Архиепископ Виталий (Максименко): Борьба с болезнью сепаратизма
Дорогие Владыки, Отцы и Братья!
Господь дал нам на земле великое счастье и радость - быть детьми Русской Православной Церкви.
Мы незаслуженно являемся наследниками великих духовных сокровищ Ее тысячелетнего подвига.
Мы в духовном и даже в кровном родстве с тысячами прославленных Богом святых Угодников из нашего Русского Рода и с тьмами тысяч еще Господом не явленных.
Мы также - личные свидетели того, что и в наше время не оскудело Ее духовное плодоношение, но и среди небывалых в истории гонений на Веру, Она - Русская Церковь - украсила Вселенную неисчислимым сонмом Новомучеников, начиная от Святителей и Царя с Его семейством и до рядового воина, до простолюдина-крестьянина, до незрелых отроков и младенцев...
Мы и сами - воины воинствующей на земле многострадальной, родной нам Русской Церкви.
В трудное и ответственное время поставил Промыслитель-Господь каждого из нас на церковной страже. Но тем большей от нас требуется верности и бдительности. В сердце каждого из нас должны неумолчно бить тревогу эти предостерегающие слова: "Бдите и молитесь, да не внидите в напасть", и еще другие: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Матф. XXVI, 41 и Апок. II, 10).
Многие годы мы тщательно изучали и теперь ясно видим современное положение нашей Матери-Русской Православной Церкви. Поэтому нас не прельстят никакие приманки, никакие современные призраки, никакие новые церковные пути.
Божиим попущением наша Русская Церковь, как некогда праведный Иов, переживает тяжкое испытание: Она под лютым ярмом безбожного коммунизма, а Ее официальные руководители оказались не только пленниками, но и усердными слугами безбожной власти.
Раньше были подъяремная Русь и Державная, ныне вся бывшая Державная Русь обратилась в Подъяремную Русскую Церковь, и только по-заграницами (железного занавеса) пребывает на свободе избегшая ига коммунизма Русь, объединенная Православной Заграничной Церковью.
Но и пред этой свободной Зарубежной Русской Церковью встает новый соблазн, принимающий характер опасной, острой, заразительной болезни: это сепаратизм, стремление отделиться, обособиться, самочинно объявить себя автокефальными. Пользуясь несчастьем Матери, стремятся отдельные части Зарубежной Русской Церкви не по праву присвоить себе оставшиеся материальные ценности и духовные ценности и права, добытые Ее тысячелетним великим подвигом.
При таком состоянии нашей Русской Церкви, вот какую задачу и долг ставит ныне нам Божий Промысел:
Не отрываться от основного массива, тела, корня Матери Церкви: в глубинах этого массива, ныне только придушенного огромной тяжестью большевизма, хранятся и теперь духовные сокровища тысячелетнего Ее подвига.
Но не признавать современных официальных Ее руководителей, ставших послушным орудием безбожной власти.
Твердо идти вперед по историческому пути Русской Церкви и верить во благой о Ней Промысл Божий.
Сохранить в русском всемирном рассеянии - по последнему, предсмертному завету Патриарха Тихона - единство и Церковную дисциплину.
Не поддаваться смертоносному искушению сепаратизма и самочинной, беззаконной автокефалии, хотя бы она и выдавала себя за автономию.
12-летний опыт объединенной церковной жизни в Америке - скажем откровенно - обошелся нам очень дорого. Ясно теперь, что объединение это устроили и не искренно, а с задней целью полного отрыва нас от Матери-Русской Церкви и полного забвения нами Ее заветов. В момент, когда по расчетам руководителей этого объединения цель считалась уже достигнутой, объявлен был Американской Митрополией полный разрыв с Заграничной Русской Церковью, без всякого со стороны последней повода.
Одиночками остались мы - сторонники церковного единства, но сила Божия в немощи совершается. И вот с благодарением Милующему нас Богу мы можем оглянуться на истекший срок. Укрепляемся мы и на здешней почве, официально признанные в полной, строгой легальности нашего канонического здесь бытия (Соборный чартер, суд в Лос-Анджелесе).
Пришла нам помощь и извне. Я говорю о появлении на безоблачном горизонте Американской Церкви стихийного движения так называемых Ди Пи.
Вот результаты за еще не вполне истекший 1949-й год. К нам прибыло более 30-ти высокообразованных, с большим церковным стажем и прошедших многолетнюю, суровую школу в СССР и в лагерях Ди Пи священнослужителей и все они стали на нашу созидательную церковную работу.
И сами Ди Пи в огромном своем большинстве оказались людьми твердой веры и большой приверженности к единству Русской Зарубежной Церкви.
За год вновь организовалось более 20-ти соборных приходов. За один месяц открыты приходы в Вашингтоне, Бруклине, Чикаго и Женский монастырь на Восточном побережье. В настоящее время намечается к организации еще много пунктов.
И это все происходит, так сказать, самотеком. А если проявить должную энергию, произвести разведку из Центра, призвать церковных людей к самоорганизации, помочь им в этой работе, хотя на первых порах, то результат будет неизмеримо больший.
Множество Русского народа не обслужено приходами митрополии и духовно дичают. Это особенно нужно сказать о центральных штатах, где почти нет русских приходов, а между тем туда во время войны переброшено множество предприятий, и за ними вынуждены были пойти служащие и работники.
Как бы ни было трудно, но мы должны продолжать исторический путь Православной Русской Церкви и не срываться с него.
Мы верим в благой Промысл Божий о Ней и о каждом из нас.
Мы призываем на помощь себе в этой трудной работе всех Святых в Земле Русской просиявших, и по их заветам будем решать наши церковные дела.
Мы исповедуем, что настало время не для забот об удобствах, обеспеченности и комфорте, а для жертвенности и подвигов.
Мы постараемся общим советом, по совести пред Богом решить очередные вопросы о церковной дисциплине и хотя бы о минимальных средствах для очередной созидательной работы по Епархии.
Мы считаем также очередной задачей, которую нам ставит Божественный Промысл - это 1) прийти на помощь в церковном и духовном устроении наших братьев, прибывающих из разоренных войной стран на Американский континент; и 2) оказать поддержку нашему всезаграничному Церковному Центру, руководящему всей церковной работой Русского Всемирного Рассеяния.
Господи Милосердный! помоги нам в этой работе ради Имени Святого Твоего. Аминь.