Митрополит Филарет: Рождественский Сочельник
"С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог".
Мы слышали с вами как в самом начале сегодняшней праздничной службы певцы торжественно и радостно воспевали эти святые слова; они были сказаны за много сот лет до Рождества Христова и сказал их великий тайновидец и пророк Исаия. Когда он их говорил, весь мир был во мраке язычества. Только чуть теплился огонек истинного боговедения в маленьком еврейском народе, в маленькой Палестине, а все миллионы людей пребывали во мраке язычества и однако же, озаренный Духом Святым, пророк своим вдохновенным взором проникает далеко вперед сквозь этот языческий мрак, и то, что совершилось гораздо позднее уже созерцает как бы совершившимся и говорит: "С нами Бог, разумейте языцы".
Прошло много сот лет после того, как сбылось то, что предсказал пророк Исаия, и совершилось чудо из чудес — осуществилась "велия благочестия тайна:" Бог явился во плоти и благоволил возлечь в яслях. И Церковь, приглашая нас на крыльях веры и упования перенестись в Вифлеем, призывает нас: "Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите (встречайте), Христос на земли, возноситеся".
Мы слышали сейчас и трогательное евангельское повествование о том, как простые сердцем пастыри, сторожившие свои стада на полях Вифлеемских, удостоились небесного откровения, услышали благовестие вестника Неба, о том, что родился Спас миру, а затем услышали и ангельское пение "слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". И конечно это пение на всю жизнь осталось у них в памяти и к ним были применимы слова поэта, что "звуков небес заменить не могли им скучные песни земли..."
Святые ангелы пели о мире. И Тот, Кто пришел на землю и возлег в яслях, именуется: "Бог Крепкий, Властитель и Начальник (т.е. Владыка) мира". Но теперь часто говорят, что если Христос и принес мир на землю, то он, этот мир, не осуществился, потому что и после Его рождества, по-прежнему, между людьми много вражды, бушуют войны, и в особенности самые лютые — междоусобные.
Но напрасно упрекают христианство в том, что оно не исполнило своего обещания и не дало миру мира. Когда речь идет о внешнем мире, то нужно помнить, что Спаситель определенно и категорически сказал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир принес Я, но меч". Это Его буквальные слова в св. Евангелии. Но противоречия с тем, что пели святые ангелы, тут нет, потому что мир бывает разный.
Ныне мы много слышим речей о мире, о мире всего мира, о мирных конференциях и т. д. — много красивых слов говорится и пишется на эту тему. И впереди всех, с такими речами как раз идет та власть, самая задача которой — никак не допустить мира. А она твердит о мире больше всего. Сколько лжи, сколько фальши в этих речах! Все эти горе-миротворцы хотят свалить в одну кучу начала, которые совершенно несоединимы и существовать вместе не могут. Огонь не может быть вместе с водою. Одно и то же не может быть одновременно и белым и черным. Добро и зло никогда соединиться не смогут. И вот мы со скорбью видим, как эта ложь завоевывает все большие и большие позиции, как она все побеждает. А так называемый "свободный мир", буквально на каждом шагу позорно отступает и отступает перед ее наглым, открытым, совершенно откровенным натиском.
Так вот помните: такого внешнего мира Господь никогда не обещал. Наоборот, Он сказал прямо: "Услышите о войнах, и о военных слухах;" говорил о междоусобицах и о том, что люди будут в конце концов умирать от одного страха, от ожидания — что еще придет на вселенную? Но в то же самое время, Господь, на Тайной Вечери беседуя с Апостолами, говорил им как раз о том, о чем пели ангелы в ночь Его рождества. Господь в этой беседе сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам". и тут же добавил: "Не так, как мир дает, Я даю вам". Христов мир совсем не тот, о котором кричат лже-миротворцы. Христов мир есть прежде всего мир человека с Богом и с совестью, мир исполненный правды и любви, а не лжи и фальши. И вот этот-то мир Христос Спаситель действительно принес на землю и Его истинные и верные последователи знают, что такое мир Христов. Преподобный Серафим Саровский говорил одному из своих посетителей: "Радость моя, стяжай мирный дух и не только сам спасешься, а тысячи вокруг тебя спасутся".
Истосковалось человечество по настоящем, истинном мире, потому что во всех этих ложных призывах мира оно не видит. Разве мы не видим, во что превращается жизнь? Мир все дальше и дальше удаляется из нее. А ведь Господь еще в древности сказал через пророка о лже-миротворцах, что они обманывают своих слушателей, говорят им "мир, мир", а мира нет. И Господь прямо добавил через пророка: "нечестивым нет мира". И не будет его в человечестве, потому что оно все больше и больше предается нечестию.
Но да не смущается сердце наше. Свой мир Господь дарует всякой душе, которая ищет этого мира и которая покорна Ему. Достаточно человеку стать на добрый христианский путь в своей жизни и сразу же Христов мир воцарится в его душе.
Сегодняшний праздник особенно радостен у Вифлеемских яслей далеко в Палестине. Теперь там кругом бушуют военные бури, а из Иерусалима пишут: "У нас около наших святынь, почти не заметно перемены". Люди спокойно молятся и пишут о том, как они с радостью ожидают, когда наступит великий праздник, и в Вифлееме действительно будет торжество из торжеств.
Там сегодня радуются и празднуют. И мы здесь — причастники этой радости, не только в духовном смысле. Добрые верующие люди передали нам часть святого елея, освященного как раз там, у яслей Христовых, и вот здесь, через помазание этим елеем, и мы не только духовно но и видимо, внешне соприкасаемся с той благодатью, которая источается от Вифлеемских яслей.
Господь, Князь и Начальник мира, да дарует Свой благословенный мир каждой верной Ему душе. Аминь.