Память святых Вифлеемских младенцев от Ирода умученных. Слово Митрополита Филарета (Вознесенского)
Неделя после Рождества Христова
СЛОВО МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО)
Среди светлых и радостных воспоминаний, которыми так богаты рождественские дни, сегодня Евангелие нам рассказало о печальнейшем событии — о том, как обезумевший от злобы и зависти, царь Ирод приказал лишить жизни 14,000 младенцев в Вифлееме. Благословенные Вифлеемские поля, над которыми недавно раздалось ангельское благовещение, огласились отчаянными воплями матерей, у которых воины безжалостно избивали младенцев детей.
В свое время Святитель Иоанн Златоуст, беседуя об этом, говорил (как бы своему слушателю): "Тебя смущает то, что столько невинной крови пролито, но помни, что дело не в том когда умереть, а как умереть. Младенцами они умерли, но умерли, как первые мученики, как чистые жертвы за Христа, пролившие свою чистую кровь ради того, чтобы этим проявить и благость Божию и, вместе с тем, Божию премудрость. А мы ведь не знаем, кем бы были эти младенцы, с кем бы они были, если бы они выросли. Может быть присоединились бы к тем, которые когда-то кричали: Возьми, возьми распни Его! А теперь они, именно, как первые младенцы-мученики, взяты Господом туда, в Его Небесное Царствие". Так и мы должны помнить: дело не в том когда умереть, в какой момент жизни, а какумереть и чтобы умереть по-христиански, будучи верным сыном Церкви и верным последователем Христа Спасителя. Это прежде всего.
Еще вот на что хочу обратить ваше внимание: в сегодняшнем Евангелии говорится, что Ирод, узнавши о том, что волхвы прямо ушли к себе, а к нему не зашли, как он от них требовал, "яко поруган был от волхвов, разгневался зело". Недаром Господь в Евангелии говорит, что добрый человек от доброго сокровища своего сердца износит доброе, а злой человек от злого сокровища своего износит злое. Добрый всех видит добрыми, везде видит добрые мотивы и дела, злой всех видит злыми. Волхвы и не думали, конечно, о том, чтобы "поругать" Ирода, т.е. обмануть и надсмеяться над ним — они получили прямое повеление свыше и, повинуясь ему, прямо отправились к себе. Но завистливый и злобный царь решил, что они мало того, что его не послушались, еще и надсмеялись над ним, обманули его. И пришедши в неистовое бешенство и желая, чтобы все-таки сбылся его сатанинский план, он решил не пощадить всех Вифлеемских младенцев, надеясь, что среди них будет убит Тот, Кого он хотел убить. Но нет! Сколько не злобствовал царь Иудейский против "Царя Иудейского", вся его злоба не достигла цели. Невинная кровь младенческая оросила улицы их города и поля Вифлеема, а Тот, Кого он хотел убить, был уже в это время в Египте.
Злой человек подозрителен и во всем видит злое — злые умыслы, злые намерения и кажется, что бы ни было сделано другими, все ему кажется, что сделано с плохой целью, с плохим намерением. Отец Иоанн Кронштадтский не напрасно в своем Дневнике "Моя жизнь во Христе" призывает нас: "Подозрительности, брат, бегай, как огня! Сатана так и ловит в свои сети, чтобы извратить всякое дело и представить тебе в неправильном свете!" Это постоянно бывает, потому-то и должно христианину этой лживой, этой постоянной подозрительности избегать. Конечно, черное белым называть не приходится, как и белое не делать черным. Но однако же, того, чтобы во всем и всегда видеть только зло, бояться должен христианин. Это указывает, прежде всего, что его собственная душа зла, злобы исполнена. И вот в эти-то праздничные дни Церковь нам и указывает на Ирода, чтобы предостеречь нас, чтобы в наши сердца такая злоба и такая подозрительность не закрались бы и не свили в нем своего злого гнезда. Аминь.