Протоіерей Константинъ Зноско: Краткій обзоръ причинъ, породившихъ Литовскую церковную унію
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ ЦЕРКОВНОЙ УНІИ. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ХАРАКТЕРЪ.
Православная Церковь со времени перваго соединенія Литвы съ Польшей (1386) очутилась въ Литовско-Польскомъ государствѣ лицомъ къ лицу со своимъ непримиримымъ врагомъ — латинствомъ. Послѣ принятія княземъ Владиславомъ Ягайло католичества, государи Литвы стали исповѣдовать римскую вѣру, и Православіе въ Литовскомъ государствѣ стало терять свое первенствующее значеніе, несмотря на то что до Ягайло латинство тамъ, по свидѣтельству литовскихъ хроникъ, находилось едва въ зачаточномъ состояніи. Хотя литовскіе князья и сознавали, что ихъ великое княжество не столько литовское, сколько русское, такъ какъ оно населено было въ громадномъ большинствѣ православно-русскимъ народомъ и пользовалось русскимъ языкомъ какъ языкомъ государственнымъ, — но какъ католики, они тяготѣли болѣе къ Риму и въ борьбѣ Православія съ латинствомъ были болѣе склонны къ поддержкѣ послѣдняго. Вдобавокъ они опасались естественнаго тяготѣнія православныхъ западнорусовъ къ единоплеменному и единовѣрному имъ Московскому государству, и, чтобы ослабить это тяготѣніе, вынуждены были вести политику возможно тѣснѣйшаго сближенія своихъ православно-русскихъ подданныхъ съ католической Польшей. Вотъ почему мы нерѣдко видимъ попытки литовско-польскихъ государей къ соединенію Православной Церкви съ Римской, или къ такъ называемой «уніи» съ Римомъ. Попытки эти были неоднократны и настойчивы и благодаря тѣмъ тяжелымъ условіямъ, въ которыя была поставлена Западнорусская Церковь въ Литвѣ, привели наконецъ къ Брестскому Собору и принятой на немъ уніи.
Положеніе Западнорусской Церкви въ Литвѣ со времени соединенія Литвы съ Польшей стало поистинѣ крайне тяжелымъ. Притѣсняемая литовско-польскими королями, она не находила защитниковъ и руководителей въ лицѣ высшей іерархіи. Константинопольскіе патріархи, считавшіеся верховными архипастырями надъ Западнорусской Церковью, не обращали на нее почти ника/с. 72/кого вниманія и не имѣли о ней ни малѣйшаго попеченія. Лишь изрѣдка, когда для нея нуженъ былъ новый митрополитъ, патріархи, по предварительной просьбѣ изъ Литвы, присылали свое благословеніе избранному митрополиту или своихъ экзарховъ для посвященія его, получали за это денежную благодарность, и тѣмъ дѣло оканчивалось. Во весь длинный періодъ времени до самаго патріарха Іереміи II, т.-е. до 1588 г., едва можно указать пять-шесть патріаршихъ грамотъ, присланныхъ въ Литву, и то по частнымъ случаямъ, а не по общимъ потребностямъ Церкви. Да и самъ Іеремія II, лично посѣтившій Литву и принесшій много пользы Западнорусской Церкви, нѣкоторыми своими противорѣчивыми распоряженіями внесъ немало путаницы въ дѣла Западнорусской Церкви и тѣмъ побудилъ нѣкоторыхъ епископовъ склониться въ пользу сближенія съ Римомъ.
Разстройству и разслабленію Западнорусской Церкви способствовало и существовавшее въ Литвѣ право патронатства надъ православными церквами. Благодаря патронатству на духовныя мѣста возводились люди недостойные, порочные и безнравственные, что подрывало авторитетъ Православной Церкви, невольно смущало мірянъ и заставляло нѣкоторыхъ изъ нихъ искать выходъ изъ создавшагося положенія хотя бы подъ римскимъ послушаніемъ. Но если мірянъ владыки какъ бы толкали въ унію своими безчинствами, то сами рѣшались принять ее по чувству своекорыстія, по желанію улучшить свое внѣшнее положеніе и пріобрѣсти себѣ новыя льготы и преимущества.
Немалое также вліяніе на историческій ходъ церковной уніи въ Литвѣ оказалъ и Римъ, зорко слѣдившій за угнетаемымъ въ Литвѣ Православіемъ и пользовавшійся всякимъ удобнымъ случаемъ положить на Западнорусскую Церковь свою властную руку. Въ этомъ Риму въ особенности помогли появившіеся въ Литвѣ іезуиты, эти вѣрные слуги папства.
Брестскій Соборъ, положившій начало оффиціальному признанію въ Литовско-Польскомъ государствѣ церковной уніи, положилъ также начало и преслѣдованіямъ латинянами православныхъ западнорусовъ, отвергнувшихъ и впослѣдствіи отвергавшихъ унію. Эти преслѣдованія, сопровождавшіяся жестокостями и фанатическимъ изувѣрствомъ, немало увлекли православно-русскаго народа въ унію и продолжались до тѣхъ поръ, пока Польша не перестала существовать какъ независимое государство; сама же унія, какъ это видно будетъ изъ послѣдующихъ главъ, кромѣ горечи и слезъ, ничего православнымъ западнорусамъ не принесла, а въ самой Польшѣ вызвала анархію и послужила одной изъ причинъ ея паденія.
Источникъ: Прот. Константинъ Зноско. Историческій очеркъ церковной уніи. Ея происхожденіе и характеръ. — М.: Издательство «Мартисъ», 1993. — С. 71-72.