Прп. Ефрем Сирин: О храненіи очей и языка
Прп. Ефрем Сирин
О храненіи очей и языка
Написано: если видишь, что гибнетъ скотъ ближняго твоего, — да не презриши его (Втор. 22, 1). А если гибнетъ самъ владѣтель; то добродѣтельнымъ надлежитъ прилагать о немъ великое попеченіе. Если Всевышній и о погибающемъ тельцѣ позаботился въ Законѣ, то кольми паче печется Онъ о нашемъ разумѣ и о нашей волѣ, короче же сказать, о драгоцѣннѣйшей всего душѣ, когда она блуждаетъ и теряетъ свое достояніе. Благословенъ Тотъ, Кто, давъ законъ о животныхъ, показалъ въ немъ любовь Свою къ душамъ!
Аще увидиши осля падшее, хотя бы оно принадлежало и врагу, возставляя да возставиши е съ собою (Втор. 22, 4). Если же самъ человѣкъ, а не вьючный скотъ его, падетъ въ невидимый ровъ: то могутъ ли оставаться при семъ равнодушными праведные? Если бы, подобно іерею и левиту, прошли они мимо; то Господь нашъ указываетъ намъ образецъ въ Самарянинѣ, который обвязалъ раны впавшему въ разбойники, взялъ его на свой скотъ и заплатилъ за него. Благословенъ Снизшедшій къ язвленному человѣчеству! Его щедроты уврачевали насъ виномъ и елеемъ.
Въ другомъ мѣстѣ написано: у кого бодливый волъ, и не держитъ онъ его запертымъ — да умретъ (Исх. 21, 29). Оставитъ ли же Праведный безъ вниманія похитителя, который бодетъ цѣлый день? У вола два только рога, у богатаго седьмьдесятъ седмь. Горе тебѣ, упитанный волъ, похищающій и пожирающій трудъ воловъ истомленныхъ! Благословенъ Телецъ упитанный, пришедшій и Себя заклавшій въ жертву за людей!
Бодутъ ближняго своего лихоимецъ, любитель сваръ и завистникъ, но болѣе всякаго цѣлый день бодетъ слушателей пытливый изслѣдователь. Если волъ, нанесшій смерть одному человѣку, безъ милосердія побиваемъ былъ камнями вмѣстѣ съ его владѣтелемъ; то какъ оправдается дерзкій, который словами своими наноситъ смертельныя раны многимъ? Содѣлай его, Господи, ученикомъ истины Твоей, и да воздѣлываетъ онъ нивы подъ ярмомъ Твоимъ.
Кто ископаетъ яму, — да покроетъ ее, чтобы не упалъ кто, и не умеръ (Исх. 21, 33). Всякое слово невѣрнаго, какъ скоро отверзаетъ уста свои, подобно скрытой ямѣ. Если же Богъ далъ законъ закрывать видимую яму; то не тѣмъ ли паче требуетъ сего въ разсужденіи устъ, которыя всегда отверсты и слушающихъ чрезъ грѣхъ ввергаютъ не въ яму, но въ геенну? Благословенъ Тотъ, Кто заградилъ невидимый ровъ, куда лукавый низринулъ Адама!
Написано: если у кого непокорный сынъ и злословитъ отца своего, — смертію да умретъ (Исх. 21, 16). Если и тотъ, кто противится земнымъ родителямъ, терпитъ такую страшную смерть; то во сколько разъ тягчайшаго достойны наказанія, которые такъ дерзки, что хулятъ устами своими благаго Отца? Благословенъ Правосудный, Который благъ и къ невѣрнымъ, хотя они хулятъ Его!