Строитель джорданвилльской обители... и ее разоритель
Очень немногие люди сделали так много полезного для Зарубежной Руси как его высокопреподобие о. Пантелеймон (Нижник, 1895-1985). Его заслуги перед РПЦЗ невозможно переоценить. Синод Зарубежной Церкви наградил отца Пантелеймона крестом с украшениями, палицей, митрой, саном архимандрита и он получил звание строителя Свято-Троицкого Монастыря в Джоржанвилле.
Отец Пантелеймон по Божьему велению воздвигнул в Северной Америке православный русский маяк, к которому устремились монашествующие из Европы и других континентов. Паломники-миряне там находили часть своей родины России, и монастырь превратился в Русскую Зарубежную Лавру.
Он был из религиозной крестьянской семьи Гродненской губернии. На всю жизнь у него сохранился русский крестьянский язык. Работать с ним было легко, так как он обладал умением хорошо объяснить для чего что-то нужно сделать. Например, где и как поставить водокачку и проложить трубы от одного озера к другому, как опустить в озеро сети чтобы поймать рыбу и пустить её в другое озеро и т. д.
В Америку он приехал в 1913 году. Люди, с которыми ему пришлось работать с юных лет, ему говорили, что дьявол захватил весь мир и против этого невозможно бороться. Однако помня проповеди священника в родной деревне и наставления родителей, отец Пантелеймон с мнением соработников не соглашался, веря, что молитвой, постом и примерной жизнью, согласно учению Церкви, бороться можно, и победить дьявола возможно.
Познакомившись с монашествующими, он в 1918 году поступил послушником в Свято-Тихоновский монастырь, где пробыл последующие 10 лет. Как он вспоминал впоследствии, его тяготило в монастыре шумное окружение: детский приют, занятия, большое количество гостей и другие отвлечения от монашеской жизни. Поэтому он начал мечтать о создании малого скита, где возможно было бы спокойно подвизаться монашеской жизнью.
Для покупки места необходимы были материальные средства, и он поступил на завод изобретателя вертолета, белого эмигранта Игоря Сикорского. В начале 30-х годов он собрал достаточно денег на приобретение участка земли, где к нему присоединился Иван Колос (в будущем архимандрит Иосиф). Они занялись земледелием и о. Пантелеймон нанимался на плотнические и другие работы к окрестным фермерам. В 60-е годы, по дороге в Ричфилд Спринг, он бывало останавливался у некоторых из жителей, где он в прошлом работал, и они принимали его с радостью, вспоминая тяжкие годы экономической депрессии в Америке.
После Второй Мировой войны из Европы к малочисленному братству в Свято-Троицкий монастырь прибыли монашествующие из Прикарпатской Руси – Ладомирово.
Стали воздвигаться новые здания, типография расширилась, образовались различные мастерские и, наконец, была открыта признанная правительством как высшее учебное заведение Свято-Троицкая Семинария, которая от имени Нью-Йоркского Университета получила права давать её окончившим степень бакалавра богословия.
Во главе монастыря был вначале Преосвященный Владыка Архиепископ Виталий (Максименко). Отец Пантелеймон продолжал трудиться в монастыре, работая на полях, озерах, на постройках новых зданий и, самое главное, собора. По вечерам и зимой когда всё было занесено снегом, он читал богословские книги, выбирая (бывало, вырезывая страницы) те из них которые, по его мнению, было необходимо переиздать. Нужно заметить, что о. Пантелеймон окончил всего лишь четыре класса, но он сделал для Церкви гораздо больше, чем многие люди с высшим образованием.
Под его руководством о. Антоний, пользуясь офсетной техникой, копировал книги, поправлял те места, где было необходимо удалять подчеркивания и помарки, а затем эти произведения в монастыре печатались и переплетались. Отец Пантелеймон, таким образом, выпустил больше полезных книг, чем многие другие издательства в Зарубежной Руси. Из них необходимо особо упомянуть «Проповеди», «Сказания о Божией Матери», и – главное – не задолго до его смерти были переизданы одна тысяча комплектов 12-ти томов «Жития Святых» изложенных по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского.
Другой заслугой о. Пантелеймона была починка и продажа купленных им нескольких обветшалых домов. После продажи домов я ездил с о. Пантелеймоном два раза в банк, где он брал чеки для погашения их русским монастырем на Афоне. Когда я его спросил почему, он мне ответил, что Афон – «Дом Богородицы» и пока там будут молиться монахи Божьей Матери, будет держаться мир: не будет там монашествующих – все погибнут, так как дьявол захватит мир. Поэтому он считает, что все православные люди должны помогать Афонским монастырям.
Об о. Пантелеймоне у насельников монастыря было высокое мнение: его энергия и организаторский дар заражали других, вызывая подражание ему в служении Церкви. Он посвятил почти всю свою жизнь для Свято-Троицкого Монастыря. Архимандрит Пантелеймон работал много лет для покупки земли, ему помогали поступившие в скит монашествующие, а паломники собирали по центам средства для монастыря. Поэтому информация на сайте «Меч и Трость» от 20-11-2012 не соответствует правде. Американское правительство не дарило Русской Зарубежной Церкви землю в Джорданвилле.
Единственное, что мы получили, – от отдела образования штата Нью-Иорк – это дубликаты книг из различных библиотек. Я ездил несколько раз на грузовике с семинаристами Руденко и Жениловым, и мы привезли для семинарской библиотеки несколько тысяч книг. И еще мы получили бесплатно пол грузовика вышедших из моды военных форм и зимних ботинок. Всё остальное, что было в монастыре – заработано тяжким трудом насельников или куплено на пожертвования боголюбивых паломников!
В декабре 2012 года митрополит Иларион (Капрал) обратился к верующим РПЦЗ МП с призывом жертвовать на необходимые починки в монастыре. Требуется три миллиона долларов! Почему же оказались необходимы такие бешеные траты? Они – результат безответственного отношения к РПЦЗ со стороны митрополита Лавра, после того как он стал во главе монастыря и Восточно-Американской Епархии. Будучи ректором семинарии, он принимал учащихся из бывшего СССР, которые не платили за учение и не исполняли работ по монастырю.
Он принимал также других белоручек «специалистов» со стороны, от которых монастырю и семинарии не было никакой пользы. Причём как он, так и другие духовные и мирские лица начали совершать бесконечные, дорого стоящие поездки в РФ, на всевозможные встречи, конференции и т. д.
И именно владыка Лавром стал распродавать монастырское имущество, с большим трудом ранее собранное о. Пантелеймоном и другими насельниками.
Всё внимание Лавра и его сотрудников было направлено на достижение унии с Московской Патриархией. Когда раздавались голоса о необходимом ремонте, Лавр на это не обращал никакого внимания. Всё это привело к сегодняшнему катастрофическому положению Св.Троицкого монастыря!
Иларион призывает жертвовать на монастырь. А какая гарантия, что поступающие пожертвования не будут потрачены для встреч с Путиным и представителями правительства РФ и руководства МП? Какая гарантия, что вообще имущество монастыря и Церкви не будет перевертышами заложено, продано или подарено?
О. Пантелеймон по Божьей воле приехал в Америку, и Господь наставил его основать маленький монастырь, ставший впоследствии светочем для всей Зарубежной Руси. Туда также по Божьему изволению прибыли во главе с Архиепископом Серафимом (Ивановым) молодые монашествующие из Карпатской Руси, построившие новые здания Собора, общежития и т. д. Затем прибыл Архимандрит Аверкий, ставший Архиепископом, Аввой монастыря, и ректором семинарии. А потом заботами Св. Митрополита Филарета приехали в монастырь и семинарию трудолюбивые «австралийцы-шанхайцы». Но заслуги о. Пантелеймона никогда не смогут померкнуть в памяти благодарных ему православных людей нашей Зарубежной Руси.
Г. М. Солдатов
Наша Страна №2957