Полюбить Христа, мы можем только пребывая в Церкви..
ЦЕРКОВЬ КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА И ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦА БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ
Нам особенно отрадно говорить о Церкви в собрании нашего общества, которое по некоторым сторонам своей жизни отображает в себе жизнь Вселенской Христовой Церкви, как ее отображали древние христианские общины, присутствовавшие в языческих городах. Действительно, вспомним картину жизни тогдашней и картину жизни теперешней. Положим, пред нами большой языческий город, например Рим, со всеми его театрами, общественными банями, цирками, увеселительными заведениями, со всеми гнездящимися там пороками, отвратительным служением скверне языческой, со всеми своими жестокостями и злодеяниями, ужасавшими мир. Но вот в этом мире «греха, проклятий и смерти» открывается иной мир правды и мира и радости о Дусѣ Святѣ; в Древнем Риме языческом оживает иной Рим, христианский, из различных, друг другу некогда враждебных людей, эллинов и иудеев, варваров и скифов, рабов и свободных, составляется одно тело, Тело Христа. И в то время как язычники со своими дикими празднествами, соединенными с нечеловеческим развратом и возмутительными убийствами, приводят в трепет вселенную, в это время из погребальных пещер возносится песнь святых угодников Божиих, воспевающих воскресение Распятого. Там все удивляются изощрениям ума и воли в служении страстям, а здесь смиренные рабы Всевышнего превышают законы естества, исцеляя молитвой больных и воскрешая умерших.
Ныне нет пред нами поклонников языческих божеств, прекратились те страшные религиозные злодеяния; ныне государи, синклиты, войска, народы поклоняются Кресту Спасителя. Но разность жизни Христовой или жизни Церкви с жизнью мирской не прекратилась и, конечно, останется навсегда как в обществах, так и в каждом отдельном человеке. В христианских обществах, согласно предсказаниям Евангелия, оскудѣла любовъ настолько, что уже издавна в местах с большим народонаселением иные, вовсе не религиозные начала стали привлекать внимание людей. Еще Златоустый учитель Церкви Иоанн, живший едва триста пятьдесят лет после воскресения Христова, выражал постоянно скорбь о том, что столичная жизнь оторвалась от Христа и занимается только театрами, цирками, пересудами, модами, скоплениями богатств, а не изучением Божественной воли. В наше же время эти мирские интересы настолько овладели обществом, что религиозная жизнь, кроме, впрочем, церковного богослужения, начала становиться делом личной совести каждого, которое каждый тщательно скрывает от ближних. У нас всегда было много благочестивых людей, но не было благочестивого общества, благочестивой общей жизни.
Но вот и нашей тьме суетного обмирщения воссиял с недавних пор свет слова Божия. Мощною десницей, утвердившею небеса, Бог Слово собрал людей из разных сословий, возрастов и характеров в одно тело, вложил им в сердце жажду к слышанию евангельской проповеди, а в грудь и в уста - Свои священные песнопения. И как в Древнем Риме до слуха Ангелов Божиих посреди звуков неистовых оргий и богопротивных пиршеств доносилось прославление воскресшего Христа, так и ныне из нового, суетного и распутного Петербурга собирается еще новейший Петербург, соединяемый словом Евангелия и пением священных гимнов. В те же часы и минуты, когда большинство его жителей спешит к служению мирским интересам и удовольствиям, другие - с молитвословами в руке и с Христом в сердце собираются в храмы Божии в необычные часы для совершенно забытого дела - внебогослужебной проповеди евангельского откровения. Конечно, большинство этих людей суть простолюдины, естественно менее, чем богачи, оболыценные прелестями мира, по слову апостола: Посмотрите, братія, кто вы, призванные: не много изъ васъ мудрыхъ по плоти, не много сильныхь, не много благородныхъ; но Богъ избралъ безумное міра, чтобы посрамитъ мудрыхъ... и незнатное міра и уничиженное и ничего не значущее избралъ Богъ, чтобы упразднить значущее... чтобы ни какая плоть не хвалиласъ предъ Богомъ (1 Кор 1, 26-30). Началась или воскресла эта новая жизнь для этих не праведных только, но и тяжких грешников, которые теперь через освящение словом Божиим стали лучше праведных и вместе с ними в эти святые дни воспевали Христово воскресение не в смутном чувстве, как прочие, но в ясном свете откровенного богопознания, вкушая радость Пасхи, «безмѣрное Твое благоутробіе... зряще, къ свѣту идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вѣчную» (Канонъ Пасхи, п. 5). Веселие же наше и радость заключаются именно в том, что мы чрез принятие от Церкви слова Божия «въ нарочитомъ дни воскресенія» Царствія Христова приобщаемся (Канонъ Пасхи, п. 8). Вот поэтому-то мы должны уяснить себе, в чем заключается наше преимущество перед другими слушателя-ми и читателями Евангелия, которые не приобщаются Христова Царствия, которые принимают Евангелие не от Церкви, но каждый сам для себя, для своей личной жизни.
«Что мне Церковь, и священники, и богослу-жение? - говорят эти люди, известные под именем сектантов или рационалистов. - Мне дал мой Христос Свое Евангелие, а чего нет в Евангелии, того мне и не надо для спасения; довольно исполнить то, что я пойму в Писании, а учение Отцов Церкви и Вселенских Соборов я не знаю и знать не хочу. Осуждать меня нельзя за это, ибо я стараюсь изучать закон Христов и соединяться со Христом, с Его Божественною личностью, и в ней-то, а не в Церкви искать своего спасения».
Слова эти и несправедливы, и не из евангельского настроения вытекают; в противовес им мы должны уразуметь, что понять учение Христово без Церкви невозможно, что приобщаться Христу вне Церкви нельзя, так что спасение наше есть не одно только воздаяние за подвиг жизни, ни тот кажущийся восторг, который испытывают некоторые сектанты при чтении слова Божия, но заключается наше спасение в постепенном слитии нашей жизни с жизнью Церкви, которая есть тело Христово.
Господь сказал, что слова Его суть духъ и жизнь (Ин 6,63), и этим показывает, что познать или понять Его учение нельзя при тех средствах, при коих познается какое-либо другое рассудочное учение. Обыкновенную человеческую мудрость познают через одно только изучение рассудком, а познать учение Христово - учение духа и жизни - возможно не иначе, как жизнью. Кто творитъ волю Отца Моего, говорит Господь, тотъ узнаетъ о семъ ученіи, отъ Бога ли оно (см.: Ин 7, 17). О каком же исполнении воли Отца Небесного говорит Господь как о единственном средстве к познанию Его закона? Только ли об исполнении отдельных добрых дел? Нет, вся жизнь, все существо человека должны сливаться с жизнью Христовой, чтобы усвоить учение Его жизни. Иудеи спрашивают Его, Он ли есть обещанный пророками Мессия, которого они ожидали. Господь отвечает им: Я сказалъ вамъ, и не вѣрите... ибо вы не изъ овецъ Моихъ, как Я сказалъ вамъ. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю ихъ, и онѣ идутъ за Мною (Ин 10, 25,27). Итак, чтобы истинно веровать и познавать Божественную истину Христова учения, нужно приобщиться жизни Христовой, во-первых, чрез совершение воли Отца Небесного, а во-вторых, чрез принадлежность к стаду Божию, к тому обществу, к той жизни, что Господь основал на земле, а эта жизнь есть Церковь.
Иначе и быть не может. Понимать какое-либо жизненное учение вне связи с тем обществом или народом, который живет им, вообще невозможно. Даже в делах мирских, чтобы понять, например, русские песни или древние былины, необходимо войти в русскую жизнь, в русский быт, а если этого не сделаешь, то будешь так же забавно рассуждать о них, как французы или немцы о русских обычаях. Только самая жизнь народа, самый народный характер может выяснить сущность народных преданий и идеалов, но и то лишь настолько, насколько эта народная жизнь остается верна сама себе, насколько не поддается внешним влияниям, как поддалась им жизнь высшего русского общества, по которой теперь, конечно, нельзя уже судить о древнебоярских обычаях и преданиях. Следовательно, чтобы постигнуть жизнь Христову, изложенную в Священной Библии, необходимо не только войти в жизнь христианского общества современного, но и иметь основания верить в то, что эта жизнь не могла отступить от своего Первоисточника, не могла погрешить. И действительно, мы имеем тому неоспоримое обетование Господне: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Мф 16,18), так что всякий, кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Мф 18, 17). В Священном Писании, кроме того, имеется несколько указаний на то, что люди будут постигать Христово учение именно через Церковь, о которой еще предсказывали ветхозаветные пророки под образом горы или многочадной девы, не познавшей мужа. Будетъ въ послѣдніе дни - так предвещали Исаия (2, 2-3) и Михей (4, 1-2), - гора дома Господня поставлена будетъ во главу горъ и возвысится надъ холмами, и потекутъ къ ней все народы. И пойдутъ многіе народы и скажутъ: придите, и взойдемъ на гору Господню, въ домъ Бога Іаковлева, и научитъ Онъ насъ Своимъ путямъ, и будемъ ходить по стезямъ Его; ибо отъ Сіона выйдетъ законъ, и слово Господне - изъ Іерусалима. Итак, этот закон и слово не сами собой познаются, но чрез восхождение на гору Господню, чрез восхождение в Сион, то есть Церковь. Ту же мысль подтверждает и прощальная молитва Господня о Церкви: Да будутъ всѣ едино, какъ Ты, Отче, во Мнѣ, и Я въ Тебѣ, такъ и они да будутъ въ Насъ едино: да увѣруетъ міръ, что Ты послалъ Меня. И славу, когпорую Ты далъ Мнѣ, Я далъ имъ: да будутъ едино, какъ Мы едино. Я въ нихъ, и Ты во Мнѣ: да будугпъ совершены во едино, и да познаетъ міръ, что Ты послалъ Меня и возлюбилъ ихъ, как возлюбилъ Меня (Ин 17, 21-23). Итак, вера мира во Христа и познание Его посланничества зависят от предварительного явления того духовного единства, в котором заключены верующие во Христа, последователи апостолов, сыны Церкви, коих и святой Павел называет присными Богу, как именно назданныхъ на основаніи апостолъ и пророкъ (Еф2,19-20).
Итак, слово Божие согпасно учит, что без Церкви непогрешимой и апостольской, без добрых дел и без доброй жизни нет познания евангельского закона. А потому те, кто утверждают, будто каждому из них для спасения достаточно Библии, данной ему от Бога, заблуждаются, потому что Библия дана не каждому особо, а всем ученикам Христовым вместе, дана их взаимной любви, их богозданному единству, дана Церкви и в ней-то только и каждому человеку. Поэтому, братие, когда будут с вами говорить сектанты о вашем исповедании, то спросите их: для того ли пришел Христос, чтобы дать нам книгу, или для того, чтобы дать нам жизнь? Книге ли мы только должны подчинить свою волю или той жизни, которую основал Христос и без которой непонятна и сама святая Библия? А эта жизнь святая и непогрешимая, превышающая мою волю и мой рассудок, называется Церковию, непогрешимо несущей в себе правду Христову, примеры и упования апостолов и угодников, толкование Вселенских Соборов, богослужение великих святителей и песнописцев, благодать Святого Духа Утешителя.
Вот сектант забрасывает тебя восклицаниями о жизни во Христе, о личном с Ним общении: «Мой Христос мне велел то и то, а этого Он мне не велел, я этого и знать не хочу, всех ваших Таинств» и пр. Но разве мы, православные, утверждаем, будто не нуждаемся в общении со Христом? Разве мы не Его приобщаемся в Таинствах? Разве не призываем друг друга в великий день узреть «Христа блистающагося и радуйтеся рекуща»? Разве не просили Его: «подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернемъ дни Царствія Твоего»? Что же у них различного с нашим приобщением ко Христу? А то, что они кричат: «я», «мой», «мне», что они Христу приобщаются не для того, чтоб через Него обнять весь мир, начиная с Его угодников, с Ангелов небесных и кончая грешнейшими преступниками, а для того, чтоб в Нем всех и все забыть, и если помогать другим, то холодно, как бы только по обязанности. Угодна ли Христу такая исключительная, ревнивая любовь? О ней ли будет Он спрашивать нас на Своем судище? Да, Он будет требовать любви к Себе, но не любви исключительно личной, а любви вселенской. Изумятся перед судом Его те, которые в любви к Нему забывали любовь ближних, и спросят: Господи, когда мы видели Тебя алчущимъ, или жаждущимъ, или странникомъ, или нагимъ, или больнымъ, или въ темнщѣ, и не послужили Тебѣ? Тогда скажетъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: поелику вы не сдѣлали этого одному изъ сихъ меныиихъ, то не сдѣлали Мнѣ (Мф 25, 44—45). Христос требовал, чтобы мы пребывали в Нем, чтобы жили Им, но под Собою-то разумеет ли Он только Свою отдельную личность? Нет, эти слова о пребывании в Нем Господь предваряет сравнением Себя с целою виноградной лозою, обвешанною многими ветвями, то есть людьми, так что является не исключительно отдельный мой Христос, но Христос в Церкви. Христос не один, но со всею Своею вселенскою семьей, с братьями, и сестрами, и матерью, которые суть слышащие слово Его и хранящие его.
Мы должны любить Христа и жить только для Него, но Христа не такого, который знает только тебя, а ты Его, не такого, который есть только твой жених, но жених Церкви. Мы должны любить Христа во плоти, но не в одной только плоти прославленной, а в той, о которой говорит апостол: какъ тѣло одно, но имѣетъ многие члены, и всѣ члены одного тѣла, хотя ихъ и много, составляютъ одно тѣло, такъ и Христосъ. Не можетъ глазъ сказать рукѣ: ты мнѣ не надобна; или также голова ногамъ: вы мнѣ не нужны(1Кор 12,12.21). А между тем от сектантов только и слышишь: не надобно и не надобно; не нужна Церковь, не нужны добрые дела, а только лично Христос и Христос. Но Христос, как вы видите, не себялюбец, и не этой плотскою любовью и ревностью возможно Ему угодить. Многіе скажутъ Мнѣ въ тотъ день: Господи! Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоимъ ли именемъ бесовъ изгоняли? и не Твоимъ ли именемъ многіе чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ вась; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе (Мф 7, 22-23). Легко вообразить себя любящим тот прекрасный облик Христа, который мы составили в своем воображении, но любить Его в Церкви со всеми Его братьями, с Его духовным телом, с Его невестою - вот в чем долг истинного христианина. Таким-то образом православная любовь ко Христу есть любовь постоянного жизненного самоотвержения, благожелательства и смирения, а любовь сектантская, любовь исключительная, горделивая, ослепляющая - не любовь, а скорее влюбленность, конечно, достигаемая без подвигов, без борьбы с собою, но зато и не ведущая дальше фантазерства и мало содействующая духовному росту человека; это есть та прелесть, или оболыцение, от которого предостерегают нас Отцы Церкви, разъясняя, что настоящие духовные восторги должны быть предваряемы рядом покаянных упражнений и очищением сердца от себялюбия и страстей через молитву и добрые дела. Чертогъ Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имамъ да вниду вонь; просвѣти одѣяніе души моея, Свѣтодавче, и спаси мя (Экзапостиларий Вел. Понед.). Вот в каких словах выражается наше отношение ко Христу.
Понятно ли теперь, что мы вне Церкви, вне общения с нею и руководствования ею не можем ни познать, ни полюбить Христа? Как же должны мы быть благодарны Богу за то, что Он дал нам вкушать источник евангельского учения именно в Церкви! Как должны мы дорожить всяким напоминанием нашего общения с нею, начиная от святых Таинств, в коих неложно получаем благодать Святого Духа, продолжая крестным знамением, общим пением отеческих канонов и кончая всяким обрядом, содержимым вселенскою семьею Спасителя нашего! Как, наконец, далеки должны мы быть от смущения тем, что лишь меньшинство столичного населения действительно проникается всем телом: Не бойся, малое стадо! ибо Отецъ завещал вамъ Царство! (Лк 12, 32), Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, пусть каждая година мирской жизни ставит себе новых божеств моды и страстей: ни смущаться ими, ни даже судить их не будем, как не судил их Господь: Если кто услышитъ Мои слова, и не повѣритъ, Я не сужу его, ибо Я пришелъ не судить міръ, но спасти міръ (Ин 12, 47). Не судить их, а жалеть их, как зрячий жалеет слепого, как здоровый больного, жалеть их и помогать их спасению чрез слово, пример и молитву должны мы, радующиеся о спасении Божием. Помогать им будем мы и смиренно благодарить Бога, что нас Он привлек к изучению Своего слова, а также будем остерегаться греха, зная, что рабъ вѣдѣвый волю Господина своего, и не уготовавъ, не сотворивъ по воли Его, біенъ будетъ много (Лк 12, 47); будем же, наконец, и смиряться пред Господом и пред людьми при мысли о том, как мало мы исполнили из того, что узнали относительно воли Божией, и просить Господа о помощи для лучшей, богоугодной жизни.
Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной московским Сретенским монастырем в 2006 г.