РПЦЗ: Памяти схиигумении Ариадны (Мичуриной)
Ариадна (Мичурина) (1900-1996), схиигумения, настоятельница Богородице-Владимирской женской обители в Харбине, Шанхае и Сан-Франциско.
В миру Мичурина Августа Александровна, из богатого купеческого дома. Отца она лишилась в раннем детстве, а в 1917 году скончалась и ее мать. Только что вышедшая из гимназии, 8 июня 1917 года, на 40-й день после смерти матери, Августа впервые переступила порог Иоанно-Богословской обители в Чердыни и сразу попала под начало игумении Руфины, основательницы монастыря. Игумения приняла молодую послушницу во время ее большого горя, приласкала ее, и с тех пор до конца до конца жизни она оставалась верной сотрудницей матери Руфины, перенося все ее тяготы. По вступлении в монастырь новую послушницу, посвятившую себя иночеству, наряду с другими послушаниями, сразу же назначили в приют для сирот погибших на войне воинов, помощницей заведующей и воспитательницей.
После 11-месячного пребывания в монастыре послушнице Августе пришлось вынести тяжкие испытания и страдания, когда обитель подверглась гонению безбожников. Вскоре последовал арест матушки Руфины, затем ее освобождение белыми войсками. В 1919 году, в сопровождении четырех сестер, в числе которых была послушница Августа, игумения Руфина, ничего не взяв с собою кроме ручного багажа и некоторого количества муки и масла, вынуждена была срочно покинуть монастырь. Через несколько месяцев они добрались в Новониколаевск (ныне Новосибирск), где "путешествующая обитель" с помощью добрых людей приняла 150 детей в приют и ясли и получила разрешение на создание Марфо-Мариинской общины. Но это начинание не получилось, и матушка Руфина вместе с будущей матушкой Ариадной и еще одной послушницей, в вагоне, в предельной тесноте вынуждены были ехать на Дальний Восток. У сестер начался тиф, и им пришлось остаться в Чите. В феврале 1920 года матушка Руфина, одинокая и измученная, прибыла во Владивосток, а через некоторое время приехали из Читы выздоровевшие сестры. На еду зарабатывали стиркой и весь свой заработок сестры отдавали матушке. Понемногу черная работа стала отменяться более тонкими видами труда: стежкой одеял, рукоделиями. Нашлись благодетели, и было создано монастырское подворье, покровительницей которого стала Богородица Смоленская, Одигитрия. Получив участок земли близ городского кладбища с правом пользоваться кладбищенской церковью Всех скорбящих Радости, сестры привели в порядок могилы на кладбище, рукодельничали, помогали при совершении треб. Обитель постепенно становилась на ноги, но просуществовала лишь 3 года, когда пришлось бросить и ее и бежать дальше.
В начале июня 1923 года игумения с сестрами прибыли в Харбин. Материальная скудость, отсутствие денег, отсутствие дров и неприспособленность к уходу за заболевшей игуменией ставили молодых сестер в беспомощное положение. Только горячая вера в Бога и любовь к немощной и недвижимой матушке, уже почти не принимавшей пищи, давали им силу нести труд, приводивший их порою в полное изнеможение. Постепенно община стала устраиваться – число сестер стало расти, учреждена была обитель во имя Божией Матери Тихвинской, при которой была устроена маленькая церковь. В этой обители явилось чудо милости Божией, укрепившее насельниц в вере, что Владычица Сама невидимо руководит жизнью обители и духовным развитием ее насельниц. 8 сентября 1925 года в руках игумении Руфины в один момент обновился образ Божией Матери Владимирской, чему была свидетельницей и мать Ариадна, так вспоминавшая об этом событии:
«...и здесь я, недостойная, была этого свидетельницей. Старенький и невзрачный образок, висевший в алтаре, матушка Руфина, предполагая поднести одному высокопоставленному лицу, распорядилась снять и передать ей. В душе я подумала, как можно подносить такую икону, да еще знатному лицу, но будучи воспитана в иноческом строгом послушании, я не осмелилась высказать вслух этой своей мысли, и, сняв образ, передала его в руки всечестной матушки игумении. И... чудо! Невзрачную, ничего не стоящую на наш человеческий взгляд, фольговую, проржавевшую икону, невидимый Художник, сотворивший из ничего весь мир одним Своим словом, в один момент превратил в светлый, новый, сияющий благодатью образ Своей Пречистой Матери!»
«В одну из бессонных ночей я ясно слышу голос матушки Руфины: “Гутя, скорей!” И я тут же бесповоротно решила ехать в Шанхай, словно предчувствуя что-то недоброе. И действительно, если бы я задержалась на один-два дня, я не смогла бы приехать в Шанхай и не имела бы возможности присутствовать при последних днях моей дорогой руководительницы».
Она застала матушку Руфину в постели очень слабой и стала ухаживать за своей матушкой. 28 августа 1937 года игумения Руфина скончалась, завещав руководство в обители и в приюте старшей сестре - монахине Ариадне, ближайшей ее помощнице. С 16 сентября 1937 года монахиня Ариадна распоряжением архиепископа Мелетия была назначена настоятельницей Богородице-Владимирского монастыря, согласно избрания ее сестрами обители. Она знала о намерениях почившей, оставшихся неосуществленными из-за ее преждевременной кончины, знала она и о трудном положении обители. Обратившись с горячей молитвою о помощи к Небесной Покровительнице обители - Божией Матери, она спокойно приняла на себя тяжкую ношу. Учтя шанхайскую обстановку, матушка Ариадна пересмотрела планы благоустройства и развития обители согласно требованиям жизни Шанхая.
26 ноября 1938 года за труды на ниве Божией указом Заграничного Синода мать Ариадна была возведена в сан игумении по ходатайству архиепископа Мелетия. Чин возведения в сан игумении совершался в Харбине впервые и привлек в монастырский храм много молящихся. Соврешил чин архиепископ Мелетий. Закончив дела харбинской обители, мать Ариадна вернулась в Шанхай, где ей была устроена теплая и торжественная встреча.
При новой игумении снова закипела работа. В обители заработали белошвейная и прикладных искусств мастерские, открылась молочная, ставшая снабжать население Шанхая первосортными молочными продуктами по доступным ценам, несколько позднее матушкой Ариадной была открыта трикотажная фабрика. Но главные труды направлялись на благоустройство и украшение храма. Матушка игумения тратила большие средства на религиозно-просветительные работы, издавая брошюры и листы различного духовного содержания. С раннего утра и до поздней ночи матушка Ариадна находилась на ногах, не оставляя ни одного дела, ни одной работы без своего наблюдения и руководства. Она была в курсе любой мелочи, отлично зная, в каком порядке все идет и как закончится.
Особой заботой матушки Ариадны пользовались дети Ольгинского приюта, большинство которых были сиротами. Они не только жили в отличных условиях, получали хорошое образование и показывали во всем завидные успехи, так что про них иногда говорили, что это институтки, а не воспитанницы приюта. Мать Ариадна часто говорила им: «Обращайтесь к Божией Матери, как к своей маме»; «расскажи Ей свое горе, как живой, и Она милосердная, тебя услышит». В другой раз учила говорить: «Сейчас я молюсь Тебе, Пречистая Матерь, но не оставь меня тогда, когда я не смогу молиться!» Однажды написала воспитаннице: «Как мне больно было узнать, что ты ссоришься! Как ты посмотришь Владычице в глаза, когда умрешь? А ведь мы все умрем, вечно жить не будем!» Вообще учила вести себя и поступать всегда так, как бы в присутствии Самого Господа. «Если мысли нехорошие бывают, чего-либо боишься, читай про себя Иисусову молитву»; «что-то потеряла или трудности какие - читай “Верую”». Матушка Ариадна во всем приглядывала за воспитанницами, заботилась о них как мать, и воспитывала их души в вере и любви к Спасителю, Царице Небесной, ко всему святому, вкладывала в них православный дух и любовь к Святой Руси - России.
Заботы игумении Ариадны распространялись не только на насельниц обители, но и за врата монастыря. Она нередко посещала страждущих людей с необходимыми вещами и продуктами, помогала устраивать их в госпиталь. Матушка иногда брала с собой послушниц и всегда сопровождала эти посещения словами: «Ты никому не говори, где мы были!» Иногда матушка клала в «корзиночки» для этих людей вкусные лакомства, которых в приюте девочкам не хватало, и если кто-то из девочек возражал, она отвечала: «Мы живем под покровом Царицы Небесной. Она нам пошлет. А у этих людей ничего нет».
Бывшая воспитанница вспоминала как в военное время матушка вечером брала в свою келью чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и в ночной тишине было слышно, как она плакала и молилась перед иконой, прося защиты и помощи - то об угле, то о хлебе, а то - о невинно заключенных. Иногда ездили вокруг города и матушка осеняла Шанхай Владимирской иконой.
После Второй мировой войны обитель вновь переместилась на новое место – в Сан-Франциско, США, где с 1942 существовало монастырское подворье. 4 ноября 1948 года матушка Ариадна выехала из Шанхая в Сан-Франциско, сопровождая чудотворный образ Божией Матери Владимирской и другие святыни обители, а затем стали группами переезжать сестры обители. В Сан-Франциско матушка Ариадна продолжала идти по стопам древних русских монастырей, молитвенно занявшись большой созидательной работой.
При вновь устроенном в монастыре, одной из первых православных обителей в Америке, были устроены типография «Луч», свечной завод, приходская школа имени святителя Стефана Пермского. Матушка Ариадна опубликовала несколько работ, посвященных своей наставнице игумении Руфине, издавала сборники «Светоч Любви». По приезде в Сан-Франциско матушка Ариадна приняла большое участие в выписке русских эмигрантов из Шанхая, приехавших в США через Тубабао, Филиппины, а позднее и из Европы. В 1950-х годах произошел большой наплыв эмигрантов-русских, и обитель оказывала им большую моральную, а нередко и материальную поддержку, чаще всего совершаемую безымянно. 11 мая 1952 года, по инициативе игумении Ариадны и с благословения митрополита Анастасия и Сан-Францисского владыки Тихона, было открыто при обители «Братство ревнителей Православия» во имя святой равноапостольной Нины, для укрепления веры православной и помощи нуждающимся православным людям. Как о своих родных детях заботилась матушка Ариадна и о своих бывших воспитанницах после того, как вырастила и воспитала их. Ее любовь и щедрость к ним продолжалась и в Америке, она часто навещала их не с пустыми руками.
В свое время слезное увещевание игумении Ариадны хранить полноту предания Православной Церкви и не выбирать для себя что "важно", а что без чего "можно обойтись", утвердило недавно обратившегося в Православие Евгения Роуза, будущего отца Серафима. Как он писал, ему впоследствии встречалось много людей с учеными степенями по Православному богословию, но ни в ком из них он "не чувствовал той власти простой игумении которая обратилась к его сердцу." Не смотря на их ученость, они "не сообщали ощущения или вкуса Православия так как это делала простая, богословски неученая игумения".
Игумения управляла общиной твердой рукой и порой казалась суровой, но многие кто знал ее, говорили о ней как о светоче веры и любви. Строгая жизнь монастыря и его расположение в неблагополучном квартале Сан-Франциско, Mission District, приводили в него лишь немногих новых послушниц, и община умалилась. При этом мать Ариадна сумела сохранить монашескую традицию и передать ее следующему поколению.
В 1990 году архиепископ Антоний Сан-Францисский и Западно-Американский совершил постриг матушки Ариадны в великую схиму.
С 1991 года начался последний предсмертный подвиг матушки Ариадны – подвиг терпения многолетней мучительной болезни. У нее была парализована правая сторона тела, и она лишилась дара речи. Сильно заболела она 1993 году, так что врачи были уверены, что она уже умирает, и были удивлены, не находя объяснений, когда ее здоровье стало улучшаться. В последующие годы матушка Ариадна лежала, окруженная сестрами, ухаживающими за ней с преданностью и любовью. 17 июня 1996 года у нее случился сердечный припадок, она перестала есть и пить. Архиепископ Антоний успел приехать и прочитать канон на исход души, во вторник матушка причастилась в последний раз Святых Христовых Таин. До конца она слышала и понимала все. Схи-игумения Ариадна (Мичурина) тихо скончалась в среду 19 июня 1996 года в 12 часов дня. Торжественное отпевание и похороны по монашескому чину возглавил владыка Антоний с владыкой Сеаттлийским Кириллом в сослужении с монастырским, соборным и епархиальным духовенством при диаконах и прислужниках, в полном храме. Уличное движение в районе монастыря было приостановлено и кавалькада полицейских на мотоциклах очищала путь и сопровождала длинную похоронную процессию до самого кладбища с Сан-Франциско.
Архив схиигумении Ариадны, содержащий материалы преимущественно по истории обители, хранится в Музее русской культуры в Сан-Франциско, а микрофильмы документов - в читальном зале Гуверовского архива.