АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Памяти иконописца архимандрита Киприана (Пыжова)

Биография архимандрита Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), знаменитого иконописца и художника Киприана (в миру Кирилла Дмитриевича Пыжова) известна достаточно подробно. Родился 7 (20) января 1904 г. в г. Санкт-Петербурге. Из потомственных тверских дворян. Детство провел в Бежецком уезде, куда был направлен на службу земским начальником его отец…

Вот о родителях будущего архимандрита и хотелось бы рассказать подробнее. Его отец, Дмитрий Михайлович Пыжов, родился 13 ноября 1866 г. в с. Матеево Лугининской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. 5 сентября 1867 г. определен в вышневолоцкие дворяне. Он был 13-м ребенком (последним) в семье отставного ротмистра Чугуевского уланского полка М.Ф. Пыжова (1820-1870). Мать, Любовь Николаевна (ур. Сеславина) (1837-?), была второй женой Михаила Фёдоровича.


После отмены крепостного права многочисленные потомки всесильных владельцев молдинской округи Пыжовых стремительно разорялись. Материальное положение семьи Дмитрия еще более ухудшилось со смертью главы семейства 14 апреля 1870 года. 33-летняя вдова Л.Н. Пыжова осталась одна с 13-ю детьми (7 от первого брака М.Ф.Пыжова со А.И.Смагиной и 6 от второго брака с Л.Н.Сеславиной). Старшие дочери и сыновья уже достигли того возраста, когда могли позаботиться о себе, а вот младших предстояло еще «поднять на ноги». Сестры и братья матери, безусловно, помогали им по мере своих возможностей. Маленькому Дмитрию в сельской удомельской глуши, наверное, казалось невероятным, что в незнакомой, далекой столице Санкт-Петербурге его старшая тетя, Мария Николаевна Огарева – статс-дама при императорском дворе, а дядя Александр Александрович Колокольцов – генерал по Адмиралтейству, начальник Обуховского сталелитейного завода. Удивительно, в архиве дворян Колокольцовых спустя столетие сохранились две фотографии Анны Михайловны Пыжовой (р. 1855-?) (дочери М.Ф. Пыжова от первого брака). Также неслучайно то, что дочь подполковника Н.М. Пыжова – Ольгу Николаевну, приняли в Смольный институт благородных девиц (выпуск 73. 1905 г.).

Младшего Дмитрия Пыжова по скромному состоянию семьи отправили учиться в Бежецк. Это был родной город его тети С.М. Андреевой (урожд. Веселаго) и ее сына В.В. Андреева (будущего выдающегося русского музыкального деятеля). Так случилось, что именно с бежецким краем будут связаны не только детство и юность Д.М. Пыжова, но и судьба его сыновей. Отсюда он уедет в Санкт-Петербург, увлеченный идеями народничества. Будет служить по земским учреждениям. В столице встретит свою будущую жену, художницу Александру Стринскую, дочь Константина Стринского, окончившего Художественную Академию во Флоренции. Она обучалась в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, работала в студиях таких мастеров живописи, как В. Перов, В. Поленов, К. Маковский.

Молодые люди поженились. В Петербурге у Пыжовых родилось трое сыновей: Евгений, Кирилл и Георгий. Вскоре после рождения второго ребенка (Кирилла в 1904 г.) Дмитрий Михайлович получил назначение на должность земского участкового начальника в Бежецкий уезд, и семья переехала в город Бежецк. Земской начальник в Российской империи – это, прежде всего, особый чиновник, сочетающий на территории своего участка административную власть по отношению к крестьянам и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению. Новая работа занимала много времени у отца, и поэтому детей воспитывала мать. Семья жила небогато и не отличалась особой набожностью.

Для младших Пыжовых Бежецк стал городом детства. С ним связаны самые яркие воспоминания отрочества будущего архимандрита Киприана. Здесь их постигло большое горе – Александра Константиновна, имевшая слабое здоровье и болевшая чахоткой (туберкулезом), скончалась в 1912 г. на третий день Пасхи. Дети очень тяжело переживали смерть матери.

Однажды Кирилл вместе с отцом и младшим братом посетил Благовещенский собор Бежецкого женского монастыря. Неожиданно к ним подошла старица-схимница и, трижды перекрестив их, ушла. Монахини, увидев все это, разъяснили, что схимница просто так ни к кому не подходит и что ее действия таят какое-то прозорливое предсказание. Впоследствии отец Киприан писал в своих воспоминаниях, что предсказание схимницы исполнилось, так как отец, брат и он сам через некоторое время «оказались в монастыре... там умер младший брат, иеромонах Григорий; отец жил несколько лет в этом же монастыре и скончался в пути, эвакуируясь вместе с братией, покинувшей монастырь ввиду приближения красных»...

В Бежецке Дмитрий Михайлович прожил с сыновьями до революции 1917 года. Безусловно, он навещал родные молдинские места. Маленький Кирилл бывал в Храме Преображения Господня, который построил его предок, стрелецкий полковник Богдан Пыжов.

После февральской революции Кирилл Пыжов с отцом и братьями, Евгением и Георгием, переселяется в Петроград, где им пришлось испытать нужду и голод. К концу лета 1918 г. отец получил назначение в город Щигры Курской губернии, куда уезжает с сыном Кириллом. Шла Гражданская война и, несмотря на возраст, мальчик не смог оставаться в стороне и бежал на фронт. Юный Пыжов мечтал добраться до частей Добровольческой армии, но сначала попал в Красную. Красноармейцем был недолго и вернулся к отцу. Когда Щигры были заняты Добровольческой армией, Пыжовы отправились в Крым, где Кирилл в возрасте пятнадцати лет был принят в Белую армию, с частями которой эвакуировался в Константинополь, затем, в 1920 г. через Галлиполи — в Болгарию. В Софии Кирилл поступает в Александровское военное училище, где он пребывает три года до расформирования в 1923 году.

Из Болгарии Кирилл уезжает во Францию к своему старшему брату. Вскоре после переселения Кирилла в Париж приехали его отец и брат Георгий. Поселившись втроём, братья Пыжовы специализируются по малярному ремеслу. По вечерам братья посещают Монпарнасскую школу живописи и рисования, где преподавали профессора из Академии Де Боз Арт. Расписал один из ресторанов Монмартра и участвовал в создании декораций к фильму «Дон-Кихот» Георга Пабста (1932) с Фёдором Шаляпиным в главной роли.

Потом Кирилл переехал в Ниццу. В Ницце брал уроки иконописи у Тамары Ельчаниновой, был духовным сыном о. Александра Ельчанинова. Стал защитником и проповедником строго православного церковного искусства.

Узнав в 1932 г. о типографском братстве Преподобного Иова Почаевского в селе Ладимирове, в Закарпатской Руси, решил отправиться туда и там трудиться. В том же году стал послушником монастыря преподобного Иова Почаевского в селе Ладимирово на Пряшевской Руси в Чехословакии.

По поручению архимандрита Виталия (Максименко) начал расписывать монастырский храм. Первая роспись храма была выполнена в течение 1934 года. Осенью 1933 г. архимандритом Виталием (Максименко) пострижен в рясофор с именем Киприан.


В 1938 г. инок Киприан рукоположен в сан иеродиакона. В 1940 г. прибывшим из Югославии митрополитом Анастасием (Грибановским) рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем церкви в словацком селе Вышний Орлик.

В годы Второй мировой войны жил с монахами в Берлине. В 1946 г. вместе с Братством преподобного Иова Почаевского переехал в США и обосновался в Свято-Троицком монастыре возле Джорданвилля (штат Нью-Йорк). Был келейником митрополита Анастасия (Грибановского).

В 1955 г. возведён в сан игумена, в 1964 г. — в сан архимандрита. Профессор Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле.

Вместе со своим учеником Алипием (Гамановичем) исполнил росписи Свято-Троицкого собора, строительство которого было окончено в 1950 году.

Много сил посвятил развитию в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи, был основателем джорданвилльской иконописной школы и расписал 14 храмов, и его нередко именовали "иконописцем всея зарубежья". Автор картин, рисунков, рождественских и пасхальных открыток, выполненных акварелью, гуашью и маслом.

Личная духовная жизнь отца Киприана была им тщательно скрываема от посторонних глаз. Отец Киприан был чужд всякой лицемерной елейности. Напротив, он зачастую держался даже излишне строго и сухо, дабы избежать восторженного почитания.


Был воспитателем многих поколений семинаристов и духовником многих русских эмигрантов, монашествующих и архиереев. Отсекая от церковного искусства неправославные западные наросты, он в то же время всегда оставался служителем не буквы, но духа. Иконописное творчество отца Киприана как раз и раскрывало сам этот дух Православия.

Архимандрит Киприан скончался 2 апреля 2001 г. в Джорданвилле. Похоронен в усыпальнице за алтарём главного Свято-Троицкого собора в Джорданвилле.

 
Леонид Константинов
 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.