Вѣрую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Въ Символѣ Вѣры указанныя свойства истинной Церкви «нераздѣльны и несліянны», каждое изъ нихъ является самодовлѣющимъ.
Апостоличность — указываетъ на ея историческую основу: будучи основана Христомъ-Богочеловѣкомъ, Церковь насаждалась и укрѣплялась Апостолами.
Единая — это единство всѣхъ въ существѣ. «Умоляю васъ поступать достойно званію — пишетъ ап. Павелъ ефесянамъ — стараясь сохранить единство духа въ союзѣ мира. Одно тѣло и одинъ духъ, какъ вы и призваны къ одной надеждѣ вашего званія» (гл. 4-я, ст. 1-4). Апостолъ указываетъ и вершину этого единенія: «Доколѣ всеѣ придемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенннаго, въ мѣру полнаго возраста Христова» (ст. 13).
Святая Церковь. Единство церковное достигается святостью Церкви. Достигается постепеннымъ возрастаніемъ въ праведности: «воля Божія есть освященіе ваше» — говоритъ ап. Павелъ.
Соборная. Члены Церкви — Тѣла Христова, какъ разумно-свободныя существа, постепѣнно поднимаясь до единства и святости церковной, должны сознательно и твердо стоять и утверждаться въ особомъ свойствѣ Церкви, это свойство есть соборность .
Соборность не есть высшая форма управленія Церкви. Соборность выражается въ преемственномъ и единодушномъ храненіи Духомъ Святымъ, чрезъ Апостоловъ, данной Церкви Божественной и спасительной Истины, полной благодатной жизни, которая Христомъ предназначена лечь въ основу Церкви, распространиться въ мірѣ и соединить черезъ себя міръ во Христѣ.
Соборность это — единство внутренней жини Церкви. Первый христіанскій писатель (св.Игнатій Бого-носецъ), употребившій терминъ «соборный» — «католикосъ», примѣнилъ его какъ выражающiй духовную природу Церкви, гдѣ Христосъ, епископатъ и вѣрующіе составляютъ одно цѣлое. «Всѣ послѣдуйте епископу, какъ Іисусъ Христосъ — Отцу, а пресвитерству — какъ апостоламъ. Діаконовъ почитайте, какъ заповѣдь Божію. Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося къ Церкви... Гдѣ будетъ епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, также, гдѣ Іисусъ Христосъ, тамъ и каѳолическая Церковь».
Соборность исключаетъ, въ нѣдрахъ Церкви, раздѣленія и самочинія. Единство внутренней жизни Церкви (т. е. соборность) не есть свойственная мірскимъ организацiямъ, солидарность въ мысляхъ и дѣйствіяхъ; это единство благодатное и исходитъ оно изъ таинственнаго союза Христа съ Церковью. Каѳоличность-соборность въ живомъ, дѣйственномъ единеніи Іисуса Христа, епископата и вѣрующихъ. «Гдѣ будетъ епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, также, какъ, гдѣ Іисусъ Христосъ, тамъ и каѳолическая Церковь», говоритъ св. Игнатій Богоносецъ.
Незадачливые защитники соборности Церкви грѣшатъ не по злой волѣ, а по незнанію. Они упускаютъ изъ виду (или просто не знаютъ), что слово «соборный», соотвѣтствующее греческому слову «каѳоликосъ», является производнымъ словомъ отъ «каѳолу» (въ цѣломъ, вообще) и выражаетъ мысль о чемъ-либо всеобщемъ въ противоположность частному. «По прямому переводу» — говоритъ протопр. Михаилъ Помазанскій, — «слово это обозначаетъ высшую степень всеобъемлемости, цѣлостности, полноты». Соборность Церкви находитъ свое выраженіе въ единствѣ жизни, въ единствѣ цѣли, призванія и въ единствѣ пути двухъ областей, двухъ формъ бытія небесно-земного организма Церкви.
Современные поборники переносятъ понятіе этого слова преимущественно на внѣшнюю сторону жизни Церкви, на сторону административную. Да, Христомъ Спасителемъ и Апостолами, а затѣмъ и св. Отцами, даны и установлены нормы, даны законы, указанъ порядокъ управленія Церковью. Но все это дано для огражденія от внѣ благодатной жизни земной области Церкви, для освященія чрезъ Таинства Ея членовъ, для ихъ духовнаго окормленія и руководства. И тутъ-то необходимо подчеркнуть, что Церковь Христова была соборной и до созыва Апостольскаго Собора, Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ; соборность является изначальнымъ и основнымъ свойствомъ Церкви: не отдѣльнымъ лицамъ, а соборному единству открылъ Господь волю Пославшаго Его, далъ Свое ученіе, далъ великую силу благодати. Соборность является органомъ Духа Святаго. И не потому ли слышимъ мы изъ устъ св. Кипріана Карѳагенскаго: «Церковь заключается въ Епископѣ, клирѣ и всѣхъ стоящихъ въ вѣрѣ», — «Епископъ въ Церкви, и Церковь въ Епископѣ, и кто не съ Епископомъ, тотъ и не въ Церкви», и еще: «Съ самого начала епископства моего я положилъ за правило ничего не дѣлать по одному моему усмотрѣнію, безъ совѣта вашего и безъ согласія народа».
Соборность, это неотъемлемое свойство Истинной Церкви, находитъ, конечно, свое отраженіе и во внѣшней области жизни Церкви, въ органахъ Ея управленія. Церковь — говоритъ ап. Павелъ — «единое Тѣло во Христѣ», въ которомъ мы «порознь одинъ для другого члены» и «Богъ расположитъ члены въ составѣ Тѣла, какъ Ему угодно было». Гдѣ сохраняется подлинная соборность, т.е. гдѣ сохраняется единство внутренней жизни Церкви во Христѣ, гдѣ не нарушено единеніе всѣхъ , Тѣло Христово, то есть, Христову Церковь на землѣ представляющихъ, тамъ исключается опасность преднамѣреннаго, по признаку кружковой или групповой солидарности, а не по признаку единомыслія съ Церковью, подбора лицъ для участія въ административныхъ органахъ Церкви.
Соборность это — единство внутренней жизни Церкви.
Трезвыя мысли по вопросу о соборности высказываетъ нашъ русскій философъ Н.О.Лосскій; онъ говоритъ: «Дѣятели, изначала проявившіе Любовь къ Богу большую, чѣмъ къ себѣ, и любовь ко всѣмъ тварямъ, равную любви къ себѣ, суть отъ вѣка сыны Царствія Божія. Они отъ вѣка обожены по благодати и дѣятельно участвуютъ въ полнотѣ Божественнаго бытія: въ самомъ дѣлѣ, они не только созерцаютъ Бога во всей славѣ Его, но еще и осуществляютъ соборную творческую дѣятельность, единодушно сочетая свои силы другъ съ другомъ въ единенiи съ силой Божіей; о нихъ можно сказать, что они въ отношеніи другъ ко другу единосущны... Дѣятели (же), обнаруживающіе недостаточную Любовь къ Богу и тварямъ Его, эгоистически преувеличивающіе свою цѣнность, образуютъ упадочное, несовершенное царство нашего психоматеріальнаго бытія. Своимъ эгоизмомъ они обособляютъ себя въ большей или меньшей степени отъ Бога... Соборное творчество для нихъ невозможно».
Объ авторе: Родился 4/17 августа в г. Брест-Литовск в семье священника. Сын протоиерея Константина Зноско и брат протоиерея Алексия Зноско. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Окончил гимназию в Брест-Литовске и поступил на богословский факультет Варшавского университета. Впоследствие перешел на богословский факультет Белградского университета (личный стипендант патриарха Варнавы), который окончил в 1934 г. После окончания университета вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены, был удостоен ученой степени магистра богословия. Вступил в брак с Александрой Семеновой Цибрук (сконч. 1989; похоронена на кладбище Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (США)), дочерью протоиерея г. Бельска. Диакон (1935). Священник (1936). Служил в Успенском приходе с. Омеленец в Белоруссии (1936-1938) и в Свято-Николаевском храме в г. Брест-Литовск (1938-1944). С 1944 по 1948 гг. в Германии и Австрии (лагерь Менхегоф). С 1948 по 1959 гг. настоятель храма Успения Божией Матери в г. Касабланка (Марокко) и и церкви в честь Пресвятой Троицы в г. Бурназель (Марокко). Окормлял также церковь Державной иконы Божией Матери в г. Марракеш (Марокко) и церковные общины в гг. Агадир, Сафи, Афу-рер-Бени-Меляль, Фки-бен-Сала и Сетат (Марокко). Администратор русских православных общин Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Северной Африке. Митрофорный протоиерей (1954). В 1959 г. переехал в США. Настоятель Свято-Серафимовского храма в г. Си-Клифф на Лонг-Айленде (шт. Нью-Йорк, США) (1959-2002). В 1991 г. упомянут в сане протопресвитера. Многие годы безвозмездно преподавал апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой духовной семинарии в г. Джорданвилль (США) и во время болезни болезни архиепископа Аверкия (Таушева) исполнял обязанности проректора семинарии. После кончины в 1989 г. супруги (матушки) принял монашество и был хиротонисан во епископа Бостонского, викария Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ (1990 (по другим данным, в 1992 г.)). Скончался 15 февраля в пригороде Бостона (США). Похоронен на кладбище Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
Святая Церковь. Единство церковное достигается святостью Церкви. Достигается постепеннымъ возрастаніемъ въ праведности: «воля Божія есть освященіе ваше» — говоритъ ап. Павелъ.
Соборная. Члены Церкви — Тѣла Христова, какъ разумно-свободныя существа, постепѣнно поднимаясь до единства и святости церковной, должны сознательно и твердо стоять и утверждаться въ особомъ свойствѣ Церкви, это свойство есть соборность .
Соборность не есть высшая форма управленія Церкви. Соборность выражается въ преемственномъ и единодушномъ храненіи Духомъ Святымъ, чрезъ Апостоловъ, данной Церкви Божественной и спасительной Истины, полной благодатной жизни, которая Христомъ предназначена лечь въ основу Церкви, распространиться въ мірѣ и соединить черезъ себя міръ во Христѣ.
Соборность это — единство внутренней жини Церкви. Первый христіанскій писатель (св.Игнатій Бого-носецъ), употребившій терминъ «соборный» — «католикосъ», примѣнилъ его какъ выражающiй духовную природу Церкви, гдѣ Христосъ, епископатъ и вѣрующіе составляютъ одно цѣлое. «Всѣ послѣдуйте епископу, какъ Іисусъ Христосъ — Отцу, а пресвитерству — какъ апостоламъ. Діаконовъ почитайте, какъ заповѣдь Божію. Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося къ Церкви... Гдѣ будетъ епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, также, гдѣ Іисусъ Христосъ, тамъ и каѳолическая Церковь».
Соборность исключаетъ, въ нѣдрахъ Церкви, раздѣленія и самочинія. Единство внутренней жизни Церкви (т. е. соборность) не есть свойственная мірскимъ организацiямъ, солидарность въ мысляхъ и дѣйствіяхъ; это единство благодатное и исходитъ оно изъ таинственнаго союза Христа съ Церковью. Каѳоличность-соборность въ живомъ, дѣйственномъ единеніи Іисуса Христа, епископата и вѣрующихъ. «Гдѣ будетъ епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, также, какъ, гдѣ Іисусъ Христосъ, тамъ и каѳолическая Церковь», говоритъ св. Игнатій Богоносецъ.
Незадачливые защитники соборности Церкви грѣшатъ не по злой волѣ, а по незнанію. Они упускаютъ изъ виду (или просто не знаютъ), что слово «соборный», соотвѣтствующее греческому слову «каѳоликосъ», является производнымъ словомъ отъ «каѳолу» (въ цѣломъ, вообще) и выражаетъ мысль о чемъ-либо всеобщемъ въ противоположность частному. «По прямому переводу» — говоритъ протопр. Михаилъ Помазанскій, — «слово это обозначаетъ высшую степень всеобъемлемости, цѣлостности, полноты». Соборность Церкви находитъ свое выраженіе въ единствѣ жизни, въ единствѣ цѣли, призванія и въ единствѣ пути двухъ областей, двухъ формъ бытія небесно-земного организма Церкви.
Современные поборники переносятъ понятіе этого слова преимущественно на внѣшнюю сторону жизни Церкви, на сторону административную. Да, Христомъ Спасителемъ и Апостолами, а затѣмъ и св. Отцами, даны и установлены нормы, даны законы, указанъ порядокъ управленія Церковью. Но все это дано для огражденія от внѣ благодатной жизни земной области Церкви, для освященія чрезъ Таинства Ея членовъ, для ихъ духовнаго окормленія и руководства. И тутъ-то необходимо подчеркнуть, что Церковь Христова была соборной и до созыва Апостольскаго Собора, Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ; соборность является изначальнымъ и основнымъ свойствомъ Церкви: не отдѣльнымъ лицамъ, а соборному единству открылъ Господь волю Пославшаго Его, далъ Свое ученіе, далъ великую силу благодати. Соборность является органомъ Духа Святаго. И не потому ли слышимъ мы изъ устъ св. Кипріана Карѳагенскаго: «Церковь заключается въ Епископѣ, клирѣ и всѣхъ стоящихъ въ вѣрѣ», — «Епископъ въ Церкви, и Церковь въ Епископѣ, и кто не съ Епископомъ, тотъ и не въ Церкви», и еще: «Съ самого начала епископства моего я положилъ за правило ничего не дѣлать по одному моему усмотрѣнію, безъ совѣта вашего и безъ согласія народа».
Соборность, это неотъемлемое свойство Истинной Церкви, находитъ, конечно, свое отраженіе и во внѣшней области жизни Церкви, въ органахъ Ея управленія. Церковь — говоритъ ап. Павелъ — «единое Тѣло во Христѣ», въ которомъ мы «порознь одинъ для другого члены» и «Богъ расположитъ члены въ составѣ Тѣла, какъ Ему угодно было». Гдѣ сохраняется подлинная соборность, т.е. гдѣ сохраняется единство внутренней жизни Церкви во Христѣ, гдѣ не нарушено единеніе всѣхъ , Тѣло Христово, то есть, Христову Церковь на землѣ представляющихъ, тамъ исключается опасность преднамѣреннаго, по признаку кружковой или групповой солидарности, а не по признаку единомыслія съ Церковью, подбора лицъ для участія въ административныхъ органахъ Церкви.
Соборность это — единство внутренней жизни Церкви.
Трезвыя мысли по вопросу о соборности высказываетъ нашъ русскій философъ Н.О.Лосскій; онъ говоритъ: «Дѣятели, изначала проявившіе Любовь къ Богу большую, чѣмъ къ себѣ, и любовь ко всѣмъ тварямъ, равную любви къ себѣ, суть отъ вѣка сыны Царствія Божія. Они отъ вѣка обожены по благодати и дѣятельно участвуютъ въ полнотѣ Божественнаго бытія: въ самомъ дѣлѣ, они не только созерцаютъ Бога во всей славѣ Его, но еще и осуществляютъ соборную творческую дѣятельность, единодушно сочетая свои силы другъ съ другомъ въ единенiи съ силой Божіей; о нихъ можно сказать, что они въ отношеніи другъ ко другу единосущны... Дѣятели (же), обнаруживающіе недостаточную Любовь къ Богу и тварямъ Его, эгоистически преувеличивающіе свою цѣнность, образуютъ упадочное, несовершенное царство нашего психоматеріальнаго бытія. Своимъ эгоизмомъ они обособляютъ себя въ большей или меньшей степени отъ Бога... Соборное творчество для нихъ невозможно».
Протоіерей Митрофанъ Зноско-Боровскій.
Объ авторе: Родился 4/17 августа в г. Брест-Литовск в семье священника. Сын протоиерея Константина Зноско и брат протоиерея Алексия Зноско. После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Окончил гимназию в Брест-Литовске и поступил на богословский факультет Варшавского университета. Впоследствие перешел на богословский факультет Белградского университета (личный стипендант патриарха Варнавы), который окончил в 1934 г. После окончания университета вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены, был удостоен ученой степени магистра богословия. Вступил в брак с Александрой Семеновой Цибрук (сконч. 1989; похоронена на кладбище Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (США)), дочерью протоиерея г. Бельска. Диакон (1935). Священник (1936). Служил в Успенском приходе с. Омеленец в Белоруссии (1936-1938) и в Свято-Николаевском храме в г. Брест-Литовск (1938-1944). С 1944 по 1948 гг. в Германии и Австрии (лагерь Менхегоф). С 1948 по 1959 гг. настоятель храма Успения Божией Матери в г. Касабланка (Марокко) и и церкви в честь Пресвятой Троицы в г. Бурназель (Марокко). Окормлял также церковь Державной иконы Божией Матери в г. Марракеш (Марокко) и церковные общины в гг. Агадир, Сафи, Афу-рер-Бени-Меляль, Фки-бен-Сала и Сетат (Марокко). Администратор русских православных общин Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Северной Африке. Митрофорный протоиерей (1954). В 1959 г. переехал в США. Настоятель Свято-Серафимовского храма в г. Си-Клифф на Лонг-Айленде (шт. Нью-Йорк, США) (1959-2002). В 1991 г. упомянут в сане протопресвитера. Многие годы безвозмездно преподавал апологетику и сравнительное богословие в Свято-Троицкой духовной семинарии в г. Джорданвилль (США) и во время болезни болезни архиепископа Аверкия (Таушева) исполнял обязанности проректора семинарии. После кончины в 1989 г. супруги (матушки) принял монашество и был хиротонисан во епископа Бостонского, викария Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии РПЦЗ (1990 (по другим данным, в 1992 г.)). Скончался 15 февраля в пригороде Бостона (США). Похоронен на кладбище Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи