Опубликована монография о сотрудничестве Церкви и государства в средневековой Франции
Увидела свет новая книга русского историка-медиевиста Владимира Солодовникова — «Практическая симфония в период правления Людовика VI Толстого (1108-1137 г. г.)».
«Идея симфонии Церкви и государства обычно и вполне справедливо ассоциируется с православием. Однако она не была чужда и католичеству, которое в средние века все же пыталось полностью подчинить себе государственную власть. Во Франции XII столетия эта симфония имела исключительно практический характер. Интрига же состояла в том, что не всегда было ясно, кто больше заинтересован в тесных союзнических отношениях – Церковь или государство?»
«Новизна исследования В.В. Солодовникова состоит в том, что впервые в российской историографии проанализирована практика симфонии во времена Людовика VI и выявлено ее духовно-историческое значение для Франции», — подчеркнули рецензенты.
Солодовников отметил, что и король, и Французская Церковь видели в симфонии оптимальный способ решения собственных – не всегда гармонировавших – задач. Ее реализация была пропитана двусторонним прагматизмом.
Она отличалась абсолютной логичностью в политическом контексте страны. Симфония обеспечила королевскую власть идеологическим и экономическим ресурсами, имевшимися у Церкви, которыми первая активно пользовалась, создавая единое централизованное французское государство, свободное от феодальных распрей, и чрезвычайно независимое в своей внешней политике. Она открывала перед монархом возможность вмешательства во внутрицерковные дела с целью манипуляции Церковью во имя достижения тех или иных государственных целей.
«Одновременно симфония обеспечила Французскую Церковь возможностью деятельного участия во внутренней и внешней политике государства. Она же помогла высокопоставленным священнослужителям поддержать статус крупных феодалов и существенно облегчила их взаимоотношения с папством, — отметил историк. — Конечно, на практику симфонии накладывал отпечаток личностный фактор. Речь идет о личности ее горячего приверженца – короля Людовика VI Толстого. Таким образом, симфония являлась сильным политическим методом, при помощи которого было создано единое централизованное французское государство. Неотъемлемой частью оного стала Церковь, как его мощный идеологический и экономический компонент».
Что касается христианской духовности, то она – в процессе становления и укрепления симфонии – ничего не приобрела.
Книга Владимира Солодовникова предназначена всем, кто интересуется проблематикой взаимоотношений Церкви и государства в средние века.