Архиепископ Аверкий: Мир и непримиримость
7 ноября по новому стилю (25 октября по старому), русское зарубежье считало Днём непримиримости. Нам нельзя этого забывать.
Сорокалетие страшной кровавой большевицкой революции 25 октября 1917 года было ознаменовано русской эмиграцией во всех пяти частях света устройством так называемых "дней непримиримости". Обычай устраивать такие "дни непримиримости" давно уже вошёл в жизнь русских людей, оставивших своё отечество, превращённое безбожными большевиками в некое преддверие ада. Эти "дни" устраивались повсюду, а особенно в больших центрах скопления русских людей, непримиримых к большевизму, ежегодно. Зло, причинённое большевицкой революцией 1917 года русскому народу, столь велико, что устройство таких "дней", с чисто-человеческой точки зрения, вполне понятно и оправдано.
Но время от времени приходится нам слышать и некоторые возражения. Говорят, например, так: "христианское ли это чувство — непримиримость? разве может быть христианин непримирим к кому бы то ни было? разве не заповедано нам всегда прощать друг друга? разве не учил Христос любить даже врагов своих?"
Исходя из таких соображений, лица, подобным образом настроенные, считают устройство "дней непримиримости" несовместимым с христианским достоинством, а участие в них, особенно для пастырей Церкви, предосудительным и недопустимым. Многие из этих лиц (в числе их встречаются и лица духовного звания), в силу тех же соображений, весьма примирительно относятся к богоборческой советской власти и оправдывают поведение и образ действий иерархов советской церкви. Некоторые из них готовы считать советскую власть "властью от Бога", как бы закрывая глаза на то, что эта власть главной целью своего существования поставляет "борьбу с Богом" и искоренение религии. Другие, менее решительные, говорят только, что "большевизм есть карающий меч Господень", а потому быть непримиримым к нему и призывать к борьбе с ним нельзя, так как это значит идти против воли Божией.
Так ли все это?
Прежде всего необходимо помнить, что для правильного понимания подлинного евангельского учения ни в коем случай не следует подражать сектантам, которые выхватывают из Священного Писания отдельные, выгодные для себя тексты, чтобы обосновать на них своё предвзятое лжеучение. Отдельные тексты Слова Божия непременно должны сопоставляться с контекстом и с параллельными местами, что одно даёт ключ к правильному их пониманию. Кроме того высочайшим авторитетом для нас должны быть те люди, которые несомненно правильно понимали и толковали Слово Божие, поскольку святость их жизни засвидетельствована Церковью, причислившей их к лику святых угодников Божиих, как истинных христиан, осуществивших в своей жизни евангельское учение и могущих быть примером для других.
Каково же истинное учение Слова Божия по интересующему нас вопросу?
Христианство есть несомненно религия мира, а не вражды и ненависти — непримиримости.
Сам Христос, по определению Слова Божия, есть "Начальник мира" (Ис 9.6). Он, как учит св. Апостол Павел, есть "мир наш", разрушивший преграду вражды между Богом и человеком, воздвигнутую грехопадением первых людей. Он пришёл на землю для того, чтобы "благовествовать мир" — примирить падших людей с Богом и призвать их к миру друг с другом (Ефес 2.14-17; 1Кор 7.15). Вот почему и Ангелы в момент Рождества Христова пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк 2.14).
"Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам" — такое торжественное завещание сделал Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечери Своим ученикам, а в лице их и всем Своим истинным последователям. Ещё в самом начале Своего общественного служения человеческому роду, посылая Апостолов на проповедь, Он заповедал им, входя в дом, приветствовать его словами: "мир дому сему!" (Мф 10.12). "Мир имейте между собой" — учил Он Своих последователей, постоянно окружавших Его (Мк 9.50).
Следуя завету Своего Божественного Учителя, св. Апостолы "благовествовали людям мир чрез Иисуса Христа" (Деян 10.36) и учили "искать мира и стремиться к нему" (1Пет 3.11). Каждое почти послание своё христианам св. Апостолы начинают и заканчивают пожеланием мира: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (1Кор 1.3 и др.). А св. Ап. Павел в своём послании к Римлянам особенно настойчиво увещевает: "Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте" (Рим 12.18), и советует "искать того, что служит к миру" (Рим 14.19) стараясь "блюсти единение духа в союзе мира" (Еф 4.3). "Будьте в мире между собою", убеждает он же Солунян (5.13), а своего любимого ученика Тимофея, поставленного им епископом во Ефесе, наставляет: "держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца" (2Тим 2.22). И своим соотечественникам Евреям св. Павел пишет: "Старайтесь иметь мир со всеми" (12.14).
Самого Бога св. Апостолы неоднократно именуют в своих посланиях "Богом мира" (Рим 15.33;16. 20; 1Кор 14.33 и мн. др. места).
И святые угодники Божии — Святые Отцы Церкви, великие подвижники и наставники подлинно-христианской, духовной жизни и словом, и примером учили и до сих пор продолжают учить нас через свои вдохновенные писания той же великой истине, то есть, что мир есть главное неотъемлемое свойство и качество души истинного христианина. Особенно образно, как бы подводя итоги всему сказанному прежде, говорит о значении мира для христианина наш величайший христианский подвижник последнего времени преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи"; "ничего нет лучше во Христе мира, которым разрушается всякая брань воздушных и земных духов"; "Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары".
Таково учение нашей Христианской Церкви о мире и о его значении для христианина.
Но если так, то может ли истинный христианин питать в своём сердце какую бы то ни было непримиримость к кому бы то ни было? Совместимо ли само чувство непримиримости со званием последователя Христа-Спасителя, принёсшего на землю мир и проповедовавшего мир?
Ответ на этот вопрос мы можем получить, лишь тщательно исследовав, всё ли по данному вопросу исчерпывается изложенными выше данными.
Оказывается, — нет.
Помимо учения о мире мы находим и в Слове Божием, и у Святых Отцов, ярко выраженное учение и о непримиримости.
"Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю" — так учил Сам Христос-Спаситель: "Не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека со отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его". А дальше объясняется, в каком смысле это сказано: "Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня" (Мф 10.34-38). В ещё боле решительных тонах выражено это же учение Господа Иисуса Христа у Евангелиста Луки: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк 14.26).
Высшая заповедь, которую, в первую очередь, должен исполнять христианин, это заповедь о любви к Богу. А потому совершенно естественно и понятно, что всё, идущее вразрез с этой первой и наибольшей заповедью (Мф 22.36-38), мешающее христианину исполнять её, должно быть ему ненавистно: ко всему этому христианин должен быть абсолютно непримирим.
Так, непримирим должен быть христианин к врагу Божию и врагу человеческого спасения диаволу и ко всем его пособникам и служителям.
Непримирим должен быть христианин к "мiру сему, во зле лежащему", то есть ко всякому злу, происходящему от диавола, и проявляющемуся во всевозможных греховных страстях и пороках, воюющих в мiре, о чём так ясно и просто говорит св. Апостол Иаков, брат Господень: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу" (Иак 4.4).
Непримирим должен быть христианин к своей собственной греховной воле, поскольку она мешает ему исполнять волю Божию, почему и заповедано каждому желающему быть последователем Христовым "отвергнуться себя и взять крест свой", то есть быть готовым на какие угодно лишения, скорби и страдания за Христа вплоть до мученической смерти за Него (Мк 8.34-37).
Непримирим должен быть христианин и к злой, греховной воле других людей, стремящихся отклонить его от служения Богу и последования за Христом.
Непримирим он должен быть, как это видно из приведённых выше слов Христовых, даже к своим ближайшим сродникам по плоти — отцу и матери, сыну и дочери и другим, — вплоть до "спасительной", по выражение Святых Отцов, "ненависти к ним", если они отвлекают его от любви ко Христу.
Тем боле должен быть непримирим истинный христианин ко всем явным богоборцам, богохульникам, гонителям веры и Церкви, отступникам, еретикам и раскольникам.
Что это так, об этом ясно свидетельствует Слово Божие.
"Аще (кто) Церковь преслушает, будет тебе, как язычник и мытарь" — сказал Сам Господь Иисус Христос (Мф 18.17).
"Какое согласие между Христом и велиаром? или какое соучастие верного с неверным?" — говорит в своём послании к Коринфянам Св. Апостол Павел: "... и потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и нечистоте не прикасайтесь"… (2Кор 6.15,17).
"Кто приходит к вам и не приносит сего учения (истинного учения Христова), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2Ин 1.10-11) — учит никто иной, как именуемый "Апостолом любви" возлюбленный ученик Христов св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.
"Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет отлучён до пришествия Господня" ("Анафема маранафа"), то есть, с ним не должно иметь христианам никакого общения — наставляет св. Апостол Павел.
"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" — наставляет он же своего ученика Тита, поставленного им во епископа на острове Крите (3.10).
Итак, христианство вовсе не проповедует безразборчивого мира в отношении ко всем, а наоборот — внушает непримиримость ко злу и нечестию и предостерегает от дружественного общения с носителями этого зла и нечестия.
Что это так, об этом особенно живо и вразумительно говорит в своём 6-м "Слове о мире" великий отец Церкви и вселенский учитель св. Григорий Богослов, сам давший высокий пример миролюбия своим отказом от кафедры Архиепископа Константинопольского:
"Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Поскольку знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом ... Но когда идёт дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на всё, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к заражённым. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и, из-за этой боязни, служителю истины стать предателем учения веры и истины" (Часть I, стр. 192).
А вот другое, замечательное свидетельство также великого Отца Церкви преп. Исидора Пелусиота, которое решительно отвергает всякую мысль о том, что советскую власть можно признавать "властью от Бога". Указав наперёд богоустановленный повсюду, в жизни словесных и бессловесных существ, порядок подчинения одних другим, он заключает:
"Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею, власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой-нибудь злодей-беззаконник восхитит эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать это лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев" (Творения, ч. 2, письмо 6-е).
Советская власть, по самому своему существу, есть власть богоборческая и антихристианская, а потому не может быть и речи о том, чтобы признавать её богоустановленной.
"Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими" — поучает нас другой великий столп Вселенской Церкви св. Иоанн Златоуст.
Третий из этой достохвальной троицы великих вселенских учителей (занимающий первое место в ряду их) св. Василий Великий собственным примером учит нас, каково должно быть наше отношение к этим "врагам Божиим", врагам Церкви Христовой. Когда лютый враг Церкви император Юлиан Отступник отправился в поход против персов, грозясь, что, в случае успешности похода, он по возвращении окончательно уничтожит христианство, св. Василий Великий горячо молился перед иконой Пресвятой Богородицы и св. великомученика Меркурия о том, чтобы он не возвратился с поля битвы живым. И молитва святителя была услышана.
Из всего вышесказанного очевидно следует, что мы должны быть абсолютно непримиримы к богоборческому учению современности, которое решилось во всеуслышание провозгласить, что "религия есть опиум для народа", и к его безумным фанатичным последователям, хулящим Бога, оскверняющим и разрушающим храмы Божии, злословящим и преследующим верующих во Христа и стремящихся к полному искоренению веры и уничтожению Церкви. С ними не может быть у нас никакого общения, не говоря уже о каких бы то ни было дружественных отношениях, сотрудничестве или соглашательстве.
Если такова идея наших "дней непримиримости", то в них нет ничего противного истинному христианству. Но и все те, кто по каким-либо иным мотивам действительно непримиримы к большевизму, являются нашими союзниками. Необходимо, однако, всем полностью и до конца понять и осознать, что истинная и разумная непримиримость к большевизму отнюдь не есть только политическая непримиримость — точно так же, как и борьба с большевизмом не есть лишь обыкновенная политическая борьба. Поскольку коренная сущность большевизма именно в его богоборчестве, в его враждебном отношении к вере и Церкви. А потому — вникнем в это поглубже! — всякий противник веры в Бога, всякий богохульник, враг веры и Церкви, уже по тому самому, является попутчиком богоборцев-большевиков, хотя бы он и считал и провозглашал сам себя борцом с большевизмом.
Да осознают это все устроители и участники "дней непримиримости" и да поймут, что истинно-благословенная непримиримость к большевизму есть ни что иное, как непримиримость к диаволу во Имя Божие, непримиримость к антихристу во Имя Христово! В наше страшное время с особенной силой чувствуется, что есть только два пути в этой жизни — путь жизни и путь смерти, путь благословения и путь проклятия (Втор 30.19-20) — путь служения Богу или путь служения диаволу.
Третьего пути нет!
А потому будем твёрдо помнить замечательное изречение св. Иоанна Златоуста, что лишь "тогда, когда мы враждуем с диаволом, — мы находимся в мире с Богом". Только такая, истинно-христианская непримиримость может привести нас к истинному миру.
+ Архиепископ Аверкий
Современность в свете слова Божия. Т. I, с. 277-284.
Текст адаптирован к современным нормам русского языка.
Метки: рпцз, архиепископ аверкий
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи