Митрополит Филарет: Слово о хуле на Духа Святого
В том Евангелии, которое мы с вами слышали за Божественной литургией сегодня, сначала мы слышали рассказ евангелиста Матфея о некоторых чудесах Спасителя. Прежде всего о том, как Господь исцелил двух слепцов. Недавно мы говорили о том, что святые отцы и толкователи замечают, что там, где другие евангелисты говорят о каком-нибудь чуде, говорят об одном человеке исцеленном, евангелист Матфей говорит о двух. Это потому, как указывают святые отцы, что он в своем Евангелии придерживается такого способа изложения, что похожие, одинаковые чудеса соединяет в одно, в одном повествовании.
Господь перед тем, как исцелить, задал вопрос, веруют ли они, что Он может их исцелить? На твердый ответ, что они веруют, Он сказал: «по вере вашей, да будет вам» (Мф. 9:29) и, прикоснувшись к ним, исцелил их. Вот другой случай: привели к нему бесноватого и, когда Господь изгнал злого духа из этого несчастного человека, он стал говорить, а до этого был нем. Тут характерно то, как реагировали на эти чудеса озлобленные враги Христовы — книжники и фарисеи. Им очень бы хотелось подорвать самую действительность этих чудес, но это было невозможно.
Теперь часто говорят о чудесах Спасителя, извращая и перетолковывая их, стараясь так или иначе уничтожить их. Тогда к этому не было никакой возможности, потому что эти чудеса были совершены на глазах у всех. Они охотно бы опорочили чудеса, т.е. то, что они действительно были совершены. Но на это, повторяю, не было никакой возможности и поэтому они прибегли к своему излюбленному средству — ко лжи. Они стали говорить о Спасителе, что Он изгоняет бесов «силой веельзевула, князя бесовского» (Лк. 11:15).
Мы знаем, что в Святом Евангелии от Иоанна, он говорит о том, что когда Господь грозно обличил их в их неправде, то они ничего не нашли другого как сказать Ему: Разве мы неправду говорим, что Ты Самарянин и беса имеешь? (Ин. 10:21). Это они осмеливались сказать Ему! И вот, в другом месте Евангелия, Господь, обличая их, сказал, что грех всякий может быть прощен: всякий грех и хула простятся человекам, покаявшимся, а хула на Духа Святого не простится«ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32), т.е. никогда!
Мы знаем, что Церковь уповает, что человек, не очистившийся от земных грехов, может получить отпущение и прощение. На этом основаны все наши заупокойные молитвы о наших дорогих умерших, когда мы просим у Господа: «О еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному». Раз этой молитвой так Церковь молится, значит все основания для нашего светлого упования есть. Мы с верой молимся о том, чтобы Господь благодатью и милостью Своею там очистил их от того, от чего они не успели очиститься здесь.
Об этом грехе — хуле на Духа Святого — сказал Господь, что он не отпустится ни в этом веке, ни в будущем! Что это была хула на Духа Святого несомненно — всем было ясно, какой силой Господь Иисус Христос совершает Свои чудеса. Только действительно совершенно осатаневшиеся Его враги дерзали так говорить, когда Христос изливал милость и благословение на недугующих и немощных людей. Они осмеливались говорить, что Он делает эти чудеса силою веельзевула! В Евангелии и такое есть место: когда Он отверз очи слепорожденному, то другие их единомышленники стали останавливать их, говоря: «Разве может бес отверзать очи слепому?» (Ин. 10:21).
Так вот и помните, что хула на Духа Святого это есть сознательное сопротивление истине, которая явна для совести человека, когда человек идет против правды, против истины и против голоса своей собственной совести. Вот об этом страшном грехе и говорил Господь Иисус Христос, что он не простится ни в здешнем веке, ни в будущем.
Характерно, что в другом месте Евангелия, говоря об этом же, Он сказал, что простится всякий грех и хула, если они скажут слово хульное на Сына Человеческого, т.е. на Его Самого, а хула на Духа Святого не простится ни в здешнем веке, ни в будущем (Мф. 12:31, 32). Отсюда делают неправильный вывод, что якобы получается так, что Божественное Лицо Святого Духа выше, чем Господа Иисуса Христа, ибо хула на Христа Спасителя может быть прощена, а на Духа Святого не может быть прощена. Но это совершенно неправильное заключение. Обратите внимание: Господь совсем не сказал, что хула на Сына Божия простится, а на Духа Святого нет. Те, кто Его хулили, видели пред собой человека, почему Господь так и сказал: не сказал на Сына Божия, а сказал — хула «на Сына Человеческого» . Его, как Сына Человеческого, видели. Хулил в свое время и святой апостол Павел, этот великий благовестник христианства. Но этот грех хулы ему был прощен, потому что он Сына Человеческого хулил, а не Сына Божия.
Грех на Духа Святого страшен тем, что когда человек так ожесточает свою душу, что она идет против явной истины, то он переступает за какую-то страшную погибельную грань, из-за которой уже нет возврата. Этим злом, этим противлением Свету Господню, он себя уподобляет и приравнивает сатане лукавому, который только и занимается тем, что хулит Господа. Вот почему этот грех не простится человеку. У святителя Афанасия читаем: «Нет греха, который победил бы человеколюбие Божие, такого греха нет». Но дело в том, что прощается грех, когда в нем приносится покаяние, а допустивший себя до этого страшного состояния, не способен уже к покаянию. В этом здесь суть: подобно сатане лукавому, которому он уподобил себя, который мог бы покаяться, но как он (сатана) сам говорил о себе святым подвижникам, что если бы он захотел покаяться, то он мог бы покаяться, но он не желает по злобе своей и борется с Богом и Его правдой. Так же и человек в этом печальнейшем духовном состоянии уже идет по путям неправды и этим переводит свою несчастную душу за какую-то грань, из-за которой возвращение невозможно, ибо человек уже окончательно себя духовно убил и стал не способен к покаянию.
Помните, возлюбленные, Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, постоянно твердил: «Собственно говоря, страшный смертный грех, не прощаемый, есть именно тот грех только, в котором человек не покаялся и не может покаяться». А если он, как бы ни нагрешил, что бы только ни натворил, если он только способен к покаянию, он еще не погибший человек. Недаром, говорили святые отцы, что когда сатана подходит к человеку святой жизни, к подвижнику, сделавшему какой-то страшный, тяжкий грех, то он тут еще не радуется, потому что он прекрасно понимает, что покаяние разрушит все его козни и снова возвратит человеку милость Божию.
Это прекрасно знает враг нашего спасения. Иуда-предатель погиб только тогда, когда он побежал и повесился, т.е. впал в отчаяние и стал неспособен к покаянию. Апостол Петр тоже тяжко согрешил — позорно, троекратно от Господа отрекся, но он в отчаяние не впал, а сознавая всю тяжесть своего греха, он не терял надежду, что он услышит милостивый суд Своего любимого Учителя. В надежде на это, он не впал в отчаяние, а плакал и каялся в нем, и знаем мы, как он был прощен.
Господь наш умеет прощать грехи не так, как мы, грешные. Мы постоянно твердим: «Я простил, а забыть не могу». А Господь прощает так, что Он совершенно уничтожает грех, как будто его не было. Вычеркивает его совершенно из того, что было сделано. Так и говорил святитель Феофан Затворник: если у человека лежит тяжкий грех на совести и если он пойдет к духовному отцу и услышит разрешение именем Господним, то в этот момент, когда разрешение произносится, грех исчезнет, как будто его совсем не было. Так только Господь наш умеет прощать! Так Он простил апостола Петра и всех грешников, которые приносят покаяние. Как указывал владыка Антоний Блаженнейший: прощение, данное на исповеди, грехи совершенно отсекает от человеческой души. Они летят в бездну небытия и уже никакого абсолютно влияния не могут иметь на загробную вечную участь человека. Так велика милость Божия!
Но это нужно понять, чтобы душа моя не стала бы лукавить и противиться сознательно истине. Это бывает! В малой степени можно взять пример. Нашалил ребенок, но знает он, что добрые родители простят, если он попросит прощение. Но уперлось дитя и не хочет! Это, конечно, маленький пример, но он указывает на то, в чем дело состоит и предупреждает, что и человек пред Богом может дойти до такого состояния, как дитя перед родителями, и не пожелает покаяться.
Господь да сохранит всех нас от этой ужасной участи, от этого ужасного состояния души, ибо там, где есть покаяние, там не может не быть милости Божией, как говорил Златоуст, ибо Господь наш щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив. Аминь.