АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Документ: Рапорт Начальника РДМ РПЦЗ архимандрита Димитрия от 17/30.11.1959 Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Анастасию

«...Желая выполнить указания Вашего Высокопреосвященства и представиться Вселенскому Патриарху, мы просили помочь нам в этом всегдашнего доброжелателя нашего о. архимандрита Феодосия.

Благодаря его заботам, нам назначали час посещения – в 8 с половиной утра, 15 ноября.

В указанное время я и Матушка Игумения Тамара*** с м. Феоктистой, прибыли на Малую Галилею и были введены в большой зал.

Там мы увидели двух Патриархов – Афинагора и Венедикта, окруженных духовными лицами, кажется спутниками Константинопольского. Сделав метания до земли обоим Святителям мы приняли их благословение. Нам указали сесть. Сел и Вселенский, а Патриарх Венедикт и все присутствовавшие удалились. Начался разговор на французком языке. Матушка Игумения Тамара переводила все слова Патриарха и мои. Патриарх спросил вначале о наших монастырях, о числе их насельников. Мы приветствовали Его Святейшество от имени Митрополита Анастасия и, так же от имени Вашего Высокопреосвященства, просили Его Святейшество удостоить наши обители Его Высокого посещения. Патриарх ответил, что любя Россию и русских он хотел-бы это сделать – посетить наши монастыри, но кажется совершенно не выполнимо такое посещение из-за тесноты программы.

Тогда мы сказали, что нам очень хотелось-бы поделится с Его Святейшеством как с Отцом, рассказать ему о наших скорбях..

Патриарх сказал: « Ваш Отец – Патриарх Иерусалима. Он и ваш Церковный Начальник. Вы должны со всем обращаться к нему».

МЫ: «Мы хотели иметь совет Вашего Святейшества...»

Я намеревался сказать дальше, как печалит нас то, что Сионская Церковь, исполняя пожелание Патриарха Алексия, отлучила нас от общения – не исследовав, не рассмотрев нашего дела, как хотим мы мира и восстановления добрых отношений с Иерусалимской Патриархией, но Вселенский, не дав высказать этого, начал:

«Вы ищете моего совета? Тогда скажу Вам откровенно: Ваша Родина – Россия. Там и Ваша Церковь. Вы должны вернуться в свою Церковь – Церковь мучеников и исповедников. Ваш законный Глава, это Патриарх Алексий, он признан нами – всеми Православными Патриархами. Он среди невероятных трудностей, хранит чистоту православной веры и проповедуют благочестие».

МЫ: «Действительно, Русская церковь это Церковь мучеников и исповедников, но не та официальная Церковь, которую возглавляет Патриарх Алексий».

Патриарх: «Какая же иная Церковь есть в России?»

МЫ: «Я до 1941 года жил в Советской России и могу свидетельствовать, что множество Епископов, клириков и миряне не признавали Митрополита Сергия, заключившего соглашение с безбожной властью».

Патриарх: «Митрополит Сергий своею мудрою деятельностью спас церковь и мы преклоняемся перед его подвигом».

МЫ: «Поверьте, Ваше Святейшество, что среди бесчисленных мучеников из духовенства и мирян, многие пострадали по обвинению в непризнании Митрополита Сергия».

Патриарх: «Когда это было? Вы говорите про 1941 год, а с тех пор миновало 16 лет. Там многое изменилось. Церковь в России сейчас пользуется свободой. Быть может не такой, как здесь, но все-же большей чем в те времена, о которых Вы говорите.Там открыты храмы, невозбранно совершается богослужение и проповедь. Открыты духовно-учебные заведения, издаются церковные книги.»

МЫ: «Все это главным образом в целях пропаганды».

Патриарх: «Нет не только пропаганды. Мы внимательно следим за тем, что там происходит и знаем лучше Вас. У нас имеются сведения и из дипломатических и других осведомленных источников. Коммунизм не вечно будет господствовать в России и Вашей стране принадлежит великое будущее. Но даже сейчас, Вы должны уяснить себе, что нельзя так строго критиковать людей, которые живут как подневольные рабы. Не Алексий, а вы вносите в Церковь политику. Не от нас это, что коммунизм охватил столько людей.. Теперь, если после посещения Айзенхауэром Москвы укрепится сосуществование с ней остальных государств... Что будете делать Вы? Как будете идти против своей Родины? Чего ждете Вы?...»

МЫ: «Милости Божией».

Патриарх: «Это хорошо, нужно искать Милости Божией, но ищите ее в Церкви. Неужели Вы допускаете, что вся Церковь, все Предстоятели автокефальных Церквей, признавшие Патриарха Алексия, ошибаются, а правы Вы?.. Нет. Я очень уважаю Митрополита Анастасия, но должен сказать, что он причиняет большое зло Церкви, поддерживая такое разделение. Куда идет он? Что делает он? Но впрочем, ведь с Митрополитом Анастасием немного русских эмигрантов..»

МЫ: «Наша Зарубежная Русская Церковь насчитывает 23 епископа и около двух миллионов верующих».

Патриарх: «Никогда. Я знаю, что с Митрополитом Анастасием в Америке только три Епископа и, кажется 28 храмов. Остальные принадлежат Митрополиту Леонтию».

Нашим заверениям, что в настоящее время только в Сев. Америке мы имеем около 100 приходов, Патриарх как будто не верил. Мы выразили пожелание изложить Святейшему в письменной форме свои убеждения – причины и основания нашего непризнания Патриарха Алексия, но Патриарх сказал, что это совершенно излишне. Он обо всем осведомлен.Он еще раз призвал нас вдуматься в свое положение и поспешить вернуться к Патриарху Алексию.
Когда мы сказали, что это невозможно для нас, Патриарх поднялся, дав понять, что аудиенция закончена.

Прощаясь, Патриарх взял за руку Матушку Тамару и всматриваясь в ее лицо сказал: «Вы племянница нашей Королевы Ольги. В Семье Вашей столько мучеников... Я понимаю Вас..».
Преподав нам благославение, Патриарх поручил передать его и всем нашим монастырям. Ушли мы от него в большой скорби.

В воскресение 16 ноября оба Патриарха и множество архиереев служили литургию в храме Воскресения, но мы не пошли туда. Слишком тяжело было нам после разговора с Патриархом Афинагором: Завтра, 18 ноября, литургия на Голгофе в присутствие Патриархов, а затем проводы Высокого Гостя, отбывающего в Египет и на Синай...... У нас такое чувство, что вновь сгущаются грозовые тучи. Все неприязненные к нам действия Патриарха Иерусалимского, как видно, нашли полное одобрение Патриарха Вселенского. Господь милостив, но мы должны быть готовы к самому худшему и страшному. Может дойти до того, что Патриарх Венедикт запретит священнослужение мне….. Да избавит от сего Господь!......Мы скорбим, Владыко Святый, и от того, что живо ощущаем какую скорбь принесут Вам, нашему дорогому Отцу, эти строки. Но верим. Не попустит Господь искушений выше сил наших. Много раз Избавлявший нас от различных напастей – и еще избавит…»

*** Игуменья Тамара (княгиня Мухранская-Багратион, урожд. княгиня Романова)

Источник

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.