АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Пасха в Астории (Нью-Йорк, РПЦЗ). Краткая история Свято-Троицкого прихода


12Пасхальные богослужения 2013 г. прошли в Свято-Троицком приходе в Астории (Нью-Йорк, РПЦЗ). Настоятелем храма Пресвятой Троицы является протоиерей Всеволод Дутиков.

Весьма интересна история Свято-Троицкого прихода, который один из немногих сохранил верность Православию и Русской Православной Церкви Заграницей.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРИХОДА

Истоки. 1915 – начало 1920-х

В начале XXI века Асторию не назвать русским районом, но в 1915 году здесь проживало достаточно русских американцев, чтобы создать свой  приход. Согласно самой первой записи в приходской книге от 26 декабря 1915 года священник отец Михаил Дземба крестил младенца Анну. 
Судя по фамилиям, встречающимся в последующих записях, тогдашние прихожане были в большинстве своем карпатороссы и гуцулы, составлявшие значительную часть "первой волны" русской православной эмиграции в США. Вторым священником, окормлявшим паству Крестовоздвиженской Церкви, как она тогда называлась, был отец Павел Кобылин. Дни его служения в тихой Астории совпали с потрясшими Россию событиями: отречением Царя-Мученика Николая Александровича, переходом власти к Временному правительству, а затем захватом ее большевиками, Гражданской войной и вызванной ею массовой эмиграцией. 
В конце 1920 года, в соответствии с Постановлением Святого Патриарха Тихона (№ 362), в Константинополе было образовано временное Высшее Церковное Управление за границей во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким). А в середине 1922 года в югославский город Сремски Карловцы, где находился Заграничный Архиерейский Синод, прибыл из Москвы протоиерей Федор Пашковский (будущий митрополит Феофил). Он передал митрополиту Антонию пожелание Патриарха Тихона назначить временно на Североамериканскую кафедру митрополита Одесского и Херсонского Платона (Рождественского), который в то время находился с ревизией церковных дел в Северной Америке. 22 августа/5 сентября того же года Архиерейский Синод утвердил назначение. 
Таким образом в 20-х годах прошлого века часть православных приходов США находилась в ведении назначенного Зарубежным Синодом митрополита Платона (Рождественского), а часть в ведении епископа Карпато-Русского и Филадельфийского Адама (Филипповского), также признававшего над собою каноническую власть Зарубежного Синода. В Нью-Йорке же, в заложенном при Патриархе Тихоне Свято-Николаевском соборе, что на 97-й улице в Манхеттене, правил обновленческий митрополит Иоанн Кедровский. Несложно представить, как нелегко было в то время приходским священникам и их пастве выбрать свой путь.
 

Смутное десятилетиеСередина 1920-х – середина 1930-х 

В 1926 году митрополит Платон со многими викариями отошел от Архиерейского Синода. Но верность Зарубежной Церкви сохранил епископ Аполинарий (Кошевой). Несколько слов о нем. Он был хиротонисан в Киеве в Епископа Рыльского в 1917 году, участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1920 году эмигрировал в Сербию, а в 1922 был назначен управляющим Русской Духовной Миссией в Иерусалиме В 1923 году переехал в США. В 1927 году нараставшие трения между Священноначалием Русской Православной Церкви Заграницей и главой Северо-Американской епархии митрополитом Платоном привели к разрыву. Епископ Аполинарий оказался единственным из американских архиереев продолжившим подчиняться Зарубежной Церкви и был уволен митрополитом Платоном 1 февраля 1927 года. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви признал 31 марта 1927 года это увольнение неканоничным и назначил епископа Аполлинария управляющим Северо-Американской епархией, которую составили верные Заграничной Церкви приходы. Епископ Аполинарий получил титул "Северо-Американского и Сан-Францисского", но с декабря 1927 года имел постоянную резиденцию в Нью-Йорке В мае 1929 года он был возведен в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. 
Число приходов, оставшихся с Владыкою Аполлинарием, было невелико, но среди них был приход в Астории. 
8 апреля 1928 г. в Нью-Йорке образовалось "Общество Ревнителей Русской Православной Соборной Церкви в Северной Америке" под председательством А. Д. Панчулидзева.  Общество призывало русских православных людей: "на все время до освобождения России от ига неверных сплотиться всем воедино под водительством и защитой Собора Архиереев и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и законно назначенного сим Синодом Правящего Епископа Русской Православной Церкви в Северной Америке, Преосвященного Аполинария, Епископа Северо-Американского".  
Архиерейский Собор назначил в помощь Архиепископу Аполинарию викарных епископов. В июне 1929 г. в Белграде был хиротонисан во епископа Сан-Францисского архимандрит Тихон (Троицкий)  а в следующем году там же хиротонисаны во епископы: Монреальского – архимандрит Иоасаф (Скородумов), впоследствии Архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский, и Детройтского – архимандрит Феодосий (Самойлович), впоследствии Архиепископ Сан-Паульский и Бразильский. Все они окончили Духовные Академии в России. 
Ко времени кончины Архиепископа Аполлинария в 1933 году, его Северо-Американская и Канадская епархия насчитывала 62 прихода. После его кончины возглавил ее Преосвященный Сан-Францисский Тихон. Вскоре скончался и митрополит Платон. Увеличились надежды на прекращение смуты в США, поскольку само возникновение и развитие ее во многом было связано с личностью покойного митрополита. 
22 авг./4 сентября 1934 г. Архиерейский Синод постановил:  установить в США две епархии: Восточную, включающую в себя восточную часть Северной Америки и восточную часть Канады, с местопребыванием епископа в Нью-Йорке, и Западную, включающую в себя западную часть США, Канады и Аляску, с местопребыванием епископа в Сан-Франциско. На первую кафедру был назначен Владыка Виталий (Максименко) в прошлом архимандрит Успенской Почаевской Лавры, на вторую - Владыка Тихон, оба - с возведением в сан архиепископов. 
2/15 октября 1934 г. Архиепископ Виталий (Максименко) прибыл в Нью-Йорк. Из его отчета ясно, что положение в Астории критическое – приходу вчинил иск архиепископ Адам (Филиповский), солидаризировавшийся с преемниками митрополита Платона. В отчете владыка Виталий пишет: «Архиеп. Адам церковь в Астории засудил так, что ее с торгов купили епископалы".
Заслуживает внимания то, что, невзирая на реальную угрозу потери храма, прихожане отказались сдавать позиции и сохранили верность Русской Зарубежной Церкви, а вскоре нашли новое здание. Это следует из прошения на имя Владыки Виталия от 5 февраля 1935 года заменить покинувшего их настоятеля отца Иосифа Менад, на нового настоятеля протоиерея отца Стефана Бурдыкова.  
Несколькими неделями позже асторийцы направляют Архиепископу Виталию повторное прошение, но теперь оно напечатано на церковном типографском бланке, где прежнее название церкви – Крестовоздвиженская и прежний адрес – 35-13 (355) Potter Avenue – вычеркнуты и заменены новыми – Свято-Троицкая церковь и 22-45 31st Street.

Полвека между двух иммиграций – послевоенной и постсоветской. 1940-e – 1990-е

В сороковых годах священником Асторийского Свято-Троицкого прихода был протоиерей о. Алексей Лобанов. А в 1951 году, менее, чем через год после переезда Председателя Архиерейского Синода Блаженнейшего Митрополита Анастасия из Германии в Соединенные Штаты, Свято-Троицкая церковь в Астории обосновалась по новому адресу: 22 34 – 32nd Street. 
С 1951 по 1958 гг. окормлял Асторийский приход священник о. Михаил Корчак-Сивицкий. В первом отчете отца-настоятеля за 1952 г. говорится, что "церковно-богослужебная жизнь прихода протекает нормально", при том, что "нет ни одного человека, который бы мог прочитать Шестопсалмие или часы". 
На отчете стоит краткая, но выразительная резолюция Владыки Виталия: "Укрепляйтесь". 
Осенью того же года прихожане Свято-Троицкого храма, сообщая архиепископу Виталию о тяжелейшем безденежье, ходатайствовали: "...за ревностные труды Настоятеля о. Михаила на пользу св. Церкви, который вместе с нами переносит все трудности - наградить к Пасхе чином Протоиерея". 
Протоиерейства о. Михаил был удостоен почти тремя годами позже, но из прошения видно, что Асторийский приход по достоинству оценил своего настоятеля. 
В докладе на 6-м Епархиальном съезде в 1953 года владыка обратился к Архиейскому Синоду с просьбой возвести отца Михаила в протоиерейское звание, упомянув, что он «получает ничтожное денежное вознаграждение»
Следующую награду – палицу – протоиерей Корчак-Сивицкий получил, уже будучи настоятелем другого храма: указом правящего Архиепископа от 10/23 июня 1958 года он был переведен в другой приход, где понадобились его миротворческий дар и организаторские способности. А в Асторию направили отца Петра Мочарского прибывшего в США из Германии, где он окормлял паству в лагерях Ди-Пи – перемещенных лиц.
Тогдашний митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) характеризовал протоиерея Петра Мочарского так: он «действительно принадлежит к числу ревностных и самоотверженных пастырей епархии: в связи с эмигрантским положением и закрытием лагерей ему со своей паствой пришлось три раза менять место своего жительства (Пассау, Регенсбург, Ингольштадт) и каждый раз на новом месте поселения его ревностными и неутомимыми трудами создавался достойный своего названия храм».
Асторийский приход, между тем, искал лучшее здания для храма и в 1964 году поиск увенчался успехом. На средства прихожан было приобретено здание на 37-й стрит, занятое Свято-Троицкой церковью по сей день. 
В настоятельствование отца Петра церковь обзавелась прекрасным резным иконостасом с северного письма иконами работы отца Димитрия Александрова, впоследствии ставшего епископом Даниилом Ирийским.  Отец Димитрий создал также настенные росписи в алтаре и по клиросам. Забегая на много лет вперед, скажем, что весной 2007 года престарелый епископ Даниил стал одним из двух епископов Синода РПЦЗ, отказавшихся последовать за митрополитом Лавром, подписавшим Акт о каноническом общении с Московской патриархией.
Роспись храма была завершена в июне 1968 г.  Митрофорный протоиерей о. Петр Мочарский скончался 16/29 августа 1977 года, а настоятелем Свято-Троицкого прихода стал протоиерей отец Валентин Хмелев. Родился он в Пскове, в том же 1915 году, когда возник и приход, настоятелем которого ему суждено было стать. В 1943 году он окончил Виленскую духовную семинарию и некоторое время служил псаломщиком в Псковском соборе. В течение двадцати пяти лет о. Валентин прослужил диаконом при архиепископе Никоне (Рклицком), - авторе многотомного сводного труда о Блаженнейшем митрополите Антонии; труд этот и по сей день остается незаменимым источником сведений по истории Русской Зарубежной Церкви.  
При отце Валентине над дверями, ведущими в притвор, была установлена арка и купол с крестом; в храме появились колокола с электрическою звонницею. 
В 1993 г. ввиду тяжкой болезни отец Валентин был определен в заштат, а еще через два года отошел ко Господу. Настоятелем Свято-Троицкой церкви в Астории был назначен отец Всеволод Дутиков. Фактически указ о его назначении вступил в силу весной 1994 г., к Пасхе, – после обращения церковного совета, направленного Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию (Устинову). 
Вторая половина 90-х годов прошлого года характеризовалась ростом потока иммиграции в США из бывших советских республик и это отразилось на приходской жизни – приход стал многолюдней и моложе.

От Собора до Собора. 2007-2008

Новый XXI век ознаменовался новыми волнениями и новыми драматическими событиями. Их причиной было стремление ряда епископов к безоглядному воссоединению с Русской православной церковью Московской патриархии, невзирая на то, что последняя наотрез отказывалась выполнить давние требования РПЦЗ – осудить сергианство и выйти из состава экуменического Всемирного Совета Церквей. В мае 2006 года на IV Всезарубежном Соборе РПЦЗ, который прошел в Сан-Франциско, большинство делегатов высказывалось против поспешного воссоединения. Тем не менее, 17 мая 2007 года митрополит Лавр подписал Акт о Каноническом общении с Московской патриархией, фактически подчинив ей Русскую Зарубежную Церковь. Для противников этого объединения было очевидно, что Митрополит не смог противостоять давлению, которое было оказано на него политическими, а не церковными силами.
За митрополитом Лавром отказались следовать два епископа – Одесский и Таврический Агафангел и Ирийский – Даниил.
В июле 2007 года в Свято-Троицком храме собрались представители клира и миряне, объединенные стремлением сохранить историческую РПЦЗ. Они создали Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ), которое возглавил епископ Агафангел. Главной задачей ВВЦУ было создание нового епископата и проведение V Собора, которому предстояло избрать новый Синод. 
V Всезарубежный Собор РПЦЗ состоялся в ноябре 2008 года в Нью-Йорке. На нем были избраны Синод и первоиерархом – митрополит Агафангел. Важным решением Синода было прославление третьего первоиерарха РПЦЗ – митрополита Филарета. Постановление о прославлении было зачитано в Свято-Троицком храме, здесь же состоялась праздничная лиутргия, на которой присутствовал митрополит Агафангел и съехавшиеся со всего мира священнослужители возрожденной РПЦЗ.

Источник

 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.