Извлеченія изъ Дневника св. прав. Іоанна Кронштадтскаго за 1884-1899 годы: О зависти
Во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ.
Извлеченія изъ Дневника св. прав. Іоанна Кронштадтскаго за 1884-1899 годы.
Безумство и нелѣпость зависти. Зависть человѣческая, какъ и всякая страсть, безумна, нелѣпа, слѣпа, полна смущенія и тѣсноты, срамоты, пагубы. Вотъ предо мною человѣкъ богатый, властный, всѣмъ обладающій; онъ увидѣлъ у ближняго сосѣда красивую вещь, нужную и полезную для употребленія, или и совсѣмъ ненужную и неполезную, которой у него нѣтъ или есть, но не въ такомъ изящномъ видѣ, какъ у него, и вотъ его беретъ досада, зависть къ ближнему, вражда, непріязнь къ нему, какъ къ владѣльцу вещи. Какая нелѣпость, какая слѣпота, какое безумство, какая нелюбовь къ ближнему и любовь и страсть къ вещи! Что достойнѣе любви: человѣкъ — существо разумное, нравственно-свободное, съ безсмертной душой по образу Божію, — или бездушная, мертвая вещь, хоть и полезная, но тлѣнная, которую можно самому пріобрѣсти, и безъ которой во всякомъ случаѣ можно обойтись, и быть спокойнымъ, какъ дѣйствительно завидующій легко обходился доселѣ и былъ спокоенъ, доколѣ не увидалъ ее у ближняго? Вспомнимъ царя Ахава и Навуѳея (3 Цар. 21 глава), подданнаго сосѣда его, имѣвшаго садъ свой подлѣ царскаго, понравившійся царю, желавшему завладѣть имъ. Царь не ѣстъ, не спитъ; его сердце завистью щемитъ — зачѣмъ у его подданнаго такой прекрасный садъ, а у него нѣтъ именно такого, какъ у него? Царь обезумѣлъ отъ зависти и досады — зачѣмъ Навуѳей не уступаетъ ему наслѣдіе отъ прародителей? И вотъ жена помогаетъ ему неправедно завладѣть достояніемъ подданнаго, оклеветавъ и убивъ его безъ вины. А развѣ между нами мало подобныхъ Ахаву? Да бережемся же зависти, и будемъ довольны тѣмъ, что имѣемъ, благодаря Бога, подателя благъ, и сознавая, что мы недостойны пользоваться и тѣмъ, что имѣемъ по Его милости, и стараясь имѣть въ себѣ единое на потребу — любовь къ ближнему и доброжелательность къ нему, всегдашнее попеченіе о его благополучіи и довольствѣ, или о его благочестіи и спасеніи души его, существа безсмертнаго. Завидуемъ мы разнымъ благамъ міра сего: завидуемъ человѣку богатому, имѣющему всѣ блага міра въ изобиліи, завидуемъ красотѣ человѣческой, особенно женской, и съ вожделѣніемъ взираемъ на нее, какъ говоритъ Господь въ Евангеліи: «всякъ, иже воззритъ на жену ко еже вожделѣти ей, любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ» (Матѳ. 5, 28); завидуемъ богатымъ домамъ, мраморамъ, широтѣ, высотѣ жилищъ человѣческихъ; завидуемъ богатымъ экипажамъ, рысакамъ-конямъ, блестящей упряжки; завидуемъ отличіямъ, чинамъ и наградамъ, богатымъ мѣстамъ, большому жалованію, — и чему, чему, не завидуемъ мы, едва не каждый въ своемъ кругу, въ своемъ званіи, состояніи? Отчего? Оттого, что не имѣемъ въ душѣ единаго на потребу — Бога; оттого, что не обладаемъ вседовлѣющимъ Сокровищемъ жизненнымъ — Богомъ, Которымъ обладалъ царь и пророкъ Давидъ, говорившій «что ми есть на небеси, и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во вѣкъ...» (Псал. 72, 25-26). «Далъ еси достояніе боящимся Тебе, Господи» (Псал. 60, 6) — Тебя Самого! Будемъ же стараться стяжать въ сердцѣ Бога и носить Его тутъ всегда, и да не вожделѣемъ благъ тлѣнныхъ, скоропреходящихъ, не насыщающихъ безсмертной души, не удовлетворящихъ ея, а только вносящихъ въ нее душетлѣнную жажду, нелѣпую, мучительную, и бывающихъ причиною неправды и обиды ближнему, или посягательства на его безопасность, честь, чистоту души и тѣла. Одинъ Богъ вполнѣ можетъ удовлетворить жажду нашей души, когда мы стяжемъ Его вѣрою, покаяніемъ, усердною молитвой, добродѣтелью, любовью къ Нему и ближнему, когда Онъ Самъ изліетъ эту любовь въ сердца наши; ибо этой любви нужно достигать всѣми силами и считать ее выше всѣхъ сокровищь.
«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».
№2 (422). — Февраль 1985 г.