Митрополит Филарет: Воскрешение сына Наинской вдовы
Неделя 20-я по Пятидесятнице: Воскрешение сына Наинской вдовы
Святитель Филарет (Вознесенский)
В Святой Земле в Палестине, есть небольшой город, который именуется Наин. Сам по себе он ничего особого не представляет, но в то же время, название его запечатлено в Святом Евангелии. Мы слышали сегодня за Божественной литургией, что именно с этим городом связано одно из поразительных чудес Господа Иисуса Христа.
Евангелие нам рассказывает, что в городе этом у одной вдовы умер единственный сын. Не трудно, конечно, себе представить неутешную скорбь и горе осиротевшей матери. Юноша умер. Его выносят из города для того, чтобы совершить погребение. Вместе с плачущей матерью идет много народа из города, вероятно, пробуют ее утешать, но скорбь ее неутешна. Но когда процессия эта вышла из города, то навстречу ей подошла другая процессия. Это шел Господь Иисус Христос со Своими апостолами и окруженный множеством народа. И вот две процессии встречаются, встретились смерть и Жизнь.
Как раз вчера на всенощном бдении мы славили Господа нашего Иисуса Христа, как Начальника жизни нашей. От Него всякая жизнь, Он апостолам Своим говорил: «Я живу, и вы живы будете» (Ин.14:19). Он дает жизнь всему живущему. И вот Он встречается с этой скорбной картиной, с этим горем безутешной матери. Обыкновенно, как мы знаем в жизни, смерть торжествует над жизнью, ибо всякая жизнь оканчивается смертью — это бесспорно. В Евангелии не сказано, чтобы скорбящая мать просила о чем-нибудь Иисуса Христа. Да она, может быть, и не заметила Его, ибо была, конечно, поглощена своим горем. Но Господь видел ее плач, безутешное рыдание, сжалился над нею и сказал ей: «не плачь» (Лк.7:13)! Но это должно было подействовать на нее, ибо слово Христово есть слово со властью — оно покоряет Своим действием всякую душу, и Он говорил ей это слово. Несущие юношу на место погребения остановились. Господь, прикоснувшись к одру и обращаясь к мертвецу, как к живому, говорит: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). Мертвый поднялся и встал, и стал говорить.
Не нужно говорить, какая радость охватила мать. Чудо произвело потрясающее впечатление, ибо великий страх всех исполнил и все говорили: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей своих» (Лк.7:16). Как будто бы смерть всегда побеждает жизнь, но тут мы видим, что когда в дело вмешивается Начальник жизни нашей, то получается обратное. В Евангелии мы не раз читаем о том, что Господь Иисус Христос воскрешал мертвецов и не только Сам воскрешал, но когда посылал апостолов на проповедь, Он говорил:«больных исцеляйте... бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте» (Мф.10:8).
Там, где есть вера, там никогда не замедлит Божия помощь. К сожалению, если Господь говорил в Свое время со скорбью о Своих современниках, что это «род неверный и развращенный!» (Мф.17:17), то к нам это, вероятно, еще больше подходит. В наше время мы еще более неверны и еще более развращены, чем они. Но когда Господь обратился к одному человеку, к его немощной вере, и эта вера проявила себя, то чудо милости последовало.
Так и всегда, возлюбленные, христианин, воодушевленный истинною верою, знает хорошо, что действительно у Бога все возможно. «Блажен, кто верует — тепло ему на свете», — говорил поэт русский. Действительно, блажен, потому что вера — это как могучий светоч в его руках, который освещает его жизненный путь, и в этом свете он все видит правильно. Недаром псалмопевец когда-то говорил: «Веровав, тем же возглаголах» (Пс. 115:1), т.е. я веровал и поэтому говорю, другими словами: «Я говорил соответственно тому, как я веровал». Иначе говоря, — вера была преисполнена началом для всего, что я говорю. Вот так и у христианина должна быть вера на всем пути его. Светом веры он должен освещать свою жизнь и стараться, чтобы его жизнь протекала так, как учит его вера. И если это будет так, то он на опыте постоянно будет познавать, что действительно Господь близок к тем, кто верует в Него и кто верит Ему, ибо жизнь его тогда будет полна явных великих Божиих благодеяний. Аминь.