Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.): Почитаніе Святыхъ въ Землѣ Русской просіявшихъ
Въ настоящій воскресный день мы прославляемъ святыхъ угодниковъ Божіихъ въ Землѣ Русской просіявшихъ. Этотъ праздникъ, когда-то существовавшій въ Русской Церкви въ Московской Руси, былъ возстановленъ Великимъ Московскимъ Соборомъ 1917-1918 годовъ въ началѣ того страстотерпческаго пути, по которому идетъ Русская Церковь отъ начала революціи и до сегодняшняго дня. Установленъ этотъ праздникъ для того, чтобы напомнить Русскому народу о сонмѣ его соотечественниковъ-подвижниковъ — проповѣдниковъ вѣры Христовой и укрѣпить его на подражаніе и продолженіе ихъ подвига.
Въ Христовой Церкви въ почитаніи безчисленнаго сонма святыхъ существуютъ различные образы ихъ почитанія. Иное почитаніе святыхъ апостоловъ и иное святителей Божіихъ, и иное святыхъ мучениковъ, и иное преподобныхъ; иное святыхъ женъ и иное святыхъ мужей. И каждый святой почитается по образу его жизни и подвига его вѣры, но не существуетъ раздѣленія святыхъ по національностямъ — свв. Апостолы іудеи по національности и св. мученики греки, и римляне, и сирійцы, и вообще святые всякаго народа одинаково дороги вѣрующему православному сердцу. Русскому человѣку трудно представить себѣ, что Святитель Николай Мѵрликійскій былъ грекъ и не говорилъ по-русски и что Божія Матерь была іудейская дѣвушка. Поэтому и праздникъ всѣхъ святыхъ въ Землѣ Русской просіявшихъ въ духовномъ отношеніи является повтореніемъ праздника Всѣхъ Святыхъ, установленнаго съ древняго времени послѣ праздника Святой Троицы. И оба эти воскресенія, посвященныя первое всѣмъ святымъ и второе русскимъ святымъ, имѣютъ величайшее значеніе для вѣрующаго сердца и для нашего спасенія и составляютъ драгоцѣнное богатство Св. Православной Церкви, чего лишены другія исповѣданія, особенно протестанты, не почитающіе святыхъ.
Почитаніе святыхъ является вѣнцомъ почитанія нами Воскресенія Христова изъ мертвыхъ и дарованія намъ вѣчной жизни. Въ весь длинный періодъ времени отъ праздника Св. Пасхи и кончая праздникомъ Святой Троицы, Св. Церковь въ своихъ евангельскихъ чтеніяхъ почти исключительно въ чтеніяхъ Евангелія св. Апостола Іоанна Богослова — благовѣстника Іисусова Божества, въ чтеніяхъ изъ Дѣяній святыхъ Апостоловъ и въ богослужебныхъ чтеніяхъ возвѣщаетъ намъ о томъ, что воскресшій Христосъ есть истинный Богъ, Творецъ неба и земли, дарующій намъ воскресеніе и вѣчную жизнь. Послѣ этого проповѣдь для того, чтобы какъ бы ввести ее въ нашу душу, сдѣлать ее дѣйственной для каждаго изъ насъ, потому что пріятіе или непріятіе этой истины зависитъ отъ нашей свободной воли и опредѣляетъ нашу судьбу въ вѣчности, Св. Церковь и приводитъ къ нашему духовному взору сонмъ всѣхъ святыхъ, просіявшихъ какъ плодъ Воскресенія Христова.
Они, всѣ святые, принадлежали ко всѣмъ эпохамъ послѣ воскресенія, ко всѣмъ націямъ и народамъ, ко всѣмъ классамъ и положеніямъ въ человѣческомъ обществѣ, а по своимъ человѣческимъ качествамъ были лучшими изъ людей. Передъ ихъ сонмомъ отпадаетъ какое бы то ни было наше самооправданіе въ грѣховности и маловѣріи. Если мой лукавый помыслъ скажетъ: я былъ плохимъ христіаниномъ, потому что я былъ бѣднымъ или богатымъ, малообразованнымъ или ложно образованнымъ, увлеченнымъ мірской жизнью или тупоумнымъ и т. д. и т. д., то меня обличатъ святые угодники, которые во всѣхъ подобныхъ обстоятельствахъ и положеніяхъ побѣдили грѣхъ и угодили Богу своей жизнью, и передъ ихъ свѣтлымъ сонмомъ мнѣ остается только одно — признать въ своей душѣ, что во всѣхъ своихъ грѣхахъ виноватъ только я одинъ, а не тѣ обстоятельства, при которыхъ прошла моя жизнь. Господь ставилъ меня въ различныя положенія въ жизни для того, чтобы дать мнѣ возможность выйти побѣдителемъ грѣха и наслѣ-довать ту вѣчную жизнь, которую Онъ уготовалъ любящимъ Его.
Признавъ себя самого виновнымъ въ своей духовной скудости, мнѣ остается прибѣгнуть къ сонму святыхъ, которые преисполнены любви ко всѣмъ намъ, у которыхъ мы можемъ заимствовать изъ ихъ духовнаго богатства недостающее намъ для угожденія Богу.
Вотъ почему этотъ праздникъ превращаетъ нашу печаль о духовной скудости въ величайшую радость. Въ благодатной Церкви Божіей мы можемъ пріобщиться къ сонму святыхъ, стать ихъ согражданами, воспользоваться ихъ подвигами черезъ наше покаяніе и черезъ нашу любовь къ нимъ и ихъ почитаніе и воскреснуть съ ними къ новой жизни во Христѣ.
1972 г.
Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ II. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1993. — С. 117-118.
Комментарии
Можете объяснить, какое отношение к статье, имеете приведенное фото?
Через пять лет, после его хиротонии проходил Архиерейский Собор РПЦЗ в 1953 году. На фото Владыка ВТОРОЙ слева, за Владыкой Аверкием.
Неужели приведенный Вами архиерей , похож на ЕПИСКОПА в окружении всего Собора РПЦЗ?
https://www.google.ru/imgres?imgurl=https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%2520Sobor%25201953%2520Foto1.JPG&imgrefurl=https://sinod.ruschurchabroad.org/documents%20sobor.htm&h=494&w=1000&tbnid=Q-mjquomxlLNNM&tbnh=158&tbnw=320&usg=__hM1DBUUeeSWFustJ8q7LIqLQZlQ=&docid=kfjdfOhOSqLvaM
http://archiv.livejournal.com/177221.html
конечно ошибаемся...
RSS лента комментариев этой записи