А.В.Карташев. VII Вселенский собор 787 г.
Всего было 8 заседаний собора: первое — в Никее (в церкви св. Софии) 24 сентября 787 г. и последнее — в присутствии императоров в Константинополе 23 октября. Таким образом, собор был сравнительно кратким. Посредине между сидящими по обычаю положено было евангелие. Лишь на пятом заседании по предложению римских легатов постановлено было на следующий раз принести икону и поклониться ей, — настолько отвыкли от употребления икон.
Тарасий открыл заседание собора краткой речью и всех пригласил к такой же краткости.
Начали с вопроса ο приеме в общение епископов, запутавшихся в иконоборчестве. Вопрос интересный в том смысле, что мы в первый раз видим формально каноническое исследование его по древним образцам в обстановке вселенского собора. Древность решала вопрос проще, в духе церковного учения. Здесь выступают на сцену история и археология. Сверх того, решение затруднялось тем, что в соборе вскрылась наличность двух ясно выраженных течений. Одно воплощал собой Тарасий: течение умеренное, снисходительное, искавшее мира гражданского и церковного. Эти люди государственного интереса и государственной опытности понимали историческую и психологическую природу иконоборчества, как заразительное общественное переживание и увлечение. Понимали, что его надо изжить постепенно и не без компромисса в отношении отдельных лиц. Это течение руководилось византийской «икономией,» грубее — политикой.
Другое воплощалось в монахах. Их интересовала только церковная сторона и ревность ο чистоте канонов. Отсечение больных членов им казалось безусловно необходимым. Склонности лечить больных силами здоровых y них не было. При соглашении этих разнохарактерных тенденций самый вопрос был освещен с придирчивой строгостью.
Испытуемые епископы разделены были на три категории. Β первую вошли самые «нетрудные» для решения персонажи. Во вторую — более трудные и в третью — еще более. Испытуемые, видимо, отнюдь не добровольно явились сюда, ибо технический термин говорит, что они были в судебном порядке «приведены — προσηχθησαν, παρηχθησαν.» Санкцией была императорская власть. Но арестованы они не были и в собор входили по вызову без судебных приставов, кроме епископа из последней категории.
На первое же заседание введены были трое епископов первой степени: Василий, митрополит Анкирский, Феодор, митрополит Марликийский, и Феодосий, епископ Амморийский (Фригия). Суждение ο них, по видимости было так благоприятно подготовлено, что только выслушали из их уст прочтение их λιβελλοι, т.е. покаянных заявлений, и они сразу приняты были в сущем сане и посажены на места своих кафедр на соборе. Покаянные заявления этих епископов состояли в исповедании своих ошибок. Феодосий Амморийский, например, признавался, что, заблуждаясь, он много худого говорил ο чтимых иконах. A теперь он говорил положительно и более определенно: «Что касается до изображения в церквах, то, я полагаю, прежде всего изображать икону Спасителя и Богородицы из всякого вещества: золота, серебра или различными красками; чтобы всем было доступно домостроительство спасения. Считаю также полезным изображать жизнь святых, чтобы труды и подвиги их были известны народу, в особенности простому, кратко обрисовались в его сознании и поучали его. Если царским портретам и фигурам, отправляемым в города и села, навстречу выходит народ со свечами и кадильницами, оказывая почтение не изображению на облитой воском доске, но самому императору, то насколько более следует изображать икону Спасителя, Его Матери и святых!» Один из епископов по заслушании такой речи даже воскликнул: «Речь почтенного епископа Амморийского вызвала y нас даже слезы.»
Умеренные устами Тарасия просто констатировали, что вот «некогда бывшие обвинителями — κατηγοροι православия, ныне стали его исповедниками — συωηγοροι. Великое сокрушение сердечное показал Феодосий!.» Согласились с этим и монахи, но просили отметить в протоколах, что они в этом случае приемлют покаявшихся, как «обратившихся из ереси — τους εξ αιρεσεως επιστρεφοντας.»
Вслед за тем на то же первое заседание введены были 7 епископов второй степени: Ипатий — митрополит Никейский, Лев — митрополит Родосский, Григорий — митрополит Писсунитский (Галатия); Лев — митрополит Иконийский, Георгий — митрополит Антиохии Писидийской; Николай — епископ Иерапольский; Лев — епископ острова Карпаф. Суждения ο них затянулись и были перенесены на следующее заседание.
Именно эти епископы обвинялись в том, что они в прошлом году вели в Константинополе особые агитационные собрания (παρασυναγωγας) и срывали собор. Теперь они заявляют, что из чтения святых отцов они убедились в истине иконопочитания, a в прошлом году действовали «по неведению и неразумию — κατά αγωοιαω και αφροσυνην.»
Странновато было это признание своего невежества со стороны епископов, да еще активных бунтовщиков. Искренно ли было их обращение? Сам Тарасий ставил им довольно скептические вопросы. Льву Родосскому: «Ну и как же это ты, батюшка мой, до сих пор восемь или десять лет проепископствовал и только нынче убедился?» Допрашиваемые объясняли дело привычкой и создавшимся новым воспитанием: уже укоренилось давно новое учение и они из школы вынесли его. Тарасий не без язвительности заметил: «Тем труднее поддаются излечению застарелые болезни.» И «церкви не полезно принимать священнослужителей от худых учителей.» На это Ипатий Никейский заметил: «И все-таки совесть взяла верх!»
Тарасию казалось, что покаяния достаточно. И Савва Студийский верил, что Бог привел этих епископов на путь истины. Но представитель «восточных» Иоанн заявил, что им, монахам, еще трудно решить вопрос, ибо не ясно: по какой же норме нужно произвести прием этих лиц? С правом ли священства и в сущем ли сане?
Началось чтение правил: 1) Апостольское— 51, 2) Никейское — 9, 3) Ефесское — 3 (2, 4), 4) Василия Великого к Амфилохию — 188, Василия письмо — 251, 263, 99, 240, 5) Ефесский собор ο мессалианах, 6) Кирилла Александрийского письмо — 57, 56, 7) св. Афанасия к Руфиниану, 8) примеры из «Истории» Сократа, Феодора Чтеца, из Деяний Халкидонского соб., из жития св. Саввы — ο приеме поставленных в священство еретиками.
Все данные говорили ο приятии. Ho o возвращении прав епископства можно было спорить в зависимости от степени участия в иконоборчестве, т.е. от степени еретичности. Епископы из Сицилии (а их было много на соборе из числа греческой монашеской эмиграции) устами их ученого диакона Епифания Катанского предлагали отожествить новых еретиков с какой-нибудь прежней ересью и тогда делать выводы. Епифаний спрашивал: «Новоизмышленная ересь меньше или больше прежних ересей?» Тарасий сказал: «Зло есть зло,» т.е. склонен был уравнивать ереси. Монах Иоанн, заместитель патриарха Антиохийского, усилил квалификацию: «Эта ересь худшая из всех ересей, как ниспровергающая домостроительство Спасителя.» Ряд отеческих мнений и исторических аналогий говорил в пользу умеренности. Так Василий Великий считал справедливым энкратитов перекрещивать, но не желал отпугивать и этим от церкви и не возражал против тех случаев, когда некоторые энкратиты были уже приняты в сущем епископском сане. Третий Вселенский собор постановил принимать мессалиан в сущем сане. Кирилл Александрийский советовал ревнителям не очень придираться к кающимся несторианам, «ибо дело нуждается в великой икономии.»
Но монахам больше понравилось письмо св. Афанасия к Руфиниану. В нем излагается его практика, установленная Александрийским собором 362 г. по отношению к арианским клирикам: «предстоятелей нечестия» прощать, но не давать им места в клире, «а завлеченных нуждой и насилием» прощать и допускать в клир. Монахи предложили этот вопрос испытуемым: можно ли и ο них сказать, что их вовлекли в иконоборчество насилием? Ипатий Никейский начисто отверг это. Он сказал: «Ведь мы же родились, выросли и все время вращались в этой ереси.»
Β дальнейшем было признано, что за учителей ереси данных епископов признать нельзя (они еретики, так сказать, по инерции) и потому их можно принять в сане. Но если они неискренни, то Бог им судья.
Монахов приходилось еще убеждать рядом примеров ο принятии еретиков в сущем сане: Маркелл Анкирский, а на IV Вселенском соборе — Ювеналий Иерусалимский, Фаласий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Евстафий Виритский. Признавалась и хиротония еретиков: Мелетий Антиохийский поставлен был арианами, Кирилл Иерусалимский — также Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским — ярыми арианами; Анатолий Константинопольский — Диоскором, Иоанн Иерусалимский — севирианами, большинство отцов VI Вселенского собора — монофелитами.
Монахи сослались на 240-е письмо Василия Великого, где он пишет: «Я не признаю епископом и не считал бы во иереях Христовых выдвинутого на предстоятельство нечистыми руками на разрушение веры.» Поэтому и хиротонисованные им пусть не дерзают «причислять себя к священнической плироме.» «Тут, — говорили монахи, — святой отец отвергает хиротонию еретиков.» Патриарх Тарасий объяснил, что здесь Василий Великий не говорит, что таковые, вообще, неприемлемы, a только то, что они не должны безусловно требовать вхождения в православный клир как бы пo праву. Практика при Василии Великом объяснялась обстоятельствами того времени. «И преемники Василия в церкви последующего времени, конечно, знали мнение святого отца и тем не менее покаявшихся принимали с их хиротонией от еретиков.»
Наконец, все признали вопрос правильно разъясненным ακριβως εξετασθεν, дали прочитать испытуемым покаянные заявления и приняли в их сане на их кафедры.
Третья степень подсудимых представлена была всего одним митрополитом Неокесарийским Григорием. Он был уже буквально «приведен» под конвоем «царского человека» — μανδατωρ, который, вводя Григория в собор, заявил: «Я послан Благостными Государями, чтобы привести почтеннейшего епископа Неокесарии на богочестный и святый ваш собор, пред каковым и стою ныне.» Григорий не обвинялся в прошлогоднем бунте, но он был старый иконоборец, участник собора 754 г. и, видимо, был из упорных. Однако и он предстал перед собором с готовностью переубедиться и понять непривычную для него до сих пор точку зрения на иконы — θρλω μετα παντων και φωτισθεναι και διδαχθηναι.
Единомыслие собора произвело на него большое впечатление, и он просил простить его.
Разъяснены были два сомнения ο возможности принятия Григория в сан. Тарасий напомнил, что Григорий епископствовал при Константине Копрониме во время гонения. Тогда епископы могли быть причастными к избиению благочестивых иконопочитателей, a за побои других клирики низвергаются из сана по 26-му и 28-му апостольским правилам. Но Тарасий оговорился: никого не следует обвинять без фактических доказательств. Сам Григорий решительно заявил: «Ни один человек не осмелится обвинить меня в том, что я бил или ударил кого-нибудь. Никто от меня не потерпел такой обиды.» Савва Студит спросил: «Григория считали представителем ереси — εξαρχον της αιρεσεως? He придется ли его судить по правилу св. Афанасия в послании к Руфиниану, как вождя ереси?» Тарасий и на это возразил фактами: Ювеналий Иерусалимский и Евстафий Севастийский были вождями ереси (εξαρχον αιρεσεως) и, однако, были приняты. Наконец, и Григорий был возвращен на свою кафедру.
Комментарии
Так на Соборе было два лагеря, как пишет Карташев: "это течение руководствовало сь византийской "икономией", "течение умеренное, снисходительное , искавшее мира.. церковного" которое воплощал патриарх Тарасий.
Другое воплощали монахи. "Их интересовала только церковная сторона и ревность ο чистоте канонов. Отсечение больных членов им казалось, безусловно, необходимым. Склонности лечить больных силами здоровых y них не было".
В нашей церковной среде, есть тоже два течения, в основной массе они всем известны и можно их не называть по именам.
Как видим из этих деяний, все три категории епископов были приняты в сущем сане, и те, кто запутался в иконоборчестве и те, кто был под подозрением гонителем православных.
Можно ли применить эту историю к нам - можно!
Если в нашей среде возобладает стремление к единству.
Если прекратятся высказывания не от Бога, а от человеков.
Если все поймут, что в этом разделении виноваты все, нет первых и последних, ибо как свят. Кирилл Александрийский советовал ревнителям не очень придираться к кающимся несторианам, «ибо дело нуждается в великой икономии".
прот.Евгений
Мы все вместе против общего врага, некоего камня преткновения нашей жизни, т.е. - официального православия! У Вас в Америке которая "выше над уровнем моря" как выразился один наш архиерей. И у нас в России, или как некоторые чада РПЦЗ проживающие здесь, называют ее РФорией в лице Московской Патриархии.
Нам так проще жить, враг плохой, неканоничный, погрязший в разных пороках о нем пишут в блогах, газетах и т.д.
А если вернуться с линии фронта в тыл, то увидим, что мы все отдельно выступаем друг против друга! Т.е. тыл то не такой уж у нас крепкий. Склоки среди иерархии, высокомерие среди духовенства, про мирян можно вообще умолчать - за свою истину готовы на все...
Это про нас и про осколки - различие только в процентном отношении.
Готовых рецептов по выходу из кризиса не видно. Очевидно только, что одних внешних церковных мероприятий, будь ли то новые декларации, новые анафемы, новые политические альянсы между группами, или наоборот, новые разрывы между ними, новые внутрипартийные чистки от инакомыслящих и тому подобные акции, которых было много за прошедшее десятилетие, совершенно недостаточно для исправления ситуации.
Нужно внутреннее изменение людей и общее покаяние в разделении!
И здесь как раз уместен опыт отцов 7-го Вс.Собора.
Как и тогда, так и сейчас сложились две партии, умеренных и "зилотов". И для объединения всех, нужен второй св.Тарасий. Умеренный муж, который видел главное, не победу одной партии над другой, а вся деятельность, которого была направлена в интересах всей церкви, а не одной своей партии. В тех условиях именно патриарх Тарасий по своим личным качествам лучше всего исполнил роль столичного архипастыря, способствовавше го умиротворить церковь и залечить церковные раны.
Есть ли среди нашего «осколочного» епископата такой лидер, наверное, можно сказать с уверенностью, что нет! И чтобы не обижались они, лучший вариант не выбирать сейчас такого лидера, а на какое-то время создать объединенное управление, т.е. как я раньше предлагал - митрополичьи округа, председатели которых составляют единый РПЦЗ Синод, все архиереи Архиерейский Собор. Пройдет время, стихнут споры, забудутся обиды и тогда уже выбрать Первоиерарха.
Это конечно не окончательный вариант решения проблемы, но актуален для нашего времени, где стало обычным присваивать своей партии или группе, ее соборикам и синодикам, атрибуты, по крайней мере, поместной церкви, а иногда и Вселенской.
Отрицательные духовные плоды в таких группах наглядно свидетельствуют , что эти претензии не состоятельны, что Господь не благоволит такому пути, ведущему от церковной партии к схизме, а то и к секте.
Вы спрашиваете, как представить это создание?
Т.к. мы упоминали свят.Тарасия, который объединил на Соборе присутствующих, то и нам, нужно выставить некую силу, которая взяла бы на себя это созидание. В данном случае считаю, что это должна быть наша церковная организация. А чтобы эта идея, не смущала изнутри нас самих, провести некое собрание духовенства и мирян (можно даже по интернету) предварительно озвучить план этого домостроительст ва. В котором должны присутствовать как воззвание, так и все предложения. Далее уже действуют рабочие группы, как с нашей стороны, так и желающих войти в единение. Какое это будет единение, само время покажет, евхаристическое на уровне братских Синодов или какое другое.
Но, чтобы оградить на будущие от всех разногласий, мое мнение, лучше создать митрополии. Пускай даже самоуправляющие ся, с обязательным общим Синодом, на котором каждый председатель митрополии отчитывается о проделанном: будь то рукоположения епископов, священников. На котором будут вырабатываться документы обязательные для всех: догматические, нравоучильные, дисциплинарные и т.д.
Примерно так. И закончу, речь идет не о сотне "проходимцев" из "Анти-раскола", а о недавних собратьях.
Главное, чтобы все поняли, что только через совместное покаяние, возможно, это Богоугодное дело.
RSS лента комментариев этой записи