Архіепiскопъ Аверкій: О чемъ напоминаетъ намъ преддверіе Великаго поста?
Вотъ, милостью Божіею, опять находимся мы въ преддверіи Великаго поста!
Сколько глубоко-поучительнаго для насъ въ этихъ «приготовительныхъ» къ Великому посту недѣляхъ!
Но всѣ ли современные христіане эти приготовительныя недѣли знаютъ — всѣ ли они внимаютъ этимъ спасительнымъ урокамъ Матери своей Церкви?
Увы! живутъ они въ нынѣшнее время, большей частью, вдали отъ Церкви, отдаваясь своимъ собственнымъ земнымъ интересамъ, руководясь своими эгоистическими страстями и похотями, и часто свой собственный разумъ, свое узко-личное, основанное на этихъ страстяхъ и похотяхъ смышленіе ставятъ выше разума Церкви, пренебрегая ея мудрымъ ученіемъ, ея боговдохновенными наставленіями, а иногда и вовсе не желаютъ знать ихъ, въ гордынѣ своей воображая, что только они одни познали истинный путь жизни.
Удивительно ли, послѣ этого, что такой зловѣще-мрачной, такой пошлой, пустой и отвратительной для здороваго нравственнаго чувства становится все больше и больше современная человѣческая жизнь, и что весь человѣческій міръ уже виситъ буквально на волоскѣ, ожидая своей неизбѣжной гибели отъ изобрѣтенныхъ самими же этими людьми страшныхъ орудій и средствъ разрушенія, если только не произойдетъ въ душахъ ихъ рѣшительнаго благодѣтельнаго переворота?
Вотъ вѣдь дошли сейчасъ люди до того, что не только отвергли Бога и Его спасительныя заповѣди и отвернулись отъ истинной Церкви Христовой, а даже уже совершенно открыто и цинично-безстыдно учредили общественное религіозное поклоненіе сатанѣ, о чемъ такъ спокойно и хладнокровно сообщила намъ пресса, какъ-будто рѣчь идетъ о возникновеніи всего лишь какой-то новой «деноминаціи», въ добавленіе къ существовавшимъ прежде (сатанинская свадьба въ Санъ-Франциско).
«Христова Церковь», въ лицѣ своихъ высшихъ іерарховъ, добровольно поставившая себя въ услуженіе слугамъ сатаны, и открытый сатанинскій культъ, не говоря уже о давно-существовавшемъ тайномъ поклоненіи сатанѣ — вотъ «достиженія» «высоко-культурнаго», «просвѣщеннаго», «прогрессивнаго» ХХ-го вѣка!
Есть чѣмъ «похвалиться» современному человѣку, не говоря уже о великомъ множествѣ другихь невѣроятно-уродливыхъ явленій современности!
И вотъ чѣмъ только и объясняется сейчасъ такая злоба, такое неистовое гоненіе (открытое или прикрытое) противъ всѣхъ тѣхъ людей, которые хотятъ быть и остаться и с т и н н ы м и христіанами, членами и с т и н н о й Христовой Церкви, никому не продавшей своей свободы и не измѣнившей Христу! Они — эти люди, которые не по имени только, а и на дѣлѣ стремятся быть христіанами и сохранить вѣрность Христу, — «м ѣ ш а ю т ъ», стоятъ на пути тѣхъ, кто явно или хотя бы только тайно «впряглись» уже въ служеніе сатанѣ, пытаясь доставить ему полное торжество въ мірѣ.
И они — эти люди, желающіе п о с о в ѣ с т и быть истинными служителями Христа-Бога и Его искренними послѣдователями, всѣ они этой, уже готовой торжествовать свою побѣду въ мірѣ темной силой приговорены къ безжалостному уничтоженію.
Но «с ъ н а м и Б о г ъ!» Сатанинская злоба слѣпа, а мы отлично знаемъ, что Богъ сильнѣе сатаны и всѣхъ продавшихся ему его служителей, и что, какъ бы ни торжествовалъ сатана побѣду въ этомъ мірѣ временно, — придетъ конецъ его владычеству: въ концѣ временъ призрачная власть его надъ міромъ симъ, во злѣ лежащемъ, будетъ уничтожена, а самъ сатана со всѣми служителями его вверженъ будетъ «въ озеро огненное, горящее жупеломъ (сѣрою)» (Апок. 19, 20).
Не въ этомъ ли причина (въ предчувствіи этого Страшнаго для себя конца!), что всѣ, такъ или иначе впрягшіеся въ служеніе сатанѣ, сознательно или безсознательно ему продавшіеся и ему угождающіе, такъ не любятъ никакихъ упоминаній о кончинѣ міра, о Второмъ Пришествіи Христовомъ и о Страшномъ Судѣ?!
Имъ хотѣлось бы, чтобы этотъ столь страшный для нихъ «день Господень», какъ именуетъ его Слово Божіе (2 Петр. 3, 10; 1 Сол. 5, 2; 2 Сол. 2, 2), никогда не наступилъ, ибо это будетъ для нихъ «великіи день гнѣва Божія» (Апок. 6, 17) — день расплаты за ихъ темныя дѣянія, за ихъ измѣну Христу-Спасителю.
«Боязливыхъ же и невѣрныхъ, и скверныхъ и убійцъ, и любодѣевъ и чародѣевъ, и идолослужителей и всѣхъ лжецовъ — участь въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою: это — с м е р т ь в т о р а я» (Апок. 21, 8).
Отсюда совершенно ясно, что для насъ, искренно желающихъ быть настоящими христіанами, не по имени только, а и на самомъ дѣлѣ, н ѣ т ъ д р у г о г о п у т и ж и з н и, к р о м ѣ п у т и п о к а я н і я, къ которому всегда призываетъ насъ св. Церковь, а особенно усиленно зоветъ ежегодно Великимъ постомъ. И вотъ для того, чтобы еще заранѣе по-лучше приготовить насъ къ достойному, цѣлесообразному и плодотворному прохожденію подвига покаянія, Она, какъ попечительная и заботливая Мать наша, въ преддверіи Великаго поста, въ чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ такъ называемыхъ «приготовительныхъ» къ Великому посту недѣль внушаетъ намъ, съ какими мыслями и чувствами должны мы каяться, дабы покаяніе наше было истиннымъ, а не показнымъ только, дѣйствительнымъ, а не лицемѣрнымъ.
Какъ прекрасны, по вложеннымъ въ нихъ высокимъ идеямъ, эти приготовительныя къ Великому посту недѣли!
Какую богатую пищу даютъ они уму и сердцу!
Какъ поистинѣ мудро, вразумительно и убѣдительно, пользуясь живыми образами, взятыми изъ жизни, и сильными потрясти душу впечатлѣніями и напоминаніями, старается св. Церковь настроить насъ достодолжнымъ образомъ, дабы расположить насъ къ искреннему покаянію!
Вотъ, прежде всего, внушаетъ Она намъ, что въ основу нашего покаяннаго подвига должна быть положена главная христіанская добродѣтель, безъ которой вообще невозможно спасеніе, — с м и р е н і е — чувство, приводящее насъ къ ясному и глубокому сознанію своей грѣховности и нужды въ покаяніи, — и убѣждаетъ насъ рѣшительно отказаться отъ всякаго проявленія гордыни, самопревозношенія и самохвальства, болѣе всего заглушающихъ покаянныя чувства (Первая приготовительная недѣля Мытаря и Фарисея).
Далѣе, желая оградить насъ, при сознаніи своихъ грѣховъ, отъ отчаянія, впаденія въ уныніе и безнадежность и, вслѣдствіе этого, въ полное небреженіе о своемъ спасеніи, св. Церковь раскрываетъ передъ нами трогательное зрѣлище отеческаго м и л о с е р д і я Б о ж і я — безмѣрно-любовнаго снисхожденія Бога-Отца къ искренно-кающимся грѣшникамъ (вторая приготовительная недѣля Блуднаго Сына).
И наоборотъ: дабы кто-нибудь не сталъ чрезмѣрно надѣяться на безпредѣльность Божіей любви, Божія милосердія, и не увлекся бы легкомысленной грѣховной жизнью, не думая о покаяніи и исправленіи жизни, св. Церковь напоминаетъ намъ о неизбѣжности к о н ч и н ы м і р а, В т о р а г о П р и ш е с т в і я Х р и с т о в а и С т р а ш н а г о С у д а Божія, на которомъ всѣ упорные нераскаянные грѣшники будутъ осуждены, вмѣстѣ съ діаволомъ и всей темной бѣсовской силой, на вѣчную нескончаемую муку, гдѣ «будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 13, 50) (Третья приготовительная недѣля Мясопуста).
И какъ часто Господь, пришедшій на землю спасти человѣка, напоминаетъ объ этомъ «плачѣ и скрежетѣ зубовъ», дабы не забывали о томъ, что ихъ ожидаетъ, если они не придутъ къ уму-разуму и не покаются, всѣ продолжающіе легкомысленно грѣшить безпечно-настроенные неисправимые грѣхолюбцы!
И передъ самымъ наступленіемъ Великаго поста Святая Церковь приводитъ намъ на память печальнѣйшее въ исторіи человѣческаго рода событіе — какъ наши прародители Адамъ и Ева за невоздержаніе и за непослушаніе своему любящему Творцу и Отцу Богу лишились того неизреченнаго райскаго блаженства, для котораго они были созданы Богомъ — только потому, что они послушались врага Божія діавола, прельстившаго ихъ призрачной видимостью добра. (Четвертая приготовительная недѣля Сыропустная).
Какое это яркое напоминаніе и всѣмъ намъ, современнымъ людямъ, чтобы мы никогда не увлекались обманчивыми призраками мнимаго добра, и слушались бы всегда и во всемъ нашего любящаго Творца и Отца Бога, а не врага Божія — діавола, жаждущаго, по врожденной злобѣ своей, нашей погибели!.. Чтобы мы исполняли заповѣди Божіи и повиновались уставамъ Матери нашей Святой Церкви, а не слѣдовали бы внушеніямъ темной бѣсовской силы, такъ часто скрывающейся за доводами нашего поврежденнаго грѣхопаденіемъ лукаваго человѣческаго разума!..
Итакъ: добродѣтель смиренномудрія, надежда на милосердіе Божіе, постоянное памятованіе о кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ, всегдашнее воспоминаніе объ утраченномъ нами черезъ непослушаніе Богу и прельщеніе діаволомъ райскомъ блаженствѣ — вотъ что желаетъ внушить намъ св. Церковь въ преддверіи Великаго поста, дабы пощеніе наше и покаянный подвигъ нашъ были бы осмысленными и плодотворными!
И это — самое главное, самое важное!..
Съ такими ли мыслями и чувствами вступаемъ всѣ мы въ наступающій Великій постъ?
Если «д а», слава Богу! Мы — на вѣрномъ пути!
Если «н ѣ т ъ», — всуе, безъ плода будетъ наше пощеніе, ни къ чему будетъ нашъ покаянный подвигъ, если бы даже внѣшне, формально мы все исполняли, что требуется уставами Церкви.
Ибо «не словомъ или языкомъ» должны исполнять мы заповѣди Божіи и все, чему учитъ насъ св. Церковь, «но дѣломъ и истиною» (1 Іоан. 3, 18).
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 464-469.