Сергей А. Хазанов-Пашковский. О внутрицерковной ситуации, сложившейся после Чрезвычайного Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви
7 декабря 2014 года полтора десятка священнослужителей при поддержке значительной части или подавляющего большинства своих прихожан осознанно и открыто объявили о разрыве отношений с Предстоятелем и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. Это было логическое оформление той кампании, которая на протяжении прошедшего года была развязана группой самозванных «ревнителей». Можно по-разному оценивать мотивы, которые побудили их пойти на подобный шаг, но невозможно отрицать очевидное: указанная группа ушла в раскол, образовав самочинное сборище.
Отделившиеся (как большинство раскольников во все времена) провозгласили себя ревнителями духовного наследия, традиций и исторического курсаРусской Зарубежной Церкви, а Первоиерарха и священноначалие голословно обвинили во лжи, безнравственности, неосергианстве и многочисленных догматических и канонических нарушениях. Митрополита Агафангела, который является главной мишенью их нападок, отдельно обвинили в русофобии (он де ни много, ни мало – развязал кампанию по демонизации русского народа).
Произошедшее событие не являет собой нечто чрезвычайное: расколы были еще во времена Вселенских Соборов, имели место в нашей недавней истории, не избежать их и в будущем.
Но вызывает крайнее беспокойство то труднообъяснимое обстоятельство, что ни к одному из ушедших в раскол священнослужителей до сих пор со стороны их правящих архиереев не применены меры дисциплинарного взыскания – при вопиющем нарушении канонических правил никто из бунтовщиков не запрещен в служении, не говоря уже о более серьезных мерах воздействия.
Такое положение дел не может продолжаться длительное время без нанесения существенного урона авторитету священноначалия и соблазна верных членов, пребывающих в нашей церковной ограде. Ведь ушедшие в раскол не просто административно отделились от нас, они по-прежнему претендуют на принадлежность к Русской Зарубежной Церкви и используют любую возможность для надуманных обвинений и клеветы в адрес высшей церковной власти. Более того, безнаказанность только подталкивает бунтовщиков к активным действиям, в том числе и к попыткам соблазнить некоторых из числа наших духовных лиц и паствы.
Трое священников из Ижевска были запрещены Владыкой Митрополитом еще до их ухода в раскол – за демонстративное неподчинение власти правящего архиерея, а именно – «за участие в самочинном сборище, организованном архиепископом Софронием и направленном против целостности и единства Русской Православной Церкви Заграницей». Причем Митрополит Агафангел прямо указал, что если указанные священники не принесут покаяния и продолжат совершать службы, несмотря на запрет – они будут лишены священного сана.
Как известно, указанные лица не только не принесли покаяния, но выступили в качестве инициаторов церковного раскола. На прошедшем в октябре совещании Архиерейского Синода духовенство г. Ижевска было передано в подчинение Преосвященного Афанасия Епископа Вологодского и Великоустюжского – поэтому в данном случае это уже дело не Митрополита, а правящий архиерей должен подобающим образом воспользоваться своими властными полномочиями (что необходимо исполнить и в других епархиях).
А Митрополит Агафангел уже высказал свое мнение по данному вопросу, указав в своем Обращении к отколовшимся о том, что «совершенно очевидно, что отделение этой группы неканонично, безосновательно и преступно по отношению к Церкви Христовой. Таким образом, – продолжает Владыка, – отделившиеся незаконно должны быть, согласно канонам, запрещены в священнослужении без права восстановления их священства. К тому же, утверждение подписавших «Обращение»:«историческая РПЦЗ оказалась раздроблена, ни одна из её образовавшихся частей ныне не обладает полнотой полномочий прежней единой РПЦЗ», вполне подпадает под анафему экуменизму: «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело (…) или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: АНАФЕМА».
При этом Митрополит Агафангел отечески призвал «всех, кто принял участие в разделении к покаянию и возвращению в лоно Русской Зарубежной Церкви и восстановлению нарушенного единства», однако его слова услышаны не были.
Если управляющие нашими епархиями, в которых состояли священнослужители, ушедшие в раскол, полагают, что целесообразнее в сложившейся ситуации спустить дело на тормозах и ничего не предпринимать, то такая позиция видится глубоко ошибочной. Епископу надлежит не устраняться, дабы не порождать кривотолки среди своей паствы, а отделить добродетель от порока, тем более, что этого требуют нормы канонического права и забота о православном благочестии, главным блюстителем и охранителем которого православный архиерей является во вверенной ему епархии.
Сергей А. Хазанов-Пашковский
февраль 2015 года, Санкт-Петербург
Комментарии
Надеюсь, что такие меры побудят и отпавших в раскол мирян задуматься о своей церковной судьбе и вернуться в лоно Церкви.
Архиепи скоп Санкт-Петербург ский и Северо-Русский Софроний
Епископ Новгородский и Тверской Дионисий
Еп. Верненский и Семиреченский Ириней
Игумен Пахомий (Попазов)
Иеромонах Владимир (Хорунжий)
Иеромонах Сергий (Перескоков)
Иеромонах Савватий (Шваштейн)
Протоиерей Тимофей Алферов
Протоиерей Сергий Платунов
Протоиерей Сергий Кондаков
Протоиерей Михаил Карпеев
Иерей Александр Щипакин
Иерей Игорь Дубров
Иерей Георгий Титов
Иерей Сергий Криулин ( снял свою подпись)
Иерей Кирилл Игнатьев
[b]Иерей Сергий Телевинов
Иерей Александр Малых
Диакон Георгий Титов
Диакон Алексий Баданов
Иподиакон Киприан (Медведев)
из их числа получили епитимию 1 архиеп. Софроний , запрет 2 епископа ( Дионисий и Ириней) , один клирик лишен сана ( Владимир Хорунжий ) , четверо священников запрещены ( Кондаков, Карпеев, Малых, Телевинов ). Остальные 11 "героев новаросии" остались совершенно без всякого наказания и даже выговора . И остаются , скорее всего , при своем мнении . По крайней мере от них не слышно было публично даже слов сожаления об участии в провокации . Впоследствие из их числа в активной фазе раскола остались :
Еп. Новгородский и Тверской Дионисий
Еп. Верненский и Семиреченский Ириней
Иеромонах Митрофан (Дмитриев)
Прот. Сергий Кондаков
Прот. Михаил Карпеев
Иер. Александр Щипакин
Иер. Сергий Телевинов
Иер. Тимофей Алферов
Иерей Игорь Дубров
Иер. Георгий Титов
Иер. Кирилл Игнатьев
Иер. Никита Титов
Иер. Александр Малых
Диакон Георгий Титов
Диакон Михаил Буряков
Но и из оставшихся 15 раскольников только 6 человек получили наказание , а остальные 9 наслаждаются безнаказанность ю ! Так оставлять нельзя , эта безнаказанность провоцирует на новые "подвиги" и надо же как то обозначить , как то заявить , что они не имеют к РПЦЗ никакого отношения , чтобы не было у них возможности обмана и вербовки в свой раскол .
Еще один активный участник сего "мероприятия" , предусмотритель но не поставивший подпись под "Обращением" ( иерод. Феофан Липин) , но также оставшийся абсолютно вне всякого взыскания .
Можно по примеру св. отцов покрывать личные грехи братии , снисходя их немощи , чтобы не ввергнуть их в отчаяние , но грехи ПРОТИВ ЦЕРКВИ должны наказываться обязательно , также по примеру св. отцов.
RSS лента комментариев этой записи