АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

РПЦЗ: Определение Архиерейского Собора 1967г. о соборности в Церкви

Результат пошуку зображень за запитом "архиерейский собор рпцз 1967 г."После дальнейшего обмена мнениями, единогласно принимается следующее определение:

Архиерейский Собор имел суждение о том, что в среде паствы появилось течение, стремящееся ограничить каноническую власть епископов, принадлежащую им по Божественному праву и священным канонам. Вследствие этого возникает опасность искажения догмата Святой Церкви, сохранение которого в неповрежденной чистоте составляет одну из важнейших задач Русской Православной Церкви Заграницей.

Наиболее ярким выражением этого общественного течения служат:

 1. В Калифорнии учреждение зарегистрированного по гражданским законам «Общества Мирян», вмешивающегося в церковные дела и

 2. В Восточной Америке появление «Совещания Церковных Деятелей».

Последние, быть может, и из добрых побуждений, опубликовали в феврале месяце 1967 г. обращение, разосланное Преосвященным Архиереям, приходам и некоторым частным лицам, с обвинениями иерархии в, якобы, стремлении епископов установить в Церкви «диктатуру Епископов» и с требованием разширить участие мирян в управлении Церковью.

Ввиду сего, Архиерейский Собор разъясняет, что в Христовой Церкви, начиная с Апостольского Собора в Иерусалиме в 51 году по Рождестве Христовом и согласно канонов Вселенских и Поместных Соборов, Высшая церковная власть принадлежит Епископам, как преемникам святых Апостолов, которым дано от Господа повеление об устроении и управлении Святой Церковью, а также и благодать Св. Духа в таинстве священства, для исполнения сего служения. Представители клира и мирян могут быть приглашаемы к участию в церковном строительстве в качестве сотрудников Иерархии, однако, не как носители церковной власти, а как участники в строительстве церковной жизни в соборном сотрудничестве с Иерархией.

Такой строй церковной жизни ясно определен священными канонами, которые гласят:

39 Апостольское правило: «Пресвитеры и диаконы без воли Епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людии Господни и он воздаст ответ о душах их».

Следует пояснить, что если пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего не могут совершать в Церкви, то тем более это должно сказать и о мирянах, о власти которых в Церкви каноны вообще ничего не говорят, но ясно указывают на необходимость для мирян подчиняться епископам.

8 правило Четвертого Вселенского Собора гласит: «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических да пребывают, по преданию святых отец, под властью епископа каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из под управления своего епископа. А дерзающие нарушить сие постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказанию по правилам: аще же монашествующие или миряне, да будут отлучены от общения церковного».

41 Апостольское правило: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением, аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти».

То же самое гласит 24 правило Антиохийского собора: «Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется со всяким тщанием и благою совестию, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с разсуждением и властию приличествует епископу, которому вверены все души собирающихся в церковь».

Так как Епископ является преемником Апостолов и духовным отцом своей паствы, то священные каноны поддерживают авторитет Епископа, а также и пресвитера.

55 Апостольское правило гласит: «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен. Князю бо людей своих да не речеши зла» (Деян. 23.5).

55 Апостольское правило гласит: «Аще кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковнаго».

Священные каноны воспрещают составление выговоров, направленных против иерархической власти, и, признавая греховность таких деяний, строго против них предупреждают.

Так, 18 правило Четвертого Вселенского Собора гласит: «Соумышление или составление скопищ, аки преступление совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в Церкви Божией дабы сего не было. Аще убо некие из клира или монашествующие окажутся обязующими друг друга клятвою, или строющие ковы епископам, либо своим причетникам, совсем да будут извержены из своей степени».

В то же время, Церковь требует надлежащего почтения к сану священнослужителей, даже в тех случаях, когда священнослужители виноваты в чем либо.

В Номоканоне при Великом Требнике находится 121 правило:

«Яко не достоит просту (т.е. мирянину) укорити священника, или бити, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще убо и истина суть (т.е. даже когда священник не прав). Аще же постигнет сие творити, да проклянется мирский, да отмещется из церкве, разлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет на Иудино место».

Таким образом, полнота власти в епархии принадлежит Епископу, а во всей Церкви – Собору Епископов, о чем ясно говорят Апостольское правило 37, Первого Вселенского Собора 5, Второго Вселенского Собора 6, Четвертого Вселенского Собора 19 и 28 и Шестого Вселенского Собора 8.

Священные каноны не знают соборов с мирянами. Не существует ни одного канона, который говорил бы о участии мирян в соборах.

Управление Церковью осуществляется совместно – Первоиерархом и Собором Епископов, как это указано 34 Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго из них, и признавати его яко главу, и  ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения. Творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней прилежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, и Сын и Святый Дух».

Мы хорошо знаем, что в древности, в истории Церкви были Соборы с участием клириков и мирян, которые были на Соборах в качестве представителей своих Епископов (например, папские легаты), или как богословы (например, Афанасий Великий в сане диакона на Первом Вселенском Соборе), или как представители императора, или исповедники веры Христовой (монахи на Седьмом Вселенском Соборе), но не как выборные представители своих приходов или епархий, в порядке народовластия. Только в позднейшее время избранные, а также по назначению, представители клира и мирян приглашались на Соборы, но с непременным условием сохранения последнего решающего слова за иерархией, как это было на Всероссийском Московском Соборе 1917-18 гг. и на Зарубежных Соборах в Сремских Карловцах, в 1921 и 1938 годах.

Таким образом, иерархии принадлежит каноническое право привлечения клириков и мирян к участию в Соборах и к устроению церковной жизни, но тогда, когда этого требует церковная польза.

Таково же участие мирян и в управлении епархией. Епархиальные собрания и советы являются вспомогательными органами при епископе.

В чем же состоит истинная соборность, по учению Церкви Христовой?

Очевидно, не в том, чтобы Епископы были лишены власти в Церкви и чтобы церковная власть, по принципу народовластия, была передана совместно: епископам, клиру и мирянам.

Пространный Православный Катехизис на вопрос: «Почему Церковь называется Соборною, или, что то же, Кафолическою или Вселенскою?» отвечает:

«потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе всех истинно верующих всех мест, времен и народов».

Здесь ничего не говорится о власти мирян в Церкви.

Соборность Церкви заключается в том, что Церковь составлена из всех людей, без различия их классовых или общественных принадлежностей и национальностей. Соборность состоит также в том, что чада Церкви должны быть в полном единомыслии в своих верованиях и в жизни, со своей Церковью, исповедывать все то, что Церковь проповедует от начала своего основания. Соборность Церкви состоит и в образе жизни членов Церкви, как в их взаимоотношениях между собою, связанных узами христианской любви, так и в соблюдении всего строя церковной жизни.

Если же кто из мирян станет восхищать себе власть в Церкви и ставить себя на равне с Епископами, усвояя себе функции епископской власти, то это уже будет не соборность и даже не демократизм, а самочиние, своеволие, противление воле Божией и Божиим планам, а следовательно, нарушение соборности, каковое нарушение неизбежно приводит к разрушению церкви. Повеление Христово, данное Апостолам об устроении Церкви, остается в силе до скончания века: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедал вам, и с вами есмь во вся дни, до скончания века: аминь» (Мф.28, 19-20), а также: «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя» (Лук.10.16).

Из вышеизложенного явствует, что лица, не признающие церковных правил, не должны быть и участниками в органах церковного управления.

Что же касается таких организаций, как «Общество мирян» в Калифорнии и им подобных в других местах, то они по своим стремлениям и по образу своих действий, стали на неправославный путь протестантского характера, грозящий превратиться в опасную для Церкви ересь. Посему, Архиерейский Собор поручает Епархиальным Преосвященным принять надлежащие меры для ограждения Церкви от их вредной деятельности, нарушающей мир и единство.

Русская Православная Церковь Заграницей основана на указе Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г. за № 362-м, который указывает, что в случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и т.п. окажется вне всякого общения с высшим церковным управлением, во главе со Святейшим Патриархом почему либо прекратит свою деятельность, «епархиальный Архиерей немедленно входит в сношения с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся на одинаковых условиях. В случае же невозможности установить отношения с архиереями соседних епархий, и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленную ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (епархиального собрания, совета и проч. или вновь организованных); в случаях же невозможности, составить вышеуказанные учреждения самолично и под свою ответственность».

Таким образом, Русская Православная Церковь Заграницей организована на точном основании, как священных канонов, так равно и указа Святейшего Патриарха Тихона, согласно которым, высшая власть в ней принадлежит Собору Епископов; в Епархиях – Епархиальным Архиереям, управляющим епархиями при содействии органов епархиального управления.

Архиерейский Собор высоко ценит труды, как нашего самоотверженного духовенства, в трудных условиях и при слабой материальной обезпеченности несущих свой пастырский труд, так равно и церковных деятелей, мирян, в добром и согласном сотрудничестве со своими Архипастырями и пастырями трудящихся в деле благоустроения православных приходов.

Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всю свою паству, благодаря благочестию которой осуществляется Божие делание в настоящее трудное время.

Мы с радостью свидетельствуем, что, за немногим исключением, в нашей церковной жизни осуществляется соборное начало по Символу Веры и по 64 правилу Шестого Вселенского Собора, согласно коему: «во единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову Апостола (I Кор.12.27), которое язъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: братие, чин (т.е. порядок) почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другие иным чем либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий, да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после некиих слов аще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею, почто делаешься головою, будучи ногою, почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов».

Итак, каждый из нас да совершает служение и да трудится в Церкви в том звании, в каком призвал его Господь, т.е. совершая свое спасение и созидая Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.       

Протокол №13, п. III (стр.7-10)

19 мая/1 июня 1967 г.

Метки: рпцз, соборы, определения

Печать E-mail

Комментарии   

+3 # RE: "О СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ". Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 19 мая/1 июня 1967 г.Монахиня Вера 15.09.2016 12:37
Как видно из истории Церкви, нынешние события не беспрецедентные .
+4 # RE: "О СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ".Определ ение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 19 мая/1 июня 1967 г.Интернет Собор 15.09.2016 10:29
Лев Толстой бы сказал: это диктатура! А советский десантник: здесь нет духовности, здесь только бездушные правила!

Собор Архиереев всем новым раскольникам: "лица, не признающие церковных правил, не должны быть и участниками в органах церковного управления".

Вот так!
+4 # RE: "О СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ".Определ ение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 19 мая/1 июня 1967 г.иеромонах Никандр 15.09.2016 10:48
A параллельный "первоиерарх" из Навережья скажет : " здесь не любви ! " , а "вождь руского народа" обличит - "это же папизм вашего папы нью-йоркского и его Синода !" . :-)

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.