О Никитѣ затворникѣ, бывшемъ въ послѣдствіи епископомъ въ Новгородѣ
Былъ, во дни преподобнаго игумена Никона, одинъ братъ, именемъ Никита. Этотъ инокъ, желая, чтобы славили его люди, дѣло великое не Бога ради замыслилъ и началъ проситься у игумена войти въ затворъ. Игуменъ запрещалъ ему, говоря: «сынъ мой! нѣтъ тебѣ пользы сидѣть праздно: ты еще молодъ. Лучше тебѣ оставаться среди братій своихъ: работая имъ, ты не лишишься мзды своей. Самъ ты видѣлъ брата нашего, святаго Исаакія, какъ прельщенъ онъ былъ отъ бѣсовъ. Только и спасла его великая благодать Божія и молитвы преподобныхъ отцевъ, Антонія и Ѳеодосія, которые и донынѣ многія чудеса творятъ». Никита же сказалъ: «никогда не прельщусь я, какъ онъ. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мнѣ подалъ Онъ даръ чудотворенія». Никонъ въ отвѣтъ ему сказалъ: «выше силы прошеніе твое. Берегись, братъ мой, чтобы вознесшись не упасть. Велитъ тебѣ наше смиреніе служить святой братіи. Ради ихъ дастся тебѣ вѣнецъ за послушаніе твое». Но Никита никакъ не хотѣлъ внять тому, что говорилъ ему игуменъ, и, какъ захотѣлъ, такъ и сдѣлалъ: заложилъ свои двери и никогда не выходилъ. Прошло нѣсколько дней и прельстилъ его діаволъ. Во время своего пѣнія, услышалъ Никита голосъ молящагося съ нимъ и обонялъ запахъ благоуханія несказаннаго. И этимъ прельстился онъ, говоря самъ въ себѣ: «если бы это былъ не ангелъ, то не молился бы со мною, и не было бы здѣсь обонянія Духа Святаго». И сталъ онъ прилежно молиться, говоря: «Господи! явись мнѣ такъ, чтобы я могъ видѣть Тебя». Тогда былъ къ нему голосъ: «Не явлюся: ты еще молодъ. - вознесшись, не упади». Затворникъ же со слезами говорилъ: «нѣтъ, не прельщусь я, Господи! Игуменъ мой научилъ меня не внимать обольщеніямъ діавола. Все же, что Ты повелишь мнѣ, я исполню». Тогда душепагубный змѣй принялъ власть надъ нимъ и сказалъ: «невозможно человѣку въ тѣлѣ видѣть меня. Но вотъ я посылаю ангела моего: онъ пребудетъ съ тобой, и ты станешь исполнять волю его». И тотчасъ сталъ передъ нимъ бѣсъ въ образѣ ангела. Падши поклонился ему инокъ, какъ ангелу, и сказалъ ему бѣсъ: «ты не молись, а только читай книги, и чрезъ это будешь бесѣдовать съ Богомъ и изъ книгъ станешь подавать полезное слово приходящимъ къ тебѣ. Я же постоянно буду молить о твоемъ спасеніи Творца своего». Прельстился Никита и не сталъ никогда молитьоя, а прилежно занимался чтеніемъ и поучалъ приходившихъ къ нему; видя же бѣса, постоянно молящагося о немъ, радовался ему, какъ ангелу, творящему за него молитву. Съ приходившими къ нему Никита бесѣдовалъ о пользѣ души и пророчествовать началъ.
И пошла о немъ слава великая, и дивились всѣ, какъ сбывались слова его. Посылаетъ однажды Никита къ князю Изяславу сказать ему: «нынче убитъ Глѣбъ Святославичъ въ Заволочьи. Скорѣе пошли сына своего Святополка на престолъ въ Новгородъ». Какъ онъ сказалъ, такъ и было, и черезъ нѣсколько дней пришла вѣсть о смерти Глѣба. И съ тѣхъ поръ прослылъ затворникъ пророкомъ и крѣпко слушались его князья и бояре. Но бѣсъ будущаго не зналъ, а что самъ сдѣлалъ, или научилъ злыхъ людей, - убить ли, украсть ли, то и возвѣщалъ. Когда приходили къ затворнику, чтобы услышать отъ него слово утѣшенія, - бѣсъ, мнимый ангелъ, разсказывалъ, что случилось чрезъ него самого, и Никита пророчествовалъ. И всегда сбывалоcь пророчество его. Никто также не могъ состязаться съ нимъ изъ книгъ Ветхаго Завѣта: онъ его весь наизустъ зналъ: Бытіе, Исходъ, Левитъ, Числа, Судей, Царства и всѣ пророчества по чину (по порядку). Вообще всѣ книги еврейскія на память зналъ; Евангелія же и Апостола, этихъ святыхъ книгъ, въ благодати преданныхъ намъ, на наше утвержденіе и исправленіе, онъ не хотѣлъ ни видѣть, ни слышать, ни читать, и другимъ не давалъ бесѣдовать съ собою о нихъ. И изъ этого всѣ поняли, что прельщенъ онъ отъ врага. Не могли стерпѣть этого преподобные тѣ отцы: Никонъ, игуменъ Пименъ, постникъ Исаія, что былъ епископомъ въ Ростовѣ, Матѳей прозорливецъ, Исаакій святый, печерникъ, Агапитъ врачъ, Григорій чудотворецъ, Никола, бывшій послѣ епископомъ въ Тмутаракани, Несторъ, который написалъ Лѣтопись, Григорій, творецъ каноновъ, Ѳеоктистъ, бывшій послѣ епископомъ Черниговскимъ, Онисифоръ прозорливецъ. И всѣ эти богопріятные пришли къ прельщенному, помолились Богу и отогнали бѣса отъ затворника, и послѣ того онъ не видалъ его болѣе. Потомъ вывели его изъ пещеры и спрашивали о Ветхомъ Завѣтѣ, чтобы услышать отъ него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читалъ книгъ, и изъ еврейскихъ книгъ, которыя прежде наизустъ зналъ, теперь не вѣдалъ ни единого слова; да, попросту сказать, ни одного слова не зналъ, такъ что блаженные тѣ отцы едва грамотѣ его научили.
Послѣ этого предалъ себя Никита на воздержаніе, и послушаніе и чистое, смиренное житіе; такъ что всѣхъ превзошелъ въ добродѣтели, и въ послѣдствіи былъ поставленъ епископомъ въ Новгородѣ, за премногую свою добродѣтель. И много чудесъ сотворилъ онъ. Однажды во время бездождія, молитвою свелъ съ неба дождь, потомъ пожаръ въ городѣ загасилъ. И нынѣ со святыми чтутъ его, святаго и блаженнаго Никиту.
Источникъ: Кіевопечерскій Патерикъ по древнимъ рукописямъ. Въ перелож. на совр. рус. яз. Маріи Викторовой. — Кіевъ: Въ типографіи Кіево-Печерской лавры, 1893. — С. 78-81.