АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Антоний: Слово на Богоявление 1906 года

Митрополит Антоний: Слово на Рождество Христово«Днесь небесе и земли Творец приходит

 плотию на Иордан крещения прося,

безгрешный, да очистит мир от лести вражия».

Каким образом, бpaтие, крещение Господне может освобождать мир от обольщения? Мы слышим из установленных в нынешний день чтений пророческих, что смирившийся в крещении Своем Спаситель открыл новую жизнь миpy, новый путь, идя по которому, ученики Его «не заблудят. И не будет тамо льва, ни от зверей лютых взыдет нань, ниже обрящется тамо: но пойдут по нему избавленнии и собраннии от Господа и обратятся и приидут в Сион с веселием и радостию, и веселие вечное над главою их; хвала и радование, и веселие постигнет их; отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис XXXV. 9-11).

Отсюда видно, что путь жизни, открытый нам подвигом крещения Христова, доставляет идущим по нему и внутренний мир в их жизни личной, и благоустройство или счастье в быту общественном. У ветхозаветных мудрецов было справедливое убеждение или, вернее сказать, откровение о том, что пока Сам Бог не ниспошлет на землю Духа Своего, пока не придет от Него Примиритель Небесный, до тех пор никакие усилия мудрости, ни власти, ни богатства не исправят устоев общественной жизни, ни личному сознанию не дадут примирения с совестью никакие человеческие добродетели. Так мудрейший из людей, царь Соломон, признал во дни старости своей, что только внешний облик жизни мог он изменить, а ее внутреннее содержание осталось исполненным той-же несправедливости и злобы, как раньше. Видел я — говорит он: «место суда, а там беззаконие, место правды, а там неправда (Еккл III. 16). И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет» (IV.1). Прилагал сей богопросвещенный царь всю свою мудрость, чтобы исправить жизненное зло, но решил пред концом своим, «что кривое не может сделаться прямым и чего нет, того нельзя считать» (I. 15). Предприятия мудрецов и искателей общего счастья или хотя бы осмысления своей личной жизни остаются суетой и томлением духа; жалкий человек не может стать выше своей страстной рабской природы; общественная жизнь, исполненная зла, не поддается человеколюбивым преобразованиям друзей человечества, но с постоянством и упорством бурной реки сокрушает на неуклонном пути своем всякое стремление отклонить ее к добру и истине; она вечно повторяет усвоенные ей законы бытия: «нет ничего нового под солнцем: что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться» (Еккл I. 9).

Такое печальное состояние миpa, отвергшегося от благодати Божией, длилось до пришествия Христова, до сегодня празднуемого события, Его явления — Hыне открыт путь истины, ныне исполнилось пророчество Исаии о том, что некогда окончится неисправимость кривизны житейской, признанная Соломоном: «кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис XL. 4), ибо явилось, как говорит св. Григорий, единственное новое под солнцем, чего напрасно искал Екклезиаст в естественной жизни. Явился Утешитель угнетенных, ибо мы слышали, как Церковь уверяет нас в исполнении днесь св. пророчеств: укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие. Скажите робким душою: не бойтеся; вот Бог ваш, приидет отмщение, воздаяние Божие; Он приидет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь, ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки (Ис XXXV. 3-7).

Нужно ли говорить, бpaтие, о том, что слова сии исполнились и исполнятся на истинных последователях Христовых? Конечно, вы читали в книге Деяний Апостольских, что «все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по долям хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (II. 44-47).

Такую то блаженную среди гонений внешних внутреннюю жизнь принес сегодня Господь обществу последователей Своих вообще и сердцу каждого из них в частности. Какую же тайну открыл он нам в день сей? — Чему именно научил нас? Явлением ли Святой Троицы просветил нас? Конечно, это великая и святая истина, но она и раньше раскрывалась людям, в Благовещении, а впоследствии, и уже не одному Крестителю, но многим сообщалась в прощальной беседе и в Пятидесятницу. Или, быть может, день Крещения велик потому, что он был началом проповеди евангельской? Нет, за ним ведь следовало сорокадневное уединение.

Велик он, бpaтие, потому, что ныне Господь открыл тайну возрожденной, новой жизни, тот дух ее, которого никогда не знал естественный мир. Эта тайна, этот дух есть дух самоуничижения и смирения, исполненного любви. Смотрите, насколько он противоположен духу мира: деятель мирской, выступая на дело свое, прежде всего старается заявить о своих достоинствах, о своих правах; он спешит убедить всех в том, насколько он далек от людей злых и невежественных, насколько близок к людям уважаемым. Затем, если он принадлежит к тем немногим, которые желают служить благу ближних своих, он обращается к ним, — как учитель-ли или ученый, или правитель, даже, как отец семьи своей, все-таки всегда сверху вниз, с постоянным сознанием и напоминанием своего превосходства, своего добровольнаго подвига, приближающего его к людям, ниже его поставленным в умственном, или нравственном или общественном положении. — Конечно, еслиб эти последние всегда со всею ясностью разумели свою духовную пользу, то подчинялись-бы и таким научениям, лишь-бы были они разумны; но в том-то и заключается главная помеха к общему и личному благополучию и совершенствованию, что в сердцах человеческих глубже всех прочих чувств коренится гордость, ради которой люди готовы бывают отвернуться от разумнейшего предостережения, отвергнуть очевидную пользу, лишь-бы не подчиняться другому человеку, лишь-бы не уступить своего предубеждения, не показать своего предпочтения правды ближнего пред своею неправдой. Вот почему они ненавидели мудрых преобразователей, изгоняли ученых, отвергали открытия: пред ними вся польза нововведений затенялась личностью деятеля, поступиться собой пред другим препятствовала им естественная гордость.

Что наблюдается в жизни общественной, тоже происходит и в жизни личной. Первым условием нашего внутреннего исправления должно быть окаивание себя, признание своего глубокого падения, своего нравственного безобразия, как это сделал приточный мытарь и блудный сын. Но и этого не хочет исполнить гордый человек: он всегда старается оправдывать себя, признать лучшим, чем другие, он создал ceбе мерзкие божества, вреднейшие, чем всякие Ваалы и Астарты, и назвал их благородною гордостью, благородным самолюбием, чувством собственного достоинства, личною честью. Он намеренно закрывает глаза свои пред своими пороками, а потому и остается в плачевном положении того недужного, который считает себя здоровым, или слепца, почитающего себя зрячим.

И вот, когда в таком ослеплении и горделивом взаимном отчуждении коснели все люди, когда мудрейшие из них торжественно признали безсилие всяких средств к умиротворению и усовершению жизни, и только сыны народа Божия, сохранявшие еще жажду исправления, окружали священного пророка в пустыне, спрашивая его: «Что нам делать?»; в эту годину печали и тьмы явился свет смирения Христова. Он не пошел к величавшимся земным владыкам и ложным мудрецам, но стал среди этих паломников пустыни и преклонил главу Свою пред Крестителем, как-бы нуждающийся в очищении.

О люди! как бы говорил Он: не бойтесь признать себя ничтожными, павшими; не превозноситесь один пред другим, не заявляйте о своем превосходстве ко взаимному досаждению. Смотрите, Я, святой и предвечный Сын Божий, которого присно воспевают серафимы, Я не только не гнушаюсь вашего общения, но готов быть признан за подобного вам искателя очищения! Идите-же за Мною к проповеднику покаяния, а потом придите ко Мне «и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» (Мф XI. 29).

При таких словах, братие, поднимается наше сердце: оно уже не влечет нас на борьбу, на отстаивание себя пред Тем, кто заранее Себя унизил пред всеми, Кто не укоряет нас Своим превосходством, Кто «без огня изваряет и назидает без сокрушения». Мы с отвращением выбрасываем застарелую в нас гордыню, взирая на Божественный Его Лик, преклоненный под руку раба, и сразу проникаемся ощущением новой жизни. — Как лодка, освободившаяся от тяжелого груза, свободно возносится дух наш над житейской борьбой. Мы не боимся за каждый шаг нашей жизни, не боимся, что нас не уважут, обойдут, осмеют. То сочувствие ближним нашим, которое робко пряталось за это опасливое самолюбие и, быть может, ни разу еще не могло обнаружить себя, теперь безпрепятственно распростирает свои братские объятия к людям. Наша вера в Бога, которая прежде проникала нас почти враждебным страхом за свое будущее, теперь, освободясь от стеснявшей ее гордыни нашей, в духовном восторге мысленно влечет нас на Иордан. Мы смотрим на смирившегося Христа и, изливая пред Ним умиленные слезы, в то же время оплакиваем свое прежнее заблуждение. Зачем, о, зачем отравляли мы сами свою жизнь? зачем, вдавая себя предразсудкам самолюбия, строили сами для себя темницу духовного одиночества среди ближних наших? зачем, ненавидя в душе кощунство или разврат, служили им для того, чтобы не потерпеть насмешек и уколов самолюбию? зачем скрывали святую любовь из ложного стыда, похваляясь пред другими делами, достойными ужаса и посмеяния?

Теперь открылись наши умственные очи: мы видим, что в том и заключается истинное величие человека, чтобы не бороться за свое превосходство, но уничижать себя пред всеми, богатеть не превозношением, но состраданием, не похвалами других, но любовию к другим. Вот в чем явилось единственное новое под солнцем, вот в чем исправление жизненной кривизны, вот кому из униженных жизнью дается истинное утешение, вот в чем тайна крещения Господня! «Крещается Христос и восходит из воды, совозводит с Собою мир».

Не одни пророки со Крестителем ликовали и ужасались пред этим священным событием: даже мертвая природа не могла пребывать в своем естественном покое при виде того, как разрушен был установившийся в ней закон человеческой гордыни. Иордан убоялся приблизившегося Владыки, воды Его готовы были ринуться прочь от входившего в них Богочеловека; небо разверзлось над Ним и, во время торжественного свидетельства Отца и Святого Духа, страшные Херувимы и Серафимы, закрывая в священном трепете свои лица, служили Крещаемому, воспевая Его Божественную славу. «Крещается Христос с нами, Иже всякия вышния чистоты и всем просвещение дарует... дланию раба рукополагаемый и страсти миpa исцеляет».

Исцеление это и просвещение Господь дарует всем, по Нем шествовати хотящим, но сугубую истину и сугубый разум открывает Он чрез Свое крещение тем, которые желают служить ближним своим, воспитывать детей своих или чужих, или управлять своими согражданами или пасомыми. Только те из этих последних будут истинными друзьями людей, будут мощными повелителями сердец, будут действительными усовершителями содержания жизни общественной, которые возьмутся за делание свое так же, как открыл Христос Спаситель Свое служение миру, — которые распнут себя, уничижат себя в сердце своем и в уме своем, которые напишут на своей совести обет — служить не своей чести или славе, а самоотверженной любви в смирении; для которых будут чужды радости прославления и преклонения, но которые будут знать только одну радость, чтобы дети их ходили в истине, как говорит Божественный Апостол; которые не будут стремиться к господству и своими прихотями требовать подчинения, но будут чувствовать так, как другой Апостол, сказавший: «будучи от всех свободен, я всем поработил себя, дабы больше приобресть... Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор IX. 19-23). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся»? (2 Кор XI. 29).

Для таких истинных последователей Христовых не будет житейских разочарований, как для Екклезиаста: их слова и дела будут жечь человеческое сердце, жизнь заволнуется вокруг них, все доброе укрепится и возстанет на борьбу со злом; все потемненное грехом, но не сроднившееся с ним всецело, увидев в таком посланнике полное отсутствие укора или унижающего превозношения, раскается и преклонится пред ним, а все озлобленное в конец, сознательно ненавидящее правду, будет обличено и выделено, и если поднимет с двойною злобою возстание на истину и даже умертвит ее носителя, то все же не уничтожит дела его, но только прославит последнее, как это было со св. мучениками.

Таков, братие, новый путь жизни общественной и личной, открытый нам в тайне крещения Христова. «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа». Можем-ли мы принять духа сего? Можем ли принять Христа? Богата Его трапеза, обилен дар. Но если ты колеблешься, как богатый юноша, если еще не решился отныне жить духом служения и самоуничижения, чтобы приобресть истинное благо жизни, то все же преклони главу свою пред Христом и скажи Ему, как хананеянка: «Господи, я недостойна трапезы сынов Твоих, но не лиши меня хотя тех падающих с нее крох, которые подбирают псы». И Он ответит тебе: «блаженни алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Аминь.

В первый раз было напечатано в журнале «Странник», 1906 г., №1.

«Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого», том XV. Посмертное издание с предисловием Архиепископа Никона (Рклицкого). Нью-Йорк, 1968 г., сс.82-88.

Сверено с оригиналом

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.