Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре (РИПЦ)
Вот уже пятый год в Леснинском монастыре на Рождество Христово ставится детский спектакль. Первые два года это было одно и то же вертепное действо, в котором речь шла о рождении Богомладенца в вифлеемских яслях, где Его посетили пастухи и волхвы. Мы добавили к евангельскому тексту (от Матфея), совсем не меняя его, несколько стихов и колядок. Участвовали в обеих версиях, в основном, малыши, из которых не все хорошо говорили по-русски, так что спектакль был короткий и очень простой. Наши певчие нам очень помогали своими колядками.
На третий год мы ставили «Снежную королеву», немного осовременив сказку Андерсена: Снежная Королева заманила Кая, подарив ему плащ и очки супермена, а Принц и Принцесса появились на сцене с ноут-буками. Спектакль состоял из серии коротких сцен, в которых были песни и танцы. Играли на этот раз ребята постарше: старшие дети из семьи, которая вот уже несколько лет приезжает к нам на каникулы с северного побережья Франции, молодой человек из Страсбурга, девушка из Парижа и её московский гость. Тут мы уже делали настоящие костюмы. Особенно красивые были наряды Принца и Принцессы - из бархата, парчи и ярких стеклянных камней. Разбойники были одеты, как полагается сегодня, в чёрные кожаные куртки и чёрные вязаные шапочки. Дети помогали на всех этапах подготовки спектакля и сами шили костюмы, сгрудившись в нашей крошечной тогда швейной (теперь швейная переехала в просторное помещение) .
В прошлом году мы ставили первую книгу «Нарнии», где тоже старались не очень менять прекрасный текст Клайва Льюиса, а только слегка приблизили к нашему времени и российской действительности. Пели и танцевали уже гораздо больше. Пели колядки, на разных языках. Участвовали уже все дети – и старшие, и младшие - из семьи, которая приезжает с севера, и кроме них ещё девочка из Мэзон Лаффит и вся семья – взрослые и дети – из нашей деревни. Костюмы и декорации делали, в основном, сами дети, хотя, конечно, и взрослые помогали. Много репетировали – два раза в день в течение двух недель перед праздником. После спектакля зрители не хотели уходить, и дети долго ещё повторяли для них песни и танцы.
В этом году мы поставили наш пятый спектакль: «Седмь отроков иже во Эфесе», рассказ о реальном событии воскресения семи юных римских офицеров-христиан, которые заснули в пещере, где они молились перед мучениями при императоре Декии (249-251), и проснулись при императоре Феодосии Младшем (408-450). Тут уже текст пришлось писать самим, для чего надо было хорошенько прочитать сведения о гонениях на христиан при Декии и о борьбе с ересями при Феодосии Младшем. Надо было и найти рисунки и описания костюмов императоров, солдат и мирных граждан Римской империи III века и Византийской V века. Дети во всём этом очень хорошо помогли в осенние каникулы. Они записали себе эти материалы на флешку и стали делать некоторые костюмы дома, в первую очередь римское оружие: мечи и копья.
Сценарий, когда он был готов, мы разослали актёрам, и они кое-что выучили ещё до зимних каникул. На этот раз участвовали пятеро детей из северной семьи, мальчик из Жизора, девочка из Голландии и сын нашего священника о. Артемия, Артемий младший, который теперь живёт с родителями в Руане. Взрослых было пятеро: мама Артемия Ольга, другая Ольга из нашей деревни, паломница из Италии и паломники из Страсбурга и Германии. Хотя и много было актёров, но всё же недостаточно, и старшие играли по нескольку ролей.
Самую большую работу выполнил старший мальчик Данила, который сыграл обоих императоров. Он прекрасно с этим справился, хотя дело было непростое – одно дело гордый римлянин Декий, жестокий гонитель христиан, и совсем другое – мягкий, благочестивый Феодосий, знаток старинных рукописей. К тому же диалоги у него были серьёзные, о язычестве и христианстве и о ересях. Но зато и костюмы у императоров были самые лучшие. На фотографиях мы видим только Декия в типично римском лавровом венце и красной тоге, но и Феодосий был одет в полном соответствии с требованиями своей эпохи – в тёмную мантию и узкую византийскую корону.
Старшая девочка Маша тоже сыграла несколько ролей, из которых главной была роль Пульхерии, сестры Феодосия Младшего. Она прославлена Церковью, и мы прочитали её житие ещё раз перед тем, как писать сценарий. Пульхерия сыграла очень значительную роль в жизни Православной Церкви. Маша молодец, сумела хорошо это показать. Кроме того, она сыграла роль Времени, которое разъясняло события той или иной эпохи и знакомило зрителей с главными героями. В начале спектакля Маша сделала несколько балетных па, перед тем как об эпохе Декия.
Очень большой – музыкальный - вклад в спектакль сделали Варламяны: Артемий спел две идеологически важные песни («Свободу» Шевчука и «Сокол» Гребенщикова), Матушка Ольга утешила отроков в пещере, спев им колыбельную, а о. Артемий аккомпанировал певцам на гитаре. Песни эти трудные, Артемий и Матушка Ольга много потрудились, чтобы их выучить и хорошо исполнить.
Очень помогли спектаклю взрослые участники, сыграв несколько вспомогательных ролей. Особенно удачной была сцена покупки хлеба на рынке в Эфесе в V веке, когда отрок Иамвлих пытался заплатить за хлеб монетой времён Декия, а торговки проявили бдительность.
Но всё же главный тон – динамичный и боевой – задали спектаклю малыши. Младшие дети совершенно неподражаемо сыграли бесстрашных юных христиан. Они читали стихи, пели, танцевали, спорили с Декием, раздавали золото, забирались в пещеру, выбирались из неё, знакомились с Феодосием, говоря всё это время одно и то же: мы христиане, нам не нужно золото и пурпур, мы не боимся мучений, потому что мы любим Христа, слава Богу, хвалите Господа!
Зрителей на спектакле было столько же, сколько было молящихся на праздничной всенощной и сколько было паломников в монастыре, - около семидесяти. Стульев в иконной лавке не хватило, очень многие зрители стояли и снимали спектакль разнообразными gadgets, так что он походил скорее на пресс-конференцию, чем на детское представление.
И это не удивительно – костюмы двух эпох были сделаны со всей тщательностью. Очень нам в этом помогли паломники из Германии, которые заранее прислали ткани почти для всех костюмов и «настоящие» римские шлемы, а потом, приехав на праздник заранее, помогали шить хитоны, туники, плащи, «кольчуги», тоги, мантии...
Трое младших актёров попросили и получили костюмы отроков – шлемы, кольчуги, плащи и мечи – на память о спектакле. Другие костюмы ещё лежат в иконной лавке неприбранные – надо найти большую картонку для них. Зрители и актёры разъехались по домам. Перед их отъездом мы провели брифинг на тему о следующем спектакле, но решения пока не приняли.
Нынешний спектакль ещё не изгладился из нашей памяти: вот двухметровый Данила встаёт с трона с императорским жезлом: «Что? Не пойдёте приносить жертвы? Позвать палачей!», вот отроки бесстрашно спорят с императором, вот Маша выходит в византийской короне: «Я Пульхерия, внучка Феодосия Великого и сестра Феодосия Младшего», вот Артемий поёт: «Почему внизу туча, а надо мной ясно? Видимо, плакал я совсем не напрасно...»
Инокиня Татиана
Комментарии
Протод. Герман
RSS лента комментариев этой записи