он в этот момент избирается Константинопольским патриархом. Низвержен Элладской Церковью, но несмотря на это, стал патриархом Константинопольским. В 1923 году организовывает «Всеправославный конгресс». После этого печально известного конгресса изгнан из Константинополя верующими. В 1926 г. избирается патриархом Александрийским. Вводит в Александрийской Церкви новый календарь. Уже будучи смертельно болен, предлагал свою кандидатуру на иерусалимский престол. Умер 28 июля 1935 года в Каире. Вот краткая биография этого церковного авантюриста, из которой сразу все можно понять. Дмитрий Капустин. Краткие сведения по истории Греческой Церкви XXстолетия. (Цит. по: П. В. Троицкий. Русские на Афоне, 19-20 век. С. 346)
[2] «Новый календарный стиль» в Константинопольской, Элладской и других последовавших им Поместных Церквах отличается от «старого» только тем, что не переходящие праздники (Рождество, Успение и др.) празднуются на 13 дней раньше. А Пасха и соответственно все от нее зависящие праздники (Вознесение, Пятидесятница и др.) католической реформе не подверглись, т. е. празднуются по «старому» стилю вместе с Русской, Иерусалимской, Сербской и Грузинской Поместными Церквами (прим. переводчика).
[3] Здесь и далее мы переводим согласно русской традиции «новостильники» и «старостильники», в греческом же оригинале буквально «новокалендарники» и «старокалендарники». Старостильниками (старокалендарниками) конкретно в этом письме автор называет греческих раскольников (прим. переводчика).
[4] Здесь и далее везде речь идет о греческих старостильниках-раскольниках, которые гордо именуют себя «Γνήσιοι Ορθόδοξοι Χριστιανοί (Γ. Ο. Χ.)», т. е. «истинно православными христианами» (прим. переводчика).
[5] Вместе с ними так считает игумения Магдалина из монастыря в г. Козани.
[6] Игумения женского старостильного монастыря в г. Козани.
(*) «Если нет смирения, то все добродетели бесполезны. Монахиня Магдалина враждебно относилась к тому, что св. Нектарий творил и творит чудеса. Она даже написала книгу. Среди прочих её богохульств, она заявила, что таинство Евхаристии исполняется Святым Духом только при следовании Юлианскому календарю. Она также говорила, что всякий будет проклят Вселенским Синодом, кто признает Нектария святым и т. д. Не думая, она проклинает Бога и святого. Ведь Бог прославил своих святых по их смирению, вере и любви» («Блаженный старец Филофей Зервакос». Салоники. 1994).
«Архимандрит Филофей (Зервакос) [1884-1980] – известный греческий старец высокой духовной жизни, прозорливец и чудотворец (духовный сын свт. Нектария Эгинского). После введения в Константинопольской и Элладской Церквах нового стиля, он не стал отделяться от своего епископа, но и не переходил на новый календарь, оставаясь одним из самых убежденных его противников. Расколы, произошедшие в результате перехода на так называемый новоюлианский календарь, причиняли Старцу огромную скорбь, и он много молился о восстановлении традиционного святоотеческого церковного календаря и о примирении враждующих». (http://www.sobor8.ru/06jnv-10-filofei_zervakos.html).
«В тот же год поднялось великое смущение в Церкви из-за нововведения – григорианского календаря, принятого в 1923 году Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом), а в 1924 году – Синодом Элладской Церкви. Разделение, возникшее в связи с нововведением, повреждало отношения между православными христианами, придерживавшимися традиционного и нововведенного календарей, они настраивались друг против друга. Все это причиняло старцу большие страдания, и он молился о восстановлении традиционного церковного календаря и о примирении обеих групп. Даже после этого старец не отделялся от своего епископа из-за изменений, но и не придерживался нового календаря, оставаясь одним из самых откровенных противников нововведения. До конца своих дней старец уверял, что, хотя причиной разделения явилось введение григорианского календаря и единственный путь к объединению – возвращение к юлианскому календарю, ни одна из сторон не лишена заблуждений и обе подпадают под различные анафемы[3]. «Сорок лет я просил и продолжаю просить Бога утишить эту ужасную бурю, это бурное море в церковной среде, принести мир, и однажды ночью невидимый голос сказал: “Своевольным посланы Богом искривленные стези”. Я надеюсь, и молюсь, и умоляю Небесного Отца просветить церковных лидеров перестать нападать друг на друга, но примириться и вернуть Церкви православный календарь, данный нам отцами».
[3] Он писал, что, с одной стороны, «новый календарь не был введен в Православной Церкви ни Вселенским Собором, ни Поместным Синодом. Напротив, Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), который был масоном 33-го градуса, совместно с шестью неправославно мыслящими иерархами, ввели календарь неканонично и незаконно, показывая свое неуважение к Православной Церкви и традициям святых апостолов и святых отцов». С другой стороны, уважая группы старостильников, отделившихся от официальной Церкви, старец писал, что они также подпадают под анафему как нарушающие и презирающие великую заповедь любви: «Они презрели ее, нарушили ее, отбросили, ненавидят друг друга, угрызают друг друга, набрасываются друг на друга». Он особенно печалился о том, что «некоторые ревнители старого календаря верят и утверждают, что таинства без календаря недействительны и без календаря нет спасения. Величайшая ересь, какой еще не бывало!».Из книги Германа Мидлтона «Драгоценные сосуды Святого Духа: Жизнеописания и духовные советы современных греческих старцев» (Фессалоники, 2003).( http://www.pravoslavie.ru/put/3124.htm#rel3)
«Игумен Лангобардского монастыря, находящегося на острове Парос, старец высокой духовной жизни Филофей (Зервакос) (1884-1980) в 1968 году писал в письме к новостильному епископу Августину Флоринскому: «Поскольку старый стиль – это письменное Предание, а новый – новшество папистского и масонского происхождения, то всякий, отметающий старый календарь и следующий новому, подлежит анафеме. Всякое извинение и оправдание сего – неоправданно и является непщеванием вины о гресех. В прошлое воскресенье я поднялся на вершину Всех Святых и пророка Илии и, преклонив колена перед их чтимой иконой, со слезами молил их вразумить меня, какому календарю я, убогий, должен следовать вместе с моей братией, моими духовными чадами и всеми православными христианами. Прежде, чем я окончил свою смиренную и жалкую молитву, я услышал внутри себя голос, говорящий: "Ты должен следовать старому календарю, который богоносные Отцы, собиравшиеся на семи святых Вселенских Соборах и утвердившие Православную веру, передали тебе, а не новому календарю западных пап, расколовших Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь и извративших Апостольские и отеческие предания!" В этот миг я почувствовал такое волнение, такую радость, такое упование, такое воодушевление и духовный подъем, какие навряд ли когда испытывал в часы молитвы во всю мою жизнь. Не думайте, что следование папистскому календарю – это что-то несущественное. Православный юлианский календарь – это Предание, и как таковое мы должны хранить его, иначе мы подпадем под анафему. "Аще кто отметает любое Предание, писанное или неписанное, да будет анафема", – провозглашает Седьмой Вселенский Собор. Сейчас не время продолжать хранить молчание, не медлите же, спешите» (http://www.christian-spirit.ru/v24/24.(9).htm.)
Отец Филофей (Зервакос) в феврале 1968 г. написал открытое письмо патриарху Афинагору, в котором он святоотечески резко дает наставление о смирении и советует: «Если ты на самом деле любишь папу, пойди и скажи ему всю правду: – Дорогой папа, поскольку я люблю тебя, скажу тебе всю правду. Слушай, если имеешь уши, чтобы слышать. Ты первый по гордыне, а я – сразу за тобой. Ты – потому что именуешь себя непогрешимым, я – потому что называюсь наисвятейшим. Мы оба лгуны. Ни ты не являешься непогрешимым, ни я не наисвятейший. А если люди, желая нам польстить, называют нас непогрешимым и наисвятейшим, скажем им правду. Мы не такие, как вы думаете. Мы грешники. Скажите им то, что Богочеловек Господь наш Иисус Христос сказал одному богатому юноше: «...что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10,18). Патриарх, рассердившись, вернул письмо о. Филофею, не оставив его у себя, чтобы оно не попало в патриарший архив («Ортодоксос типос», Афины, 1979). (http://www.rusidea.org/?a=40311). Полный текст письма по англ.:http://wake-up-neo.ru/?p=232
О. Филофей Зервакос (+1980): «Латиняне противятся Духу Святому ... и добавил, они находятся во тьме заблуждения через учение «и от Сына». Следовательно поклонники папы впали в мириады злочестий и ересей... и мы молимся о том, чтобы благодать Божия сохранила нас от волков, еретиков» (Γέρων Φιλόθεος Ζερβάκος, Ορθόδοξος Κυψέλη, Θεσσαλονίκη 1988, σ. 565.).