АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Впервые опубликованные письма о. Серафима (Роуза). 1970-71 гг.

Письма о. Серафима (Роуза)

(1971 год)
 

12 /25 марта 1971 г., преподобнаго Ѳеофана Исповѣдника.

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Лавръ!
Благословите насъ, Владыка! Эвлогите!

Спѣшимъ извѣстить Васъ объ исключительно серьезной ситуаціи, которая сложилась вокругъ насъ и которая угрожаетъ всему будущему миссіонерской работы, которую мы проводимъ уже семь лѣтъ. Мы просимъ Васъ о помощи и совѣтѣ. Пишемъ на англійскомъ языкѣ, поскольку это языкъ нашихъ публикацій и нашего повседневнаго общенія и поскольку мы трудимся ради англо-говорящихъ людей, прежде всего, американцевъ, которые составляютъ большинство изъ нашихъ 1500 подписчиковъ.

Прежде всего, намъ слѣдуетъ сообщить Вамъ, что трудимся мы изо всѣхъ силъ, ведя монашескую жизнь и радуясь о великой милости Господней, даровавшему намъ облачиться во ангельскій образъ. Искушенія, которыя выпали на нашу долю съ тѣхъ поръ, какъ мы приняли монашескій постригъ, мы понимаемъ и принимаемъ какъ часть труднаго и узкаго крестнаго пути Христова, который мы выбрали сами, и ни на мгновеніе не пожалѣли о томъ, что приняли постриженіе.

Пожалуйста, прочтите нижеслѣдующее не какъ какую-нибудь «жалобу», поскольку мы не протестуемъ противъ какого-либо единичнаго дѣйствія и намъ не грозитъ немедленная бѣда, а скорѣе какъ принципіальное заявленіе, касающееся сущности нашего существованія въ видѣ организаціи внутри Русской Зарубежной Церкви. Однако мы должны съ самаго начала сказать Вамъ, что нашъ архіепископъ Антоній не понимаетъ этотъ принципъ и въ дѣйствительности пытается замѣнить его собственными планами, и черезъ очень короткое время, если мы не будемъ очень поспѣшно дѣйствовать, его непониманіе приведетъ къ кризису, который можетъ покончить съ «Православнымъ Словомъ» и съ нашимъ трудомъ во имя преподобнаго Германа. Самъ Сѵнодъ призналъ цѣнность нашей миссіонерской работы, и мы поэтому тѣмъ сильнѣе увѣрены, что для сохраненія этой работы намъ должно дѣйствовать рѣшительно, даже если это навлечетъ гнѣвъ (который, по нашему убѣжденію, былъ бы совершенно неоправданнымъ) нашего Архіепископа.

Уже передъ нашимъ постригомъ у насъ былъ случай предположить, что у владыки Антонія начинаютъ зарождаться насчетъ насъ какіе-то нереальныя идеи, и мы послали Вамъ копію нашего письма ему, въ которомъ пытались внушить ему болѣе реалистичное представленіе о насъ. Онъ отвѣтилъ на это письмомъ, въ которомъ говорилъ, что полностью насъ понимаетъ и полностью съ нами согласенъ и не будетъ къ намъ примѣнять никакого «епископскаго принужденія». Мы полностью довѣряли владыкѣ Антонію и подумали, что онъ насъ дѣйствительно понялъ. Мы пояснили ему, что какой бы у насъ ни былъ оффиціальный статусъ («монастырь» или нѣтъ), мы можемъ дѣйствовать только будучи совершенно независимыми отъ мѣстнаго епархіальнаго владыки, какъ наши монастыри въ Джорданвилле и Бостонѣ, и онъ съ готовностью согласился съ нами, сообщивъ намъ, что одинъ изъ насъ долженъ бы стать главой. Мы сообщили ему, что готовимъ свой Уставъ и представимъ его ему къ празднику преподобнаго Германа въ декабрѣ, на что онъ тоже согласился. Сейчасъ мы понимаемъ, что для того, чтобы получить необходимый намъ статусъ, намъ слѣдовало обратиться прямо въ Сѵнодъ, вмѣсто того чтобы позволять своему мѣстному епископу стать нашимъ посредникомъ, но у насъ было такое довѣріе къ владыкѣ Антонію, что, даже хотя мы не знали всего, что онъ дѣлалъ и говорилъ въ Сѵнодѣ, мы даже не подозрѣвали, что позднѣе могутъ возникнуть какіе-либо недоразумѣнія.

Въ день нашего пострига, 14/27 октября, мы впервые услышали, что Сѵнодъ благословилъ открытіе пустыни преподобнаго Германа Аляскинскаго, что мы восприняли съ радостью, а также что владыка Антоній былъ назначенъ настоятелемъ («на данный періодъ»), что насъ очень разстроило. Но мы все еще не поняли, что происходитъ, и ждали Указа Сѵнода, чтобы посмотрѣть, что точно въ немъ говорится. Въ теченіе слѣдующихъ двухъ мѣсяцевъ мы были крайне заняты посвященнымъ канонизаціи номеромъ «Православнаго Слова», трудностями, вызванными плохой погодой и т.д. и не выяснили нечего болѣе опредѣленнаго до Рождества, когда поѣхали въ Санъ-Франциско. Въ концѣ декабря въ первый разъ увидѣли Указъ Сѵнода, а потомъ, на Рождество, были подвергнуты владыкой Антоніемъ ужасной «инквизиціи», которая длилась нѣсколько часовъ, во время которой, когда мы пытались прояснить свою позицію, онъ просто угрожалъ намъ своей властью, какъ «глава» нашего монастыря (вплоть до просмотра нашей повседневной корреспонденціи), повторяя намъ, что о независимости, или ставропигіальномъ статусѣ для насъ, «вопроса не стоитъ» и что мы не имѣемъ права писать Уставъ для нашего монастыря, а онъ намъ самъ его дастъ. Если же мы со всѣмъ этимъ не согласны, говорилъ онъ намъ, то мы проявимъ «самоволіе» и «непослушаніе». Послѣ этого мы были совершенно сломлены и разбиты и не знали, что дѣлать. Нѣсколько ночей мы не могли спать и подумывали о томъ, чтобы написать Вамъ и нѣкоторымъ нашимъ друзьямъ изъ духовенства, но были въ такомъ шокѣ, что просто не знали, что писать, и боялись, что наше письмо окажется еще одной «жалобой», которыхъ у Васъ и такъ, навѣрно, слишкомъ много. Къ тому же мы просто не могли повѣрить въ случившееся и ждали какого-нибудь письменнаго документа отъ владыки Антонія, чего-то опредѣленнаго, на основѣ чего можно дѣйствовать. Мы очень рады, что подождали, прежде чѣмъ написать Вамъ, потому что сейчасъ у насъ есть письменный документъ, на которомъ мы можемъ основываться, и за 2,5 мѣсяца, которые прошли послѣ нашей послѣдней встрѣчи съ владыкой Антоніемъ, нашъ шокъ прошелъ, и мы можемъ думать и дѣйствовать спокойно и ясно, безъ смятенія въ душѣ и безъ злого чувства по отношенію къ владыкѣ Антонію. Несмотря ни на что, мы его очень любимъ и уважаемъ, особенно за то, что онъ сдѣлалъ для канонизаціи нашего покровителя преподобнаго Германа, у насъ нѣтъ никакого намѣренія подвергать сомнѣнію его законную церковную власть, и съ величайшей скорбью и тяжестью на душѣ мы сейчасъ собираемся предпринять эти шаги, которые обезпечатъ намъ независимость отъ него. Однако это обязательство, которое мы должны выполнить, не только передъ нашимъ трудомъ, но и передъ владыкой Антоніемъ, такъ какъ передъ Господомъ онъ не можетъ взять на себя отвѣтственность за дѣятельность, въ которой онъ не разбирается, на языкѣ, который ему не знакомъ.

Въ письмо вложена копія Указа владыки Антонія отъ 25 февраля/10 марта, который мы получили на прошлой недѣлѣ и который проясняетъ, что, по его мнѣнію, онъ сдѣлалъ: онъ открылъ епархіальный монастырь во главѣ съ самимъ собой, и мы у него въ абсолютномъ подчиненіи.

Дорогой Владыка, Вы знаете насъ какъ вѣрныхъ сыновъ Русской Зарубежной Церкви, во всемъ послушныхъ законной церковной власти, ни въ малѣйшей степени не склонныхъ къ «бунту» какого-бы то ни было рода, и знаете, что въ «Православномъ Словѣ» мы защищаемъ Сѵнодъ и всѣхъ его епископовъ съ такой твердостью и преданностью, что не будетъ преувеличеніемъ сказать, что многіе наши читатели относятся къ епископамъ Сѵнода съ величайшимъ уваженіемъ какъ къ дѣйствительно единственнымъ столпамъ Православія и истиннымъ епископамъ современности. Далѣе, мы должны сообщить Вамъ, что до сихъ поръ владыка Антоній и не давалъ намъ никакого особаго «послушанія», противъ котораго мы протестуемъ, потому, повторяемъ, это не письмо съ «жалобой», и самъ владыка Антоній не могъ привести Вамъ ни единаго случая, гдѣ бы мы проявили непослушаніе по отношенію къ нему.

Поэтому вопросъ намного шире: вся организація «Пустынь преподобнаго Германа Аляскинскаго» была придумана абсолютно безъ насъ, единственныхъ ея членовъ, и сейчасъ, когда мы видимъ, что планируется, мы должны рѣшительно заявить, что Указъ владыки Антонія объ основаніи епархіальнаго монастыря съ самимъ собой во главѣ его для насъ непріемлемъ, и мы его не принимаемъ. Мы не только въ принципѣ должны противостоять епархіальному монастырю, который не можетъ сохранять независимость, абсолютно необходимую для такой работы, какъ наша, но мы, къ величайшему нашему сожалѣнію, обнаружили, что самому владыкѣ Антонію какъ человѣку мы не можемъ довѣрять и не довѣряемъ. Онъ жестоко обманулъ насъ, о чемъ, возможно, самъ даже не догадывается, ибо, какъ мы сейчасъ подозрѣваемъ, онъ никогда даже и не слушалъ то, что мы ему говорили, а всегда держалъ въ умѣ свой собственный, совершенно отличный отъ нашего, планъ созданія своего собственнаго монастыря, а сейчасъ пытается заставить насъ ради послушанія принять то, что онъ совершилъ обманомъ.

Но такое «послушаніе» (ради мірского совершенія) духовно незаконно, что совершенно очевидно. Мы – ученики владыки Іоанна, который съ самаго начала благословилъ и вдохновлялъ нашу работу и, мы твердо въ это вѣримъ, духовно и сейчасъ съ нами; въ дѣйствительности, это его благословенію мы приписываемъ совершенно всѣ успѣхи, которыхъ мы до сихъ поръ добились. Отъ него мы научились тому, что духъ превыше всѣхъ каноновъ, церковной дисциплины и т.д. Происходитъ что-то ужасно неправильное, если изъ-за послушанія, преданности буквѣ закона или чего-то другого, что само по себѣ неплохо, духъ человѣка сокрушенъ и подавленъ. Владыка Антоній уже объявилъ насъ склонными къ «непослушанію» и «самоволію», и, признавая себя во всемъ грѣшными, мы можемъ только сказать, что въ данномъ случаѣ эти обвиненія не соотвѣтствуютъ дѣйствительности. Чтобы такая добродѣтель какъ послушаніе имѣла смыслъ, она должна существовать въ опредѣленномъ окруженіи, въ общей задачѣ, въ плодотворной работѣ. Такимъ окруженіемъ могъ бы быть, напримѣръ, монастырь со старцемъ, отвѣтственнымъ за души всѣхъ, кто въ немъ подвизается (такой, какъ монастырь отца Пантелеимона въ Бостонѣ), или оффиціально дѣйствующій монастырь, такой какъ Джорданвилль; въ нашемъ случаѣ такое окруженіе – это «Православное Слово» и нашъ миссіонерскій трудъ по печатанію, который мы уже въ теченіе семи лѣтъ осуществляемъ съ большимъ напряженіемъ и жертвами, во всемъ будучи послушными Церкви и другъ другу, такъ что никогда ни одинъ изъ насъ не осуществлялъ «свою волю», а мы подчинялись, скорѣе, другъ другу и тому общему дѣлу, которое объединило насъ. Безъ этого мы бы никогда не выжили; но съ этимъ и съ благословеніемъ владыки Іоанна мы прожили уже такъ долго, и сейчасъ, кажется, Церковь призываетъ насъ расширить нашу работу и приносить еще больше пользы.

Но сейчасъ владыка Антоній, не зная нашей работы (онъ не читаетъ «Православное Слово» и почти ничего не знаетъ объ американской миссіи), пытается навязать намъ свою «работу» – «монастырь», которымъ онъ будетъ управлять изъ Санъ-Франциско и въ которомъ однимъ изъ «послушаній» въ настоящее время оказывается печатаніе «Православнаго Слова». Но поскольку онъ не знаетъ насъ или нашу работу, всѣ его планы и указы основываются на чисто внѣшнихъ впечатлѣніяхъ – на томъ, какую роль мы могли бы, похоже, сыграть въ его епархіи или (онъ при насъ однажды употребилъ именно эти слова) на томъ, «что подумаютъ въ Сѵнодѣ?» Прямо Вамъ говоримъ, Владыка: «Это несерьезно, съ его стороны это какая-то игра, навязанная намъ черезъ то самое «епископское принужденіе», которое онъ обѣщалъ никогда по отношенію къ намъ не употреблять, а въ результатѣ это вредитъ нашей работѣ, вселяетъ въ насъ такое чувство безпокойства, внутренней опустошенности, что, если позволить этому продолжаться, то наша миссіонерская работа будетъ совершенно погублена, и уничтожены будутъ та искра, тотъ духъ, которые дало намъ Святое Православіе и которые владыка Іоаннъ сумѣлъ разжечь въ пламя желанія служить Святой Церкви. Возможно, это пламя въ насъ не очень сильное, но оно существуетъ, и вполнѣ возможно, что оно будетъ загашено.

Въ наши намѣренія не входитъ начинать борьбу или заставлять кого-то вѣрить намъ, а не владыкѣ Антонію, поскольку у него несомнѣнно будетъ совершенно другая версія или интерпретація того, что произошло съ нами. Мы только можемъ пояснить, что что бы ни случилось въ прошломъ, въ будущемъ мы никакъ не будемъ связаны съ владыкой Антоніемъ: онъ никакъ не можетъ принадлежать къ нашему монастырю (если Сѵнодъ утвердитъ насъ въ качествѣ монастыря), и нашъ монастырь не можетъ быть епархіальнымъ институтомъ. Если монастырь открылъ владыка Антоній, то мы не его часть. Мы обѣщали ему послушаніе, съ Божіей помощью, и въ сознаніи своемъ мы не можемъ повѣрить, что Господь поможетъ намъ нарушить благословеніе владыки Іоанна и то начало служенія Святой Церкви, которое мы начали съ его благословенія. Несомнѣнно, владыка Антоній думаетъ, что мы неопытные и что онъ долженъ «держать насъ въ рукахъ» и «что-то изъ насъ сдѣлать» ради процвѣтанія этого монастыря. У насъ есть свои собственные кандидаты, которые могутъ въ будущемъ къ намъ присоединиться, но если во главѣ насъ встанетъ владыка Антоній, мы должны имъ сказать, чтобы они воздержались отъ этого или шли въ какое-нибудь другое мѣсто, чѣмъ быть вовлеченными въ эти совершенно нереалистическіе планы. И мы Вамъ откровенно скажемъ – у владыки Антонія нѣтъ никого, кто заинтересовался бы въ присоединеніи къ «его» монастырю, и именно поэтому въ дѣйствительности онъ долженъ дѣйствовать черезъ насъ.

Все это, возможно, звучитъ для Васъ шокирующе, и Вы можете посовѣтовать намъ быть терпѣливыми, принимать ради послушанія все, что намъ навязываетъ владыка Антоній, или попытаться «вести переговоры» или «придти къ компромиссу» съ нимъ. Но мы твердо Вамъ говоримъ: никакой компромиссъ невозможенъ. Владыка Антоній насъ не слушаетъ, и въ дѣйствительности онъ думаетъ, что мы не имѣемъ права ничего ему говорить. Онъ уже продемонстрировалъ намъ свои намѣренія, и, пока онъ будетъ имѣть надъ нами прямую власть, мы будемъ исполнены недовѣріемъ, подозрѣніями и изматывающимъ безпокойствомъ. Таковы плоды не законной власти, а узурпаціи.

Однако мы самымъ внимательнымъ образомъ прислушаемся къ тому, что Вы можете посовѣтовать намъ относительно нашихъ дѣйствій. Въ особенности мы просимъ Васъ помочь намъ практическими совѣтами, какъ намъ можно обрѣсти независимость. Отнынѣ мы хотимъ говорить съ Сѵнодомъ не черезъ посредничество владыки Антонія, а напрямую. Надо ли намъ обращаться съ прошеніемъ, чтобы насъ объявили ставропигіальнымъ монастыремъ? Мы всегда думали, что для насъ слишкомъ много называться даже просто «монастыремъ», но Сѵнодъ въ принципѣ это уже одобрилъ, и владыка Антоній все еще думаетъ о насъ достаточно высоко, чтобы одного изъ насъ поставить намѣстникомъ. Или, если Сѵнодъ не дастъ намъ благословенія быть монастыремъ, какой статусъ мы можемъ имѣть, чтобы прямо подчиняться Сѵноду? Мы не просимъ ничего «особеннаго», но только тотъ статусъ, которымъ съ самаго начала пользовался монастырь отца Пантелеимона и Джорданвилль, не ради самоуправства, а ради совмѣстной работы, которую уже благословилъ Сѵнодъ. Вы и другіе изъ духовенства знаете насъ обоихъ и наши труды гораздо лучше, чѣмъ владыка Антоній.

А пока что мы настоятельно просимъ:

(1) не подписывать никакихъ документовъ о насъ, основанныхъ на матеріалѣ, который поступаетъ въ Сѵнодъ черезъ владыку Антонія;

(2) если Указъ владыки Антонія отъ 25 февраля/10 марта собираются опубликовать въ «Православной Руси» или гдѣ-нибудь еще, пожалуйста, постарайтесь это предотвратить, такъ какъ онъ не соотвѣтствуетъ реальности и только вызоветъ неразбериху, если станетъ широко извѣстенъ.

Не думайте, пожалуйста, что мы впали въ уныніе. Настроеніе у насъ хорошее, хотя мы сильно безпокоимся о своемъ будущемъ. Эта атака на насъ убѣдила насъ больше, чѣмъ когда-либо, что мы дѣлаемъ Богоугодное дѣло, и это укрѣпило нашу рѣшимость продолжать ее и держаться твердо. Въ эти нѣсколько мѣсяцевъ нашей монашеской жизни у насъ было уже такъ много испытаній и искушеній, и все-таки въ каждомъ изъ нихъ Господь намъ помогалъ, и мы дивимся тому, насколько Онъ къ намъ близокъ. Наше послѣднее испытаніе началось, когда на прошлой недѣлѣ мы получили Указъ владыки Антонія и были очень обезпокоены, но не прошло и сутокъ, какъ пріѣхали съ Курской иконой владыка Нектарій и отецъ Борисъ, и безпокойство наше превратилось въ радость и осознаніе того, что Господь съ нами!

А сейчасъ насъ ожидаетъ трудное время, настоящая Голгоѳа, ибо мы полностью осознаемъ, какъ разъярится владыка Антоній, когда обнаружитъ, что мы пытаемся сдѣлать, и безъ сомнѣнія онъ сдѣлаетъ все, что сможетъ, чтобы навредить намъ. Но въ то же самое время мы радуемся, зная, что предстоящія страданія намного меньше, чѣмъ мы заслуживаемъ по грѣхамъ нашимъ, что духовные плоды произрастаютъ только на такомъ узкомъ и трудномъ пути и что Господь и святые Его – преподобный Германъ и владыка Іоаннъ – во всемъ съ нами.

И послѣднее. Въ Указѣ владыки Антонія упоминается имя нашего старца, архимандрита Спиридона. У насъ съ нимъ наилучшія отношенія, и мы надѣемся, что послѣ того какъ, Богъ дастъ, мы обрѣтемъ независимость, онъ останется нашимъ старцемъ. А пока что, по очевиднымъ причинамъ, мы не хотимъ вовлекать его въ наши трудности, и поэтому подчеркиваемъ, что отвѣтственность за это письмо и за все, что можемъ сдѣлать въ будущемъ, лежитъ исключительно на насъ двоихъ.

Просимъ Вашихъ святыхъ молитвъ о насъ и рады будемъ получить Ваши совѣты. Пожалуйста, будьте увѣрены, что мы не сдѣлаемъ ничего опрометчиваго и будемъ дѣйствовать только послѣ того, какъ получимъ совѣты отъ тѣхъ изъ духовенства, кто хорошо насъ знаетъ.

Съ любовью и уваженіемъ о Христѣ Спасителѣ нашемъ,
монахъ Германъ, монахъ Серафимъ.

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
Православныя Христіанскія книги и иконы,
ПЛАТИНА, КАЛИФОРНІЯ 96076

 

 

13 /26 марта 1971 г., святителя Никифора Константинопольскаго.

Дорогой отецъ во Христѣ Пантелеимонъ!

Эвлогите! Спасибо тебѣ большое за твои слова ободренія и прости насъ, пожалуйста, за то, что мы такъ долго не отвѣчали. Мы были очень заняты съ печатаніемъ, и только на прошлой недѣлѣ появилось кое-что новое, касающееся нашего статуса и отношеній съ владыкой Антоніемъ. Послѣ того, какъ мы тебѣ написали, мы рѣшили ничего больше не предпринимать до тѣхъ поръ, пока владыка Антоній не сдѣлаетъ какое-нибудь письменное сообщеніе, и вотъ сейчасъ это сообщеніе пришло.

Въ прошлую среду мы получили Указъ владыки Антонія отъ 25 февраля/10 марта, очевидно, разосланный всѣмъ священнослужителямъ епархіи, въ которомъ, въ частности, говорится: "Общежительный мужской монастырь былъ открытъ нами... Руководство этимъ новымъ монастыремъ было возложено мною на себя" (въ нашемъ экземплярѣ чернилами добавлено – не знаемъ, есть ли это въ оригиналѣ или нѣтъ, – "на данное время"); "для урегулированія монашеской жизни братіи, которая можетъ увеличиваться въ числѣ, настоящимъ указомъ монахъ Германъ назначается благочиннымъ (то есть отвѣчаетъ за "порядокъ") монастыря. Благочинный отвѣчаетъ за дѣйствія монастыря непосредственно передо мной какъ его Главой..."; "печатаніе журнала "Православное Слово" ... братіи сейчасъ слѣдуетъ разсматривать какъ свое монашеское послушаніе... Относительно всего остального Благочинному будутъ даны дополнительныя указанія".

Короче, исполнились наши худшія опасенія: владыка Антоній подчинилъ насъ себѣ, и, хотя онъ пока что не далъ намъ никакого "послушанія", противъ котораго мы бы возражали, ясно, что нашъ трудъ, благословленный владыкой Іоанномъ, потерялъ свою независимость и будетъ теперь продолжаться исключительно по инструкціямъ изъ Санъ-Франциско. Ясно, что если мы собираемся что-нибудь дѣлать для исправленія этой нетерпимой ситуаціи, то намъ нужно начинать дѣйствовать немедленно.

Мы написали (по-англійски) письмо владыкѣ Лавру (пошлемъ тебѣ ксерокопію на слѣдующей недѣлѣ, когда снова поѣдемъ въ Редингъ), извѣщая его, что не принимаемъ этотъ Указъ и потеряли всякое довѣріе къ владыкѣ Антонію и прося его совѣта о томъ, что дѣлать, чтобы стать независимыми отъ владыки Антонія.

Въ томъ письмѣ ты увидишь наши аргументы, но тебѣ мы бы хотѣли сказать кое-что еще. Владыкѣ Лавру мы не упоминали ни о комъ изъ тѣхъ санъ-францисскихъ священниковъ, которыхъ назвали тебѣ въ нашемъ послѣднемъ письмѣ, боясь, чтобы это какъ-нибудь не дошло до владыки Антонія и чтобы онъ не устроилъ имъ непріятности; по этой причинѣ мы хотимъ бороться, полагаясь только на самихъ себя, основываясь на нашихъ правахъ какъ независимаго монастыря, не поднимая никакихъ вопросовъ о характерѣ мотивовъ владыки Антонія.

Но тебѣ скажемъ откровенно – владыка Антоній, внѣшне такой правильный и благообразный, – это "душитель духа". Владыка Нектарій былъ здѣсь на прошлой недѣлѣ и сказалъ намъ: "Ваше счастье, что у васъ есть, кому пожаловаться; мнѣ – некому. Но если бы вы только знали, какое гнетущее безпокойство онъ вызываетъ у меня..." Владыка Антоній – прекрасный "миротворецъ", но онъ сокрушаетъ любое доброе начинаніе. Владыка Нектарій хотѣлъ сдѣлать что-нибудь насчетъ Аляски, съѣздить туда и т.д., но владыка Антоній прямо это запретилъ. Мы дали отцу Алексію Полуэктову текстъ (тайно вывезенный изъ Совѣтскаго Союза тайной монахиней) акаѳиста святой Нинѣ, котораго, очевидно, въ свободномъ мірѣ нигдѣ нѣтъ; владыка Антоній узналъ объ этомъ и воскликнулъ: "Это должно быть одобрено!", и взялъ его, и больше этотъ текстъ уже не видѣли. Даже служба святителю Іоанну Тобольскому, которую много лѣтъ служилъ владыка Іоаннъ, была напечатана въ "Благовѣстникѣ" безъ извѣщенія объ этомъ владыки А., и онъ запретилъ печатать послѣднюю ея часть на томъ основаніи, что ее не "одобрили". Владыка А., когда онъ впервые пріѣхалъ въ Санъ-Франциско, говорилъ, что будетъ продолжать все, начатое владыкой Іоанномъ, но запретилъ служить литургію въ его Усыпальницѣ болѣе одного раза въ годъ, и люди изъ Общества архіепископа Іоанна говорили намъ, что владыка А. не преданъ памяти владыки Іоанна и они ощущаютъ, что онъ имъ чужой. Я думаю, что Лаврентій Кэмпбеллъ очень точно передалъ психологію владыки А., когда недавно намъ сказалъ: "Владыка А. не поощряетъ почитаніе владыки Іоанна, потому что у того все еще много враговъ, и, такимъ образомъ, владыка А. разсматриваетъ его память какъ раздѣляющій факторъ въ своей епархіи". Владыка А. намѣренно опустилъ имя отца Никиты Палассиса въ Джорданвилльскомъ календарѣ духовенства, потому что, какъ онъ сказалъ намъ въ декабрѣ, "мы не хотимъ раздражать Афинагора!" А нѣсколько недѣль назадъ діаконъ Николай Поршниковъ навѣстилъ насъ и прямо сказалъ: "Владыка А. убилъ мою духовную жизнь", – это, конечно, преувеличеніе, потому что діаконъ самъ долженъ бы что-то дѣлать съ этимъ, но это обрѣтаетъ значеніе, когда вы сравниваете это съ другими его словами, сказанными намъ нѣсколько лѣтъ назадъ: "Владыка Іоаннъ спасъ меня, безъ его ободренія и подталкиванія меня къ тому, чтобы стать діакономъ, я сегодня, возможно, совсѣмъ не былъ бы въ Церкви," – вотъ вся разница между епископомъ, который вдохновляетъ, и епископомъ, который подъ видомъ внѣшней правильности подавляетъ душу.

Не требуется много воображенія, чтобы понять, что случится, если мы согласимся съ "ходомъ" владыки А. Будутъ уничтожены всѣ наши "особенности" какъ независимаго монашескаго института. Уже, когда владыка А. здѣсь служитъ, онъ запрещаетъ поминать "благовѣрныхъ Царей" въ тропарѣ Кресту – "Сѵнодъ одобрилъ другой текстъ", но владыка Іоаннъ оставилъ намъ иную традицію, которую почти никто, кромѣ насъ, не соблюдаетъ; наше право блюсти традицію Еловаго острова праздновать второй праздникъ преподобнаго Германа 15 ноября, несомнѣнно, будетъ уничтожено, какъ примѣръ "самочинія"; если владыка А. когда-нибудь узнаетъ о томъ, какъ сильно мы "раздражаемъ Афинагора" въ "Православномъ Словѣ", это тоже подвергнется цензурѣ; любое сугубое почитаніе владыки Іоанна, особенно на русскомъ языкѣ, будетъ встрѣчать препятствія, какъ слишкомъ "спорное", и т.д., и т.д., и т.д. Если мы хотя бы на дюймъ уступимъ вначалѣ, то кончимъ полностью бездушнымъ и безсмысленнымъ "послушаніемъ", неспособнымъ вдохновить еще кого-нибудь. Левъ и Вася въ маѣ возвращаются въ Америку и, возможно, пріѣдутъ сюда – откровенно говоря, мы думаемъ, что они подойдутъ намъ, и у нихъ, кажется, нѣтъ никакого другого мѣста, и духъ ихъ можетъ угаснуть, и ихъ служеніе Господу прекратится, если они не найдутъ своего мѣста, но ты думаешь, владыка А. сможетъ это понять, или это его заботы? Въ прошлый уикэндъ къ намъ пріѣзжалъ Лаврентій Кэмпбеллъ, и онъ разсказалъ намъ объ уныломъ и не вдохновляющемъ состояніи церковной жизни въ городѣ, и насъ больше всего ужаснуло, что души томятся и гибнутъ, и почти никому до этого нѣтъ дѣла, даже священнослужителей, пастырей заботятъ ихъ собственныя дѣла или "учрежденіе монастырей" (силой!) во славу епархіи, и эти погибающія души они даже не видятъ. Мы согласны – пусть міръ хоронитъ своихъ мертвецовъ, но владыка Іоаннъ зародилъ въ насъ искру, онъ поручилъ намъ миссію, и мы до самой своей смерти будемъ этому вѣрны.

Какъ видишь, мы говоримъ съ тобой съ абсолютной откровенностью. У насъ открылись глаза, и мы рѣшительно настроились не попадать въ руки человѣка, который хочетъ только использовать насъ для своихъ грандіозныхъ плановъ, годныхъ только напоказъ. Мы дѣйствуемъ съ великой скорбью и тяжестью на душѣ, относясь къ своему Архіепископу со всей любовью и жалостью, но рѣшимость наша не дрогнетъ.

Со времени нашего послѣдняго письма къ тебѣ мы стали намного спокойнѣе и тверже. Всѣ событія Рождества менѣе важны рядомъ съ вопросомъ – удастся ли намъ сохранить независимость въ традиціи и съ благословенія владыки Іоанна, или мы станемъ рабами того, кто думаетъ только о внѣшнемъ благополучіи и успѣхѣ Церкви и, возможно, думаетъ, что обезпечиваетъ намъ хорошую "карьеру" въ Церкви? Несмотря ни на что, мы будемъ слѣдовать завѣтамъ владыки Іоанна и въ случаѣ необходимости бѣжимъ въ полнѣйшую глушь или станемъ "юродивыми", чтобы сохранить вѣрность владыкѣ Іоанну.

Въ эти послѣдніе мѣсяцы мы такъ осознали, насколько близокъ къ намъ Господь. 1 февраля мы закончили номеръ о канонизаціи съ помощью Даніила Ольсона (еще одинъ человѣкъ, который очень хорошо подходитъ намъ, а при владыкѣ А. увянетъ!); и, какъ только вернулись, доставивъ этотъ номеръ на почту и проводивъ Даніила, нашъ грузовикъ тутъ же сломался и больше не двигался съ мѣста. Мы возблагодарили Господа и начали носить воду за полмили изъ вновь открытаго источника (не на нашей землѣ), а также почту, продукты и горючее вверхъ на гору изъ поселенія пѣшкомъ – очень трудно, но полезно для насъ. Затѣмъ, когда наполовину сдѣлали новое "Православное Слово", сломался нашъ движокъ, и отецъ Германъ впервые увидѣлъ, какъ я едва не впалъ въ уныніе ("можетъ быть, то, что мы дѣлаемъ, въ концѣ концовъ, неправильно"), но черезъ сутки прибылъ діаконъ Николай съ двумя механиками (не зная о нашемъ отчаянномъ положеніи), исправилъ нашъ грузовикъ въ достаточной степени, чтобы доставить его для болѣе основательнаго ремонта въ Санъ-Франциско, а намъ оставилъ другой грузовикъ, на которомъ мы свозили движокъ въ ремонтъ и какъ разъ сейчасъ отправили на почту новое "Православное Слово". Но потомъ въ Редингѣ инспекторы на почтѣ обнаружили одно несоотвѣтствіе, изъ-за котораго мы не можемъ имѣть разрѣшеніе на почтовыя отправленія 2-го класса, если только не откроемъ офисъ въ Редингѣ, и это привело сейчасъ къ такомъ измѣненію, что мы все будемъ отправлять по почтѣ здѣсь, въ Платинѣ, вмѣсто Рединга (если только почтовые бюрократы все одобрятъ). А потомъ въ прошлую среду мы получили Указъ владыки А., но черезъ сутки прибылъ владыка Нектарій съ Курской иконой, которую благословилъ намъ обнести вокругъ нашей горы, и мы причастились Запасными Дарами.

Поэтому, несмотря на наши бѣды, настроеніе у насъ радостное и смѣлое, ибо истинно Богъ и святые Его съ нами.

Нашъ слѣдующій шагъ будетъ зависѣть отъ того, что намъ посовѣтуетъ дѣлать владыка Лавръ. Мы надѣемся о многомъ поговорить съ владыкой Нектаріемъ, когда онъ пріѣдетъ совершить у насъ литургію гдѣ-то на слѣдующей недѣлѣ, а также съ нашимъ Старцемъ, архимандритомъ Спиридономъ, который хочетъ послужить на Благовѣщеніе (или, мы надѣемся, на саму Пасху), а потомъ мы будемъ дѣйствовать. Возможно, позвонимъ тебѣ, получивъ отвѣтъ отъ владыки Лавра.

Прости, пожалуйста, за прямоту, но мы увѣрены, что ты понимаешь, въ какомъ настроеніи это было написано. Какъ бы намъ хотѣлось съ тобой поговорить. За этотъ послѣдній годъ случилось такъ много всего, и такъ много прояснилось – мы увѣрены, молитвами преподобнаго Германа и владыки Іоанна. Молись о насъ, дорогой отче. Тутъ вложенъ листочекъ съ вопросами о рукописяхъ, на которые, надѣемся, ты сможешь отвѣтить.

Съ любовью о Христѣ, Спасителѣ нашемъ.

 

 

21 марта /3 апрѣля 1971 г., Похвала Пресвятой Богородицы.

Дорогой отецъ во Христѣ Пантелеимонъ!
Эвлогите!

Тутъ вложено наше письмо къ владыкѣ Лавру, на которое мы еще не получили отвѣтъ. Въ нашемъ "дѣлѣ" пока что ничего не сдвинулось.

Нашъ Старецъ, архимандритъ Спиридонъ, планируетъ пріѣхать къ намъ на недѣлю или побольше – отъ Благовѣщенія до Вербнаго воскресенія, а потомъ сразу послѣ Пасхи (онъ долженъ служить на Страстную седмицу и на Пасху въ Пало-Альто), и такъ, Богъ дастъ, у насъ здѣсь нѣсколько разъ совершится Божественная литургія.

Слава Богу за все! Во всѣхъ нашихъ испытаніяхъ мы все больше и больше осознаемъ, что происходитъ нѣчто, что выше нашего пониманія. Одинъ Богъ вѣдаетъ, чѣмъ все кончится, и все въ Его рукахъ. Все отчетливѣе намъ видится мысль, что "мнѣніе Сѵнода" не возлагаетъ особенныхъ надеждъ на наше будущее. Въ февралѣ архимандритъ Кипріанъ написалъ изъ Джорданвилля, совѣтуя намъ какъ можно быстрѣе уложить свои вещи и пріѣзжать въ Джорданвилль, потому что намъ угрожаетъ опасность впасть въ прелесть, а Джорданвилль вымираетъ, и черезъ десять лѣтъ не останется никого, чтобы продолжать труды. Недавно отецъ Владиміръ тоже началъ намекать, что намъ лучше всего было бы въ Джорданвилле, и владыка Лавръ въ прошломъ году тоже подчеркивалъ, какъ имъ нужны тамъ люди. При всемъ уваженіи къ Джорданвиллю, которому мы абсолютно преданы, намъ такъ дорого благословеніе владыки Іоанна идти другимъ путемъ, что мнѣніе этихъ почитаемыхъ отцовъ мы можемъ воспринимать лишь какъ "искушеніе", понуждающее насъ свернуть въ этого пути. Оказывается, діаволъ всѣми силами пытается изгнать насъ отсюда, и поэтому мы еще болѣе убѣждены, что мы тамъ, гдѣ намъ слѣдуетъ быть. Два дня назадъ, какъ будто у насъ и безъ того уже не было достаточно проблемъ, я встрѣтилъ на почтѣ въ Платинѣ индѣйца, который спросилъ меня, что мы строимъ, и, когда я отвѣтилъ: "Часовню", онъ сказалъ мнѣ: "Эта земля принадлежитъ намъ, индѣйцамъ, и я сдѣлаю все возможное, чтобы васъ остановить". Я не знаю точно, что онъ имѣлъ въ виду, но, такъ какъ мы не вооружены и до ближайшаго сосѣда отъ насъ двѣ мили, то нетрудно представить, что можно съ нами сдѣлать. И, такимъ образомъ, намъ буквально остается только надѣяться на Бога и защиту нашихъ покровителей, преподобнаго Германа и владыки Іоанна. До совершится святая Божія воля!

Съ любовью о Христѣ, нашемъ Спасителѣ,
монахъ Серафимъ.

 
Все письма о. Серафима (Роуза) за 1970 г. ЗДЕСЬ
 

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.