АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Из истории русского храма в Риме. Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ – ноябрь 1985 г.

История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

 

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

 

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

 

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

 

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский), закончивший свою зеумную жизнь в ГУЛАГе в 1936 году.

 

 

Знаменательная страница в истории прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова +1884-1969), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.
Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, правление Дуче, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.***

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил Осоргин, настоятель хрма Святителя Николая в Ницце, юрисдикции КЦ, сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в РПЦ МП.

После возвращения в 2000 году в Московскую Патриархию приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ – ноябрь 1985 г. ***

Весною 1985 г. настоятелем Римского прихода, находящегося в непосредственном подчинении Синоду РПЦЗ, был назначен молодой священник о. Михаил Маклаков, по происхождению ирландец, перешедший в Православие из католичества, женатый, возведенный в протоиреи после трех лет священства.

Этот неопытный человек, мало понимавший русских людей, но волевой и с причудами (ходил с посохом по Риму), вышел на конфликт с прихожанами, среди которых были уже не молодые люди, носившие заботы о приходе в течение многих десятилетий.

Положение стало столь критическим, что Синодом был направлен в Рим Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. В результате чего, после «тщательного рассмотрение дела», был принят Указ Архиерейским Синодом от 12/25 июня 1985 г. за № 81/46/150, за подписью Митрополита Филарета и Епископа Григория. В этом указе значилось, что «отказываясь уважать права законно назначенного настоятеля, некоторые прихожане Св. Николаевского прихода в Риме собирались на заседания членов Совета без Настоятеля, как законного Председателя или даже вопреки ему. Они не только собирались на такие заседания в нарушение Приходского Устава, но и решили самочинно созвать экстренное обще-приходское Собрание». В соответствии с канонами было вынесено решение:  «руководители этого начинания: Александр Александрович Мясоедов, Ольга Петровна Босси и Ольга Николавна Ферзен за совершенный ими грех отлучаются от Причастия до принесения ими покаяния. К их попытке оторвать Св. Николаевский приход от Русской Православной Церкви Заграницей прибавляется грех Марии Санторелли, присвоившей все церковные ноты для препятствия церковному благолепию и Джона Линдзей Опи, не отдающего деньги на ремонт церковного здания, несмотря на законное требование настоятеля, что тоже является грехом, как всякое присвоение церковного имущества, на которых распространяется та же мера».

Так, вместо уврачевания заболевшего прихода от своего настоятеля, положение ухудшилось до того, что Синод поручил Вл. Антонию Женевскому навести порядок в Римском приходе. Владыкой был назначен о. Петр Кантакузен (будущий Епископ, ныне почивший) для проведения обще-приходского собрания и урегулирования церковной жизни.. Назначение о. Петра имело умиротворяющее действие. Но к тому времени уже многие прихожане были настроены к переходу в другую юрисдикцию. В какой-то момент, в начале сентября 1985 г., о. Петр должен был покинуть временно Рим и попросил о. Вениамина Жукова его заменить. Отсюда и нижеследующая переписка между Секретарем Синода Еп. Григорием и о. Вениамином.

С того времени прошло ок.30 лет... 27-го июля 2009 г., управляющий приходами РПАЦ в США, еп. Андрей (Маклаков) обратился с жалобой к Президенту Российской Федерации, упомянув о своем происхождении: «Вместе с Православным Крещением и именем я принял и русскую фамилию. Во мне нет ни капли русской крови...».

 

Письмо Еп. Григория (Граббе)

30 октября/ 12 ноября 1985 г.

Дорогой Отец Вениамин,

Посылаю Вам копию письма о. Михаила Маклакова. Пожалуйста сообщите мне, что Вы о нем думаете? Как Вы полагаете, в какой мере мы можем его удовлетворить? Насколько я знаю он действительно истратил много своих денег, но не знаю, насколько это явствует из его отчетности? Хотелось бы мне знать, что Вы об этом думаете в связи с общим положением.

Относительно румын послал Вам телеграмму от Митрополита.

Спасибо Вам за все Ваши труды. Божие благословение да будет с Вами.

Искренне Ваш +Епископ Григорий.

Письмо о. Вениамина Жукова

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Григорию.

11/24 ноября 1985 г.

Владыко благослови!

Спаси Господь за Ваше письмо от 30 окт/12 ноября с.г. с приложением письма о. Михаила Маклакова.

В первую очередь позвольте доложить о Румынском вопросе и поблагодарить за присланную телеграмму, которая была получена в самых благоприятных сроках, и я смог ее доставить по назначению за два дня до намеченного собрания епархиального совета. Последнее, в составе 45 членов, прошло в полном порядке; протестовавших оказалось 3-4 человека, среди которых о. Василий Болдеану, не согласный главным образом с возведением о. Михаила Констандакэ в протоиереи. Бывший на собрании о. Попеску, видя что все в порядке, подтвердил свою с своим приходом принадлежность епархии. Румыны считают, что Синод их спас еще раз от разрухи. На какой-то срок они вздохнули.

О положении Римского прихода мне гораздо труднее доложить. Во-первых, потому что я не ознакомился подробно с хозяйственным вопросом, не просмотрев тщательно счета, будучи лишь заместителем о.Петра Кантакуэен на очень короткое время. Во-вторых, потому что то, с чем мне пришлось ознакомиться за этот срок, выглядело как мрачная сеть сброшенная на многостороннюю жизнь прихода, с такими явлениями, что встает вопрос насколько некоторые действия подводимы под нормальную ответственность.

На нашей совести лежит разруха нормальной приходской жизни и приведение в состояние отчаяния многих честных прихожан. О. Михаил и Синод потеряли кредит не только в самом приходе, но и в известных кругах Рима. Отчасти этому способствовали один католический священник и его соучастник журналист, которым о Михаил доверился в тяжелую минуту.

Нам нужно постараться восстановить нормальную жизнь прихода и доброе звание Синода. Уже доверие начинает проникать в сердца с прямотой действий о. Петра. Параллельно, следовало бы произвести исследование счетных книг и инвентарь имущества, и перевести приход под ведение Вл. Антония Женевского.

Вероятно исследование в хозяйственном плане заставит привести к   церковно-канонической ответственности о. Михаила. В таком случае, акт сдачи о. Михаилом в аренду католическому священнику гаража, подвального помещения и двух комнат (спользованием кухней и ванной) в квартире настоятеля, состоящей всего из трех комнат, может найти путь к расторжению. В этом вопросе нужно действовать последовательно и принимать соответствующие решения.

В своем письме о. Михаил касается в общем денежного вопроса. Он пытается отчитаться. Но его изложение неубедительно. Из его отчетности нельзя себе представить, хотя бы общую, но точную картину. Он утверждает, что единственные средства прихода были собраны им от пожертвований. Всего 25.000 дол. Значило бы от этой суммы вычислить его жалование за время пребывания, т.е. 6.000 дол., пусть к этому швейная машина, фотомашина Канон и деньги "каш", всего 4.000 дол. А где остальные деньги? Он не указывает. Может быть это где-то вписано, но из его письма не явствует. Есть и недосказанность, как выписка из счетной книги значительной суммы для перевозки в Германию, или суммы на меблирование, как мне об этом доложил о. Петр, не входя в подробности. Есть и неточность, как свидетельствует выписка касательно необходимого для печения просфор.

Своим письмом о. Михаил видимо надеется пресечь всякие следствия по финансовым делам в Римском приходе. Так ли на это посмотрят прихожане? Ведь когда-то приступит к делу ревизионная комиссия. Простите Владыка, что я Вам посоветую не идти на какие либо соглашения с о. Михаилом по этому вопросу пока не произведется соответствующее исследование, пока не прояснится хозяйственное состояние прихода за это время.

Возможно, что нормализация жизни прихода, проводимая о. Петром, и, в частности, возможное расторжение контракта о сдачи в аренду большей части квартиры настоятеля, позволит гуманные решения. Дай Бог! В надежде, что такой случай больше не повторится.

Испрашивая, Владыка, Ваших святых молитв. Пр. Вениамин Жуков.

Приписка вручную: понедельник 12/25 ноября.

Только что позвонил о. Петру в Рим и узнал результат собрания: 23 гол. за переход (уход от РПЦЗ), 7 против, 1 возд.

Посылаю однако прежде написанный обзор и повторю надежду, что такого второго случая в нашей Церкви не произойдет. Испрашиваю Ваших святых молитв. С искренней преданностью. Прот. Вениамин Жуков.

С копией Вл. Антонию.

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.