СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ
БУДИТЕЛЬ ИСКОННОГО РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХА
К 70-летию протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого
Достиг «библейского возраста» чрезвычайно молодой духом, исключительно выдающийся клирик Русской Православной Церкви Заграницей, замечательный церковно-общественный деятель, высоко талантливый церковный публицист и мужественной души человек.
Мужество о. Германа никого не может удивить, так как он сложился и вырос в атмосфере благороднейшей семьи одного из самых ярких героев Русского Императорского Флота, командира крейсера «Рюрик». Нелишне напомнить, что свершил предок отца Германа…
Двадцать восьмого июля 1904 года Владивостокский отряд крейсеров (“Россия”, «Рюрик» и “Громобой”) вышел в море для поддержки прорыва во Владивосток кораблей Порт-Артурской эскадры. В ночь на 1 августа, следуя Корейским проливом, в 40 милях от порта Фузан, отряд был встречен японскими кораблями, которые сразу отрезали пути отхода. В завязавшемся бою японцы сосредоточили свой огонь на «Рюрике», как на замыкающем корабле. Во время боя погиб капитан крейсера, также были убиты или получали ранения сменявшие его на посту командира крейсера офицеры. В один момент Константин Петрович Иванов, за убылью офицеров, принял командование крейсером на себя, и стал руководить боем. «Россия» и «Громобой» пытались прикрыть собой, хотя сами получили значительные разрушения, но японцы сосредоточили основной огонь именно на крейсере «Рюрик». Когда крейсер почти лишился возможности маневрировать, осел кормой, а все орудия вышли из строя и возможности отходить на север больше не было, японцы пошли на сближение для захвата. Константин Иванов, будучи к этому моменту уже трижды раненным, контуженным и с осколком снаряда в голове, отдал приказ таранить японские корабли. Поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, адмирал Камимура пришёл в ярость и приказал вновь открыть огонь по крейсеру. Находясь в безвыходной ситуации, Константин Петрович приказал морякам открыть кингстоны и покинуть «Рюрик», а сам лично уничтожил все секретные документы, после чего последним покинул корабль. В 10 часов 42 минуты 1 августа 1904 года броненосный крейсер 1-го ранга Русского Императорского флота «Рюрик» начал погружаться с поднятым Андреевским флагом и развернутым гюйсом, что означало «погибаю, но не сдаюсь». Всего на «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено. Выжившие были подняты на японские корабли.
Потомку легендарного командира «Рюрика», Русская Зарубежная Церковь обязана очень многим.
В частности после собора 2001 года он фактически возглавил сопротивление унии с Московской Патриархией, оставаясь верным канонической правде. Все писания о. Германа – безо всякого «растекания мыслию по древу», имеют историческое значение и будут нерукотворным памятником благородной деятельности этого по- истине столпа нашей Зарубежной Церкви. Имя его несомненно останется в истории Русской Церкви.
Родился о. Герман 28 июня 1947 года в городе Лион (Франция). Сын Никиты Константиновича Иванова-Тринадцатого окончил Лионский университет. В 1982 году защитил докторскую диссертацию на тему «Русская Церковь лицом к Западу». Преподавал рус- ский язык и культуру в Университете имени Жака Мулэна. Присяжный переводчик. Секретарь епархиального совета Западно- Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей и диакон храма святого Николая Чудотворца в Лионе. Был также председателем общества «Православное Дело» в этом же городе. Апологет Царя-Мученика, он в молодости был очень похож на Государя Николая Александровича.
Среди его трудов числятся: “Ватикан и Россия” (Монреаль, 1989). “Русская Церковь лицом к Западу”. (Французский перевод: “L’Eglise Russe face a l’Occident”. – P.: F.-X. de Guibert, 1991). “Русская Церковь на перепутье” (Лион, Acorly, 1995; французский перевод - Монреаль, 1995). “Третий Рим”. (Лион, Acorly, 1997). “Regards sur l’orthodoxie: Melanges offerts a Jacques Goudet”. (Lausanne, L’Age d’homme, 1997).
Перед нами - богатая и глубокая личность. Мы свидетели её постоянного духовного горения, её неуклонной и напряженной целеустремлённости, связанной с непрестанным самоотвержением и отсутствием честолюбия. Всё это резко выделяет его среди других современных деятелей.
Во время подготовки и проведения унии с Московской Патриархией о. Герман подметил у многих сторонников этого шага душевную раздвоенность – и разоблачал её. У этих духовных лиц, как например у отца Валерия Лукьянова, умственных и теоретических упражнений было достаточно, но жизнь теперь экзаменовала сердце, нравственные устои и оказалось, что многие из этих людей имели золотые головы, но глиняные ноги, ходить путем правды им стало не под силу. Сам же о. Герман имеет не только золотую голову, но и стальные «ноги», с твёрдой поступью по всегда прямому пути. Чувство горького отталкивания от человеческой бесчестности охватывают его, когда он видит оправдание лжи.
Вот уже свыше полтора десятка лет о. Герман разоблачает предательский лавровский епископат, в связи с его позорным падением. Хочется этим архиереям как-то оправдаться, и ложь, трусость, слабость или сознательную подлость, заблуждение и ошибку представить в виде некой жертвы ради блага Церкви. Но не удаётся, потому что о. Герман каждый раз их выводит на чистую воду.
Он разделяет со святителями Зарубежной Церкви их общее качество твёрдости и верности своему долгу. Непоколебимость, стойкость, прямолинейность. Отец протодиакон осуществляет во всей полноте завет Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). «Наши современники, - говорил Владыка Антоний, - с завистью и смущением останавливаются перед всяким убеждённым человеком, перед всяким деятелем, раз и навсегда предавшим себя в подчинение Высшей Воле… Знай, что в этом наша сила, сила Церкви Христовой – в верности, в убеждённости, в непоколебимости!»
О. Герман необоримый исполин духа истинного православия, который в своих публицистических трудах и в частных письмах неустанно призывает нас к его сохранению. Он - рыцарь нашего безвременья, с сердечной болью взывающий опомниться от падения. Сей клирик - вернейший сын Исторической России. С этой позиции он выступает в печати как яркий публицист и критик, смело и успешно полемизирующий со всякого рода отщепенцами.
Как и покойный редактор "Православной Руси" архимандрит Константин (Зайцев), будучи глубоким и тонким мыслителем, наделённым истинной культурностью и недюжинным умом, о. Герман обладает способностью проникать вглубь вещей и событий, выводить логическое и жизненное заключение в духе отцов Церкви.
Мы так привыкли к его пламенным и бесстрашным словам, направленным против отступничества патриархийных и шкурловских иерархов, что быть может не осознаём, что он едва ли не единственный изо всех русских публицистов, кто с таким дерзновением и правдивостью защищает истинное православие.
В ранние века христианства было много церковных писателей, выступавших в защиту веры против многочисленных ересей, но в наши дни почти все поместные церкви полностью отступили или отступают от исконного православия. И посему голос отца Германа почти единственный, ибо он говорит правду с силой и смелостью, но и с рассудительностью и не с той узостью, коей порою грешат иные «правые» ревнители. Целостность его мировоззрения укоренена на традиции отцов Зарубежной Церкви, что регулирует его равновесие. Именно отсутствие этого равновесия губит в текущие дни последний крупный «осколок» истинной РПЦЗ – агафангеловский.
Отец Герман стоит между двумя противоположными крайностями. С одной стороны, отступничество лавровских иерархов, а с другой – фанатизм тех кто решил, что только их позиция выражает истинную РПЦЗ, а все остальные мол еретики и раскольники..
Воистину «оскуде преподобный» в наш жалкий век. Но у нас ещё есть такой стоятель за правду как о. Герман. Он останется нашим путеводителем даже в более тёмные грядущие дни, которые – увы - можно легко предсказть.
Для тех, кто искренно жаждет остаться верным истинному православию, нет более надежного голоса, чем его голос. В его деятельности поражает глубокая вера в необходимость своего дела, упорство в этом делании, скромность и способность жертвовать всем ради Идеи. Он настойчивый будитель русского православного духа.
Пытаясь всеми силами сохранить единство РПЦЗ под омофором митрополита Агафангела, о. Герман всё же не может отказаться от своих заветных убеждений и безбоязненно пытается увещевать первоиерарха. И делает это потому, что всеми своими последними посланиями и прещениями митрополит Агафангел твердит: «Что бы я ни сделал, а всё-таки я законный, не можете меня ослушаться». В этом он, увы, похож на митрополита Сергия Страгородского. «Законный» утверждающий за собой право на беззаконие…
А о. Герман является вдохновителем и строителем прямолинейного и твёрдого направления остатков настоящей РПЦЗ. Он мужественно обличает лиц, которыми внесено и дальше вносится церковное разделение в Зарубежье, но писания его совершенно лишены духа вражды и ненависти. Во всех его трудах горячая любовь к Зарубежной Церкви и глубокая скорбь о происходящем в её ограде. Всего себя посвятил о. Герман – говоря словами профессора И. А. Ильина - жертвенному «предметному служению» - служению святому делу русского православия.
О. Герман может о себе сказать словами Достоевского в «Дневнике писателя»: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть Человеком между людьми и остаться Человеком навсегда, в каких-бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть, вот в чём жизнь, вот в чём задача её». О. Герман эту задачу выполнил и дальше успешно выполняет.
Его статьи не только украшают и обогащают страницы "Нашей Страны", но и вообще придают смысл существованию газеты.
Низкий поклон, огромнейшее спасибо и многая, многая, многая лета, дорогой о. Герман!
Николай Казанцев.
Наша Страна. #3063.
Комментарии
Иванов-Тринадцатый подхватил флаг Назарова.
Больно глядеть, как умаляется и разрушается РПЦЗ.
Протод. Герман
В то же время хочу заметить, что плевать в лицо первоиерарху не есть подвиг, как это выставляет автор статьи. Сколько таких "героев" было со времён митр. Антония! Особенно потерпел от подобных "ревнителей" приснопамятный митр. Виталий. Мы сейчас готовим к выпуску новую книгу Г.М. Солдатова "В защиту Первоиерархов РПЦЗ", написанную как раз об этом. К чести о. Германа, его я никак не могу упрекнуть в подобном "геройстве".
Статья, эта, конечно преувеличивает мои скудные заслуги, о чём я написал краткий отзыв, который, надеюсь, появится в следующем номере "Нашей Страны". Но, как я там написал, это вероятно написано от преизбытка сердечности !
Протод. Герман
RSS лента комментариев этой записи