Архиепископ Аверкий: Страшная ночь (3/16-4/17 июля 1918 года)
Ровно 49 лет исполняется в эту предстоящую ночь с той страшной ночи, когда в Екатеринбурге произошло безпримерное в истории человечества злодеяние — безпримерное по своей жестокости, по необыкновенной силе злобы, проявившейся в нем, и, особенно, по своим губительным последствиям не только для нашей Родины-России, но и для всего мiра.
И совсем неверно — видеть в этом страшном злодеянии один только чисто-политический акт, как и в служении нами панихид по убиенной Царской Семье — неуместное занятие политикой, в чем некоторые так любят нас обвинять.
Это — акт религиозно-мистический, имеющий глубокий и страшный таинственный смысл. И это религиозно-мистическое значение его мы должны всегда иметь в виду и хорошо его помнить, дабы правильно оценивать все, что произошло в России и что происходит ныне в мiре.
Прекрасно разъясняет его нам наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский, недавно нами прославленный, который духом своим еще за много лет прозревал это страшное злодеяние. Когда однажды приехали к нему из Пермской губернии благочестивые богомольцы, он неожиданно сказал: «Над Пермью повис черный крест» (Екатеринбург входил тогда в состав Пермской губернии). Только после ужасных событий 1918 года они поняли смысл этих пророческих слов. Совершая однажды богослужение в подворье Леушинского монастыря в Петербурге, св. праведный Иоанн в своей проповеди начал с особою силою взывать: «Кайтесь, кайтесь! приближается ужасное время — столь ужасное, что вы и представить себе не можете!» — А когда 80-летняя старица Игумения Таисия спросила его: «Батюшка, когда же это будет?» — Он отвечал: «Мы с тобою, матушка, не доживем, а вот они» — и он указал рукой на более молодых монахинь — «доживут».
В своем замечательном слове на день рождения Государя Императора Николая Александровича в 1902 году св. прав. Иоанн сказал буквально так:... «Да, чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и, особенно, благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, — и величайший злодей мiра, который явится в последнее время, — Антихрист не может появиться среди нас, по причине самодержавной царской власти, сдерживающей безчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле Антихрист, доколе будет существовать самодержавная царская власть.
«Тайна бо уже деется беззакония», говорит он, но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас Державный: «Дондеже держай ныне от среды будет», и «тогда явится беззаконник», которого «Господь Иисус убиет духом уст Своих» (2 Солун 2. 7-8).
В одной из других своих проповедей св. прав. Иоанн прямо говорил, что «когда возьмется от земли Удерживающий теперь (Православный Русский Царь-Самодержец, по неоднократному его толкованию), тогда придет Антихрист» (см. слово 1906 года).
В проповеди своей, сказанной в 1907 году, св. прав. Иоанн грозно прорекал: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония... Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов... И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России — Царь Самодержавный; без него Россия — не Россия».
Не поразительно ли, как буквально исполнились эти пророческие слова нашего великого праведника и прозорливца? — Не стало Царя — не стало и России!
И вот, с той поры как не стало «Удерживающего» — Православного Самодержавного Царя Русского, а вместе с Ним не стало и прежней России, как Святой Руси, — мы ясно видим, какая началась во всем мiре бешено-напряженная работа по созданию условий и обстановки, которые бы благоприятствовали скорейшему появлению Антихриста.
Поистине только слепые духовно могут этого не видеть!
Как быстро все в мiре начало резко меняться к худшему: какое гонение (все равно, открытое ли то или скрытое!) возникло везде на истинную Веру и Церковь, как хитроумно и искусно, под всевозможными благовидными предлогами, стали подрываться все прежние добрые религиозно-нравственные устои жизни, какое циничное вольнодумство, какая безстыдная нравственная распущенность на место их стали всюду водворяться! Особенно в самое последнее время, после второй мiровой войны, это всеобщее повальное отступление, которое, по словам св. Апостола (2 Солун 2. 2-3), должно предшествовать явлению Антихриста, пошло подлинно какими-то гигантскими шагами. Буквально чуть ли не каждый следующий день приносит нам в этом отношении все новые и новые сокрушающие душу известия.
Можем ли мы, после всего этого, как-то ублажать и убаюкивать себя, пытаясь уверять и себя и других, что все обстоит хорошо, что все в мiре идет вполне нормально, к какому-то положительному прогрессу? Не значило ли бы это — обманывать себя и других?
Всем благоразумным, честным и здравомыслящим людям теперь должно быть совершенно ясно, какой страшный религиозно-мистический смысл сокрыт в этом жутком Екатеринбургском злодеянии, что это отнюдь не простое политическое убийство, каковых в истории было не мало.
Православный Русский Царь, а с ним и Православная Россия должны были быть устранены, уничтожены, дабы ничто не мешало, ничто не препятствовало скорейшему воцарению на земле противника Христова — Антихриста.
И вот мы теперь с вами и являемся как раз невольными свидетелями этой напряженной подготовки к его воцарению!
Времена и сроки нам, правда, ясно не открыты, но зато признаков близости этого дано больше чем достаточно. И с каждым днем мы наблюдаем исполнение этих признаков, все более и более поразительных и вразумительных для тех, кто хочет и способен еще вразумляться.
Итак, наша панихида по царственным мученикам — это отнюдь не политический акт, а религиозно-мистический. И потому эта панихида носит особый, отличный от обычных панихид характер. Конечно, мы, как и при всякой панихиде, молимся о прощении и оставлении грехов убиенных, как мы молимся и обо всех, еще не прославленных официально Церковью святых, но одновременно мы молимся покаянною молитвою и о прощении наших собственных грехов, поскольку все мы, православные русские люди, так или иначе в большей или меньшей степени, виновны в том, что допущено было на нашей русской земле такое страшное злодеяние. Ввиду этого нашей Высшей Церковной Властью и установлено читать в конце этой панихиды особую коленопреклонную покаянную молитву, слова и мысли которой заимствованы из молитвы трех благочестивых отроков в пещи огненной — из книги пророка Даниила. Вместе с тем, мы просим наших царственных мучеников вознести и о нас молитву перед престолом Божиим, о нашей несчастной страждущей Родине-России и о всем современном мiре, судьбы которого так очевидно связаны с судьбой нашей России. Аминь.
Источник: Архиепископ Аверкий. Современность в свете СЛОВА БОЖИЯ. Слова и речи. т. II. 1961-1968 г.г. Типография преп. Иова Почаевского, Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилл, США. 1975 г., сс.499-503.
Сверено с оригиналом