Протоиерей Михаил Карпеев: Центр - 2008.
В августе-сентябре 2008 года я участвовал в качестве полкового священника на учениях «Центр – 2008». Многое с тех пор изменилось, не считая того, что было знаменитое обращение к патриарху Кириллу. После учений, через некоторое непродолжительное время, куратора со стороны духовенства Московской Патриархии (Синодальный Отдел по взаимодействию с ВС, он был одним из заместителей руководителя, тогда о. Дмитрия Смирнова) о. Савву сместили зачем-то. Дивизию танковую расформировали полностью почти сразу после учений. Военный городок, как я слышал, продали ГАЗПРОМу. Где сейчас командиры неизвестно.
Сегодня решил опубликовать записи того года. Я их готовил для выступления на Рождественских Чтениях в 2009 году. Вот одна из них. Есть ещё, их опубликую в скором времени.
Да, если что, о. Дмитрий Смирнов тогда любил повторять, что с министром обороны РФ Сердюковым отношения самые хорошие и вообще, всё нормально.
«ЖАТВЫ МНОГО…».
По просьбе игумена Саввы (Молчанова) я пишу этот очерк про военные учения «Центр –2008», в которых Бог сподобил меня участвовать в качестве полкового священника. Ни капли разочарования, ни малейшей доли сожаления я не испытал, проведя полтора месяца бок о бок с военнослужащими, которых в простонародье именуют «партизанами». Наоборот, с чувством исполненного долга я вернулся домой с военных сборов, правда, признаюсь, сделать можно было намного больше.
С 22-го августа по 06 октября с.г. я принимал непосредственное участие в военных учениях «Центр – 2008» в качестве полкового священника 66-го зенитно-ракетного полка 16-й гвардейской танковой дивизии 2-й гвардейской армии Приволжско - Уральского военного округа.
В таком качестве (полкового священника) на военных учениях я был в первый раз, да и в армии, признаться, тоже, т.к. не служил. Поэтому, наверное, и постарался тщательнее подготовиться. В первую очередь меня беспокоила психологическая сторона вопроса, а именно как нас примут военнослужащие. Слава Богу, в нашем Приходе оказался брат казначея, который в недавнем прошлом служил в этой самой дивизии и командовал танковым полком. Вместе с ним мы отправились знакомиться с командованием, и в первую очередь я хотел познакомиться с командиром полка, в котором предположительно мы должны были служить. Для того, чтобы знакомство прошло удачно, я попросил нашу прихожанку Калашникову Елену Михайловну, дочь знаменитого конструктора, выдать нам для раздачи военнослужащим книги и буклеты, издаваемые фондом Михаила Тимофеевича Калашникова, президентом которого она является, на что она с радостью согласилась. Необходимо отметить, что прихожане вообще с большой охотой отзывались на помощь, когда мы просили что-либо необходимое для нашего военно-полевого храма в честь иконы Божией Матери «Державная» или для обеспечения нашей жизнедеятельности на учениях.
Итак, заручившись поддержкой бывшего заместителя командира дивизии, мы выдвинулись на место ее расположения. В тот день нам удалось познакомиться с действующим заместителем командира дивизии по воспитательной рабате А.В. Толчинициным и с И.Н. Калугиным командиром 47-го танкового полка, в котором мы надеялись вести свою миссию. Во время знакомства мы попытались договориться о том, чтобы нам были предоставлены две палатки на время учений, а именно, одну для проживания, а другую для военно-полевого храма. Но командиры сказали нам, что это будет не легко устроить, т.к. палаток и так не хватает. Правда, командир полка пообещал, что постарается сделать все возможное, чтобы как можно лучше устроить наш быт. На том и порешили. Однако, чувство, что не все просто в Датском королевстве с устройством быта подсказало нам подготовиться основательно. Сейчас я перечислю те вещи, которые оказались необходимыми во время учений. Для большей наглядности я разделю все это на две части: для военно-полевого храма и для жилой палатки.
I. Военно-полевой храм.
-- Св. Антиминс, складной престол и складной жертвенник (для удобства перевозки), облачения на престол и жертвенник, Дароносица, напрестольный семисвечник, Св. Евангелие с закладкой, напрестольный Крест, лампада(min 2 шт.);
-- Евхаристический набор, платы, набор покровцов, набор для крещения со Св. Миром, нож, доска для разрезания Антидора, свеча, вино для Евхаристии;
-- полное священническое облачение, подризник, стихарь, служебник, богослужебный Апостол, Октоих, праздничная и общая минеи;
-- свечи( на 80 или на 100), уголь, ладан, лампадное масло;
-- складной аналой (4 шт.), подсвечник (3 шт.), тетрапод, выносная свеча;
-- иконы для иконостаса, или складной иконостас, иконы для самого храма;
-- купель для крещения (в нашем случае мы приспособили для этого надувной бассейн, чтобы можно было крестить полным погружением);
-- библиотека с духовной и военно-патриотической литературой;
-- вывеска с названием перед входом в храм, крест или на саму палатку, или большой рядом стоящий, для того, чтобы храм был виден.
II. Жилая палатка.
-- военная форма со всем необходимым, включая котелок, фляжку; исключая только кирзовые сапоги, солдатский ремень и кепку;
-- набор плотника, чем он будет насыщенней, тем лучше;
-- колун, двуручная пила, гвозди, точильный камень, отвертки, изолента;
-- рулон полиэтиленовой пленки, удлинитель, умножитель;
-- бензиновый генератор (мощности на 800 Вт вполне достаточно);
-- компьютер ноутбук, колонки (мощность не менее 8 Вт);
-- набор дисков с фильмами духовного и военно-патриотического содержания;
-- спальный мешок и коврик.
Необходимо отметить и то, что мы находились в войсках на вполне законных основаниях. Наш правящий Архиерей митрополит Николай Ижевский и Удмуртский написал в военкомат письмо с просьбой разрешить клирикам епархии выехать на военные учения для того, чтобы духовно окормлять военнослужащих, призванных из Удмуртской республики, а их на учениях было без малого 3800 человек. Военком в свою очередь направил письмо в военный округ, прикрепив к нему письмо владыки. Через неделю в дивизию пришла телеграмма из округа, в которой говорилось, что такие-то лица, должны быть обеспечены всем необходимым на время учений, включая отдельную палатку под храм и отдельную палатку под проживание.
Когда мы уже выезжали в полевой лагерь, то заместитель командира дивизии по воспитательной работе сообщил, что вместо 47-го танкового полка нам придется служить в 66-м зенитно-ракетном полку под командованием подполковника Волкова Игоря Викторовича. Я лично очень расстроился из-за этого. Ведь с командиром 47-го полка мы уже познакомились. А тут все с начала. Но, слава Богу, командир 66-го ЗРП оказался очень хорошим человеком. Он сразу же выделил нам две палатки, одну для храма и одну для проживания. Как выяснилось немного позже, ни в одном полку дивизии у батюшек не было сразу двух палаток. Была только одна, или под храм, или под проживание.
Когда мы приехали в лагерь, то в двух соседних полках уже были развернуты храмы. Было высказано мнение, что не имеет смысла служить в каждом храме по отдельности, ведь мы все равно находимся в одном полевом лагере, было предложено служить всем вместе. Но я высказался против этого, и, как оказалось, был прав. Первую Литургию все-таки пришлось служить вместе с соседями, но это только потому, что мы не успели к воскресенью закончить полностью обустройство нашего храма. Однако, позже, когда мы стали служить самостоятельно, то выяснились некоторые недостатки, которые мы смогли устранить во время нашего пребывания в лагере. Если бы мы поддались на уговоры, то на полигоне нам бы пришлось туго.
Как только храм был установлен, я начал узнавать у командира как нас будут отправлять на полигон. Командир пообещал, что для нашего имущества выделит отдельную машину. Слово свое он сдержал. К тому же, как выяснилось, все наше имущество заняло не более двух трети кузова, поэтому туда еще докладывали военный скарб.
Отчетливо понимая всю сложность служения полкового священника, да еще с «партизанами», прослушав не мало рассказов батюшек участвовавших в подобных учениях, я решил взять с собой помощника мирянина. И не ошибся.
Как показали учения, у полкового священника должен быть помощник из мирян. Двум священникам в полку, какой - бы он не был большой, делать нечего, если нет помощника мирянина. Помощник, он же катехизатор, он же певчий, является связующим звеном между военнослужащими и священником. Особенно в тех случаях, когда люди в первое время стесняются подходить к батюшке. Безусловно, что помощник должен быть человеком вызывающим уважение у взрослых мужчин, он не должен бояться заговорить первым, но при этом не должен быть занудой и не навязываться на разговор. Ему удобнее учить военнослужащих, как нужно обращаться к священнику. Он своим примером показывает окружающим, что священный сан необходимо уважать и относиться к батюшке нужно с почтением. Для священника он тоже является напоминанием того, что он хоть и в армии, но своего прямого священнического служения и, соответственно поведения, забывать не должен. Особенно в первое время пребывания в лагере, когда вокруг стоит мат как дым коромыслом, такой помощник является к тому же приятным собеседником для священника.
Нас предупреждали, что самым сложным и опасным моментом на предстоящих учениях будет следование эшелоном до места учений. Признаюсь, что я было поддался на уговоры знающих людей не ехать с полком эшелоном, а добираться до полигона своим ходом. Но отец Савва убедил меня быть со своим полком все время учений, и за это я благодарен батюшке.
Не смотря на повальное пьянство и разгильдяйство, легко можно было разглядеть в людях жажду чистоты и покоя. Временами казалось, что несчастные «партизаны» как - будто из под палки пьют и матерятся. Не мало было таких, которые подходили и просили помочь им в борьбе с пьянством и другими грехами. Слава Богу, в нашем полку не было какого-то явно негативного отношения к священнику. Даже наоборот, бывало, когда проходишь мимо группы военнослужащих и они матерятся, то обязательно находился человек, который убеждал их прекратить матерщину, т.к. «батюшка идет».
Следование эшелоном со своим полком в последствии дало нам много преимуществ. Отношение к нам было уважительное, нередко кто-нибудь спрашивал, не тяжело ли переносить такие лишения. Я, как правило, отвечал, что переносить матершину для меня гораздо тяжелее всех этих лишений.
Позже, уже на полигоне, когда удавалось посетить какую-нибудь батарею, нам было приятно, что встречали нас с радостью. К сожалению, по техническим причинам не удалось посетить все подразделения нашего полка. Проблема была, прежде всего, в транспорте. Все-таки полковому священнику на полигоне крайне необходим УАЗик, чтобы быть независимым от поломок полковой техники.
На полигоне наш храм был развернут на КП полка. Это оказалось очень удобно, т.к. сюда на совещания регулярно собирались командиры батарей и, если нам самим не удавалось посетить личный состав какого-нибудь подразделения, то с комбатом можно было отправить хотя - бы литературу.
К тому же не далеко от КП был пруд, в котором мы впоследствии крестили желающих соединиться со Христом.
Пленка, о которой я упомянул в списке необходимых вещей, пригодилась нам при погрузке, ею мы покрывали частично кузов, т.к. грузовая машина в которой было погружено наше имущество, была с открытым верхом. Позже она пригодилась на полигоне. Некоторые блиндажи протекали, были сделаны с нарушением технологии, вот тут-то наша пленка и пригодилась. Пригодился и весь инструмент, который мы взяли для себя, чтобы не беспокоить командира по мелочам. Однако, эти мелочи создавали настроение в полку. А для нас появлялся удобный случай для проповеди, когда кто -либо из резервистов заходил к нам за помощью. Получалось так, что через материальную многие получали и духовную помощь.
Богослужения, а именно, Всенощное бдение и Литургию мы совершали ночью. На каждой службе были люди, которые в первый раз в своей жизни исповедовались и причащались. Не смотря на поздний час и продолжительность службы, верующие не покидали храм, но выстаивали полностью. Перед началом службы я напоминал, что в свое время мы не мало времени посвятили греху, поэтому раз, другой можно постоять на ночной службе. Такие бесхитростные слова действовали на военнослужащих, и они оставались в храме.
Господь явил милость на нас грешных: на прошедших учениях, во время стрельб боевыми снарядами и ракетами не было ни одной потери.
Можно было бы еще не мало рассказать о прошедших учениях, но это не является моей задачей в данном очерке.
Я хочу обратиться к тем батюшкам, которые соберутся поехать на подобные военные сборы. Все тяжести и лишения, которые выпадут на вашу долю, по окончании учений покажутся вам не такими большими в сравнении с той пользой, какую вы принесете своей душе. Здесь сбываются слова: «Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи».
Протоиерей Михаил Карпеев