Прот. Григорій Дьяченко: О клеветѣ
I. Вселенскій великій учитель и святитель, глубокій истолкователь Свящ. Писанія, устроитель чина церковнаго богослуженія, за свое краснорѣчіе прозванный Златоустомъ, день перенесенія св. мощей коего нынѣ празднуется, Іоаннъ родился въ Антіохіи въ 367 году отъ богатыхъ родителей. Получивъ отличное образованіе, онъ пренебрегъ земными почестями и посвятилъ себя на служеніе церкви. Въ санѣ пресвитера церкви антіохійской и затѣмъ архіепископа константинопольскаго онъ грозно обличалъ порокй современнаго общества. Проводя жизнь въ высшей степени воздержную и жертвуя всѣмъ для бѣдныхъ, онъ старался возбудить состраданіе къ нимъ и въ другихъ; съ этою цѣлію онъ часто сопоставлялъ въ своей проповѣди незнавшую мѣры расточительность съ ужасающею бѣдностью, и тѣмъ вооружилъ противъ себя богатыхъ вельможъ и особенно императрицу Евдоксію, супругу императора Ѳеодосія. Оклеветанный своими завистниками и ненавистниками въ оскорбленіи царскаго величества, онъ въ 404 г. посланъ былъ въ ссылку сначала въ г. Кукузъ (въ Арменіи), а потомъ черезъ два года еще далѣе въ Абхазію. Не дойдя до мѣста ссылки, святитель скончался въ гор. Команахъ 14 сен тября 407 года съ словами: «слава Богу за все». Ученикъ и преемникъ его, архіепископъ константинопольскій Проклъ убѣдилъ императора Ѳеодосія Младшаго перенести св. мощи Златоуста изъ Команъ въ Константинополь. Императоръ, съ плачемъ надъ мощами святителя, просилъ прощенія для своей матери Евдоксіи.
II. Св. Іоаннъ Златоустъ палъ жертвою гнусной клеветы. Это побуждаетъ насъ побесѣдовать нынѣ объ этомъ порокѣ, который къ несчастію очень распространенъ среди христіанъ. Имѣя свой корень въ исконномъ врагѣ рода человѣческаго — духѣ злобы, отцѣ лжи и всякаго лукавства, питаясь соками наиболѣе порочныхъ человѣческихъ страстей, — руководимая враждою, завистью, ненавистью, — клевета не гнушается никакими средствами для погубленія своей жертвы и не смущается достоинствомъ лицъ, на которыхъ направляетъ свое ядовитое жало. Изостриша — говоритъ псалмопѣвецъ о клеветникахъ — языкъ свой, яко зміинъ: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ (Псал. СХХХІХ, ст. 3).
а) Въ христіанскомъ обществѣ, гдѣ руководящимъ началомъ во взаимныхъ отношеніяхъ между его членами поставляется широко-объемлющая любовь, повидимому, не можетъ найти себѣ пріюта, созидаемая злобою, враждою и ненавистью къ ближнему, клевета... Но, братіе, то ли мы видимъ на самомъ дѣлѣ? Увы! Говорить и писать ложь въ поношеніе или обиду ближняго, несправедливо приписывать ему какіе-либо недостатки, пороки и даже преступленія, преувеличивать его слабости, перетолковывать въ дурную сторону добрые его поступки, — словомъ клевета въ различныхъ ея степеняхъ и видахъ, далеко не составляетъ рѣдкаго исключенія въ нашемъ обществѣ. Скажемъ болѣе: она сдѣлалась язвою нашего времени!..
Какъ тать проскользаетъ она въ тѣсный кругъ жизни домашней, внѣдряется въ отношенія родныхъ и знакомыхъ, проникаетъ въ среду общественную. Появляясь въ одномъ мѣстѣ, она съ быстротою молніи летитъ въ другое, третье, и т. д., всюду оставляя слѣды своего ядовитаго жала.
б) И къ какимъ средствамъ не прибѣгаетъ клевета для достижекгя своихъ преступныхъ замысловъ? Въ какія разнообразныя и, повидимому, свѣтлыя одежды не облекаетъ она свой ужасный и отвратительный видъ? Здѣсь подъ благовиднымъ покровомъ заботы и ревности о благѣ общественномъ, о свободѣ гражданской, — она порочитъ справедливыя распоряженія властей общественныхъ, обзывая ихъ самоуправствомъ, насиліемъ, стѣсненіемъ свободы совѣсти... Въ другомъ мѣстѣ, облекшись плащемъ усердія и преданности подчиненнаго къ начальствующему, она изрыгаетъ свой ядъ на полезнаго и честнаго труженика, почему-либо не возлюбленнаго клеветникомъ. Въ иныхъ случаяхъ, подъ образомъ любви и дружбы, она вторгается въ семейную и частную жизнь, стараясь ложными извѣтами разстроить истинную любовь и истинную дружбу. Но можно ли перечислить всѣ образы, въ которыя облекаетъ отецъ лжи слугъ своихъ, «хотящихъ исполнять похоти его?»
в) Господь нашъ I. Христосъ, указывая на злобное сердце, какъ источникъ клеветы, сравниваетъ ее съ самыми тяжкими злодѣяніями, — каковы убійство, татьбы, и съ такими порочными проявленіями человѣческихъ страстей, каковы любодѣяніе, прелюбодѣяніе. Отъ сердца — говоритъ Онъ — исходятъ помышленія злая: убійства, любодѣянія, прелюбодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы (Матѳ. XV, 11)... И дѣйствительно, развѣ клеветникъ — этотъ хульникъ и лжесвидѣтель — лучше убійцы?.. Послѣдній посягаетъ на тѣлесную жизнь человѣка, а первый старается погубить во мнѣніи общества его духовную, нравственную жизнь. Тать похищаетъ вещественное ваше достояніе: но развѣ не опаснѣе его клеветникъ нашъ, окрадывающій самое дорогое наше сокровище, доброе наше имя? Прелюбодѣй лишаетъ и наругается надъ честью лицъ, подпавшихъ его порочной страсти; но развѣ иное что дѣлаетъ хульникъ и лжецъ, изрыгая на ближняго ядъ своей клеветы?..
г) Гнусная по природѣ клевета безпощадна въ своихъ дѣйствіяхъ. Исторія представляетъ намъ, хотя и рѣдко, примѣры состраданія и даже великодушія среди самыхъ закоренѣлыхъ злодѣевъ и убійцъ. Почтенная сѣдина, высокое положеніе, священный санъ, материнская любовь, беззащитная дѣва .. вызывали иногда чувство состраданія въ сердцахъ злодѣевъ и склоняли ихъ къ пощадѣ, даже защитѣ и помощи... Клевета же безпощадна; она не пощадила даже и Сына Божія!
д) Но почему же, братіе, столь вредный и стоящій въ прямомъ противорѣчіи съ христіанскимъ ученіемъ порокъ находитъ себѣ пріютъ въ нашемъ обществѣ и принимаетъ здѣсь размѣры губительнаго повѣтрія?
Не виновато ли въ этомъ само общество?
Не представляетъ ли оно въ своей жизни условій, благопріятствующихъ развитію этой губительной язвы! Какъ язвы физическія находятъ для себя мѣсто въ организмахъ, гдѣ подготовлена для нихъ почва, и распространяются при неосторожномъ общеніи здоровыхъ съ больными, такъ и въ мірѣ духовномъ зло можетъ укореняться и распространяться только тамъ, гдѣ замѣчается ослабленіе понятій и неустойчивость религіозныхъ началъ, тамъ, гдѣ возможно смѣшеніе плевелъ съ пшеницею.
Помыслимъ, братіе, свято ли исполняется нами заповѣдь Спасителя о любви къ ближнему! Такъ ли онъ близокъ и дорогъ намъ, какъ братъ во Христѣ? Творимъ ли мы, по завѣту апостола, другъ друга честью большими? Оберегаемъ ли доброе имя собратій? — Къ сожалѣнію, святые завѣты нашей божественной религіи о взаимныхъ отношеніяхъ другъ къ другу часто нами забываются. Пересуды о ближнихъ составляютъ едва ли не самый главный и занимательный предметъ нашихъ бесѣдъ. Тщательно разыскивать сучецъ въ оцѣ брата — стало однимъ изъ любимыхъ нашихъ занятій. Что новаго? — вотъ первый вопросъ, который предлагается нами при встрѣчахъ съ другими, и разсказъ о погрѣшностяхъ ближняго едва ли не всегда служитъ первымъ на него отвѣтомъ. Осужденіе брата сдѣлалось такою обычною потребностію нашего времени, что, какъ безъ соли невкусенъ для насъ хлѣбъ, такъ рѣчи, неприправленныя пересудами, для многихъ теряютъ свою привлекательность.
Это ли, братіе, не почва удобная для распространенія клеветы?
е) Клевета никогда не имѣла бы успѣха въ обществѣ, если бы нѣкоторые люди, по своему легкомыслію и склонности къ празднословію, сами того не замѣчая, не сдѣлались покорными и слѣпыми ея орудіями. Но празднословіе и склонность къ осужденію ближняго и сами по себѣ нерѣдко бываютъ источникомъ клеветы. Забавная и остроумная насмѣшка, неопредѣленный и двусмысленный намекъ, полуясное предположеніе, высказанныя по любви къ празднословію однимъ, принимаютъ болѣе опредѣленныя формы въ устахъ другого празднословца, пріобрѣтаютъ новыя наслоенія въ устахъ третьяго и, путешествуя далѣе и далѣе, достигаютъ наконецъ до вида чудовища, котораго навѣрное устрашился бы и не призналъ своимъ дѣтищемъ самъ первоначальный его творецъ. Сплетенная изъ такихъ тонкихъ, часто вовсе невидимыхъ сѣтей, состоя изъ молвы и слуховъ, неизвѣстно кѣмъ и когда пущенныхъ въ ходъ, подобная клевета тѣмъ не менѣе какъ путами желѣзными охватываетъ свою жертву, и сколько нужно усилій, трудовъ и времени, чтобы она освободилась изъ этихъ сѣтей и правда невиннаго человѣка возсіяла во всемъ свѣтѣ!
Гнусна и пагубна клевета! Но, братіе, необходимо намъ самимъ глубоко напечатлѣть въ своихъ сердцахъ заповѣдь Божественнаго нашего Учителя: не судите, да не судими будете. Необходимо самимъ осторожнѣе и осмотрительнѣе обращаться со словомъ, и не разносить легкомысленно всѣ тѣ рѣчи, которыя доходятъ до нашего слуха. Не дѣти будемъ умомъ (1 Кор. XIV, 20) и не всякому духу будемъ вѣровать. Не будемъ отголоскомъ чужихъ рѣчей и мнѣній!..
III. Къ тебѣ обращаемся съ словомъ утѣшенія, невинно оклеветанный братъ!
Тяжело твое положеніе. Миръ и душевное спокойствіе твои нарушены. Но мужайся! Не падай духомъ! Долгъ каждаго христіанина мужественно переносить всякое несправедливое нареканіе. Удвой, утрой свою полезную дѣятельность. Сознаніе собственной правды придастъ тебѣ силу и крѣпость. Въ средѣ самого общества найдутся люди, хорошо тебя знающіе; они подадутъ тебѣ руку помощи, окажутъ искреннее сочувствіе и уваженіе и возстановятъ въ глазахъ истинно-добрыхъ и благомыслящихъ людей твою честь и доброе имя. Старайся и самъ законными путями изобличить клевету, но избѣгай злорѣчія. Знай, что быть оклеветаннымъ лучше, въ тысячу разъ лучше, чѣмъ быть клеветникомъ. Въ тяжелыя жъ минуты чаще вспоминай о Божественномъ Страдальцѣ. Ты грѣшенъ, ты не безупреченъ; клевета могла коснуться тебя вслѣдствіе какого-либо неосторожнаго поступка или слова съ твоей же стороны. Но посмотри на Того, Кто беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Исаіи LIІІ, 9), — Кто благость самосущая и вѣчная, Кто правда безконечная: воззри на Сына Божія и старайся, насколько возможно немощному человѣку, подражать Ему. Злоба и клевета приковали Его ко кресту, но и на крестѣ Божественная Любовь не слова гнѣва изрекала на враговъ Своихъ, но возносила мольбу за нихъ къ Отцу небесному: Отче, прости имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ. Аминь. (Сост. Г. Д. по слову С. Голубева, помѣщ. въ Труд. Кіев. Дух. Акад., 1886г. № 5).