АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Катакомбная Церковь: Игумен Иоанн Селецкий

В православном календаре почти каждый день можно увидеть имена христианских новомучеников пострадавших при совецкой власти "коллективного антихриста", но, к сожалению, по разным причинам (не буду сейчас об этом) их жизнеописаний не найти в сети. Так, например, сегодня я читаю о Новопреподобмномученике иеромонахе Феогносте (Барнаульском) кончина 1919г. Но о нём нет ничего, только упоминание. Тогда, чтобы дать некоторое представление для малознакомых с темой гонений на веру 20в. при коммунистах, - привожу здесь жизнеописание, пусть краткое, но показательное - одного катакомбного игумена. Да, он умер своей смертью, и, однако, его жизнь в мiре можно было-бы назвать каждодневной смертью. Но - смертью по Богу. 



Григорий Гаврилович Селецкий родился 25 января 1885 в селе Митрофановка, Александрийского уезда, Херсонской губернии в семье священника. Окончил Елисаветградское духовное училище, Одесскую ДС, учился в Московском университете. Окончил философский факультет Геттингенского университета в Германии (по другим данным Цюрихского у-та). С 1914 года на фронте. После 1917 работал в кооперации в Москве, Елисаветграде с 1918 по 1921. С 1921 священник, в 1922 арестован, но вскоре освобождён. С 1922 по 27 июля 1926 служил настоятелем Покровской церкви г. Елисаветграда в сане протоиерея до занятия её обновленцами. С 1926 проживал и служил в Харькове. В кон. 1926 арестован в Харькове, но вскоре освобождён под подписку о невыезде. В мае 1927 на совещании духовенства Зиновьевска (Елисаветграда) по пожеланию еп. Онуфрия (Гагалюка) избран управляющим Зиновьевской епископии, и фактически исполнял эти обязанности до 1928.

В ноябре 1927 открыто выступил против деклараций митр. Сергия и митр. Михаила (Ермакова). В Киеве и Харькове он не нашёл прямой поддержки, о чём позже говорил на следствии:

«Все представители епископата и духовенства, с которыми мне приходилось встречаться в Харькове, или признавали “новый курс” митр. Сергия без всяких ограничений, или же, недовольные каким-либо пунктом — всё же в целом его принимали. Это моё идейное одиночество было для меня очень мучительным. Всё то, что они говорили мне в защиту своей точки зрения, для меня было совсем неубедительным. Но то, что я был один или почти один, колебало мою уверенность в правоте моей точки зрения».

По этой причине он едет в Москву на приём к митр. Сергию, но попытка повлиять на него, чтобы тот изменил свой взгляд на жизнь Церкви окончилась неудачей. Большое значение для него имела беседа с М.А. Новосёловым, (Еп. Марком), который был тайно рукоположен «даниловцами» в 1923 и расстрелян 4 января 1938. Он резко отозвался о заместителе Местоблюстителя и говорил о необходимости отхода от митр. Сергия. Отец Григорий также встречался с проф. А.С. Лосевым, протоиереями Сергием Мечевым и Владимiром Воробьёвым. В результате он окончательно решил отделиться от митр. Сергия, и летом 1928 вместе с протоиреем Николаем Виноградовым отвёз письменное ходатайство духовенства Зиновьевской епископии Архиеп. Дмитрию (Любимову) с просьбой о принятии под своё окормление. Владыка Димитрий согласился, но посоветовал в необходимых случаях окормляться у Еп. Павла (Кратирова) как ближайшего иосифлянского архиерея. Интересно, что отец Григорий привёз из Ленинграда полученное от протоирея Феодора Андреева послание главы РПЦЗ Митр. Антония (Храповицкого). Благочинным Зиновьевского округа был назначен о. Николай Виноградов, который пользовался большим уважением в сельских приходах и был духовником о. Григория.

Под идейным влиянием протоиерея Григория и архимандрита Варсонофия (Юрченко) находились иосифляне в Зиновьевской, Одесской и Полтавской епархиях.

Из протокола допроса о. Григория: «О своём намерении приехать в Москву писал Новосёлову заранее с указанием приблизительных чисел приезда, называя в письмах епископа Марка «гостенька», встречи с ним в Москве проходили на квартирах знакомых по Зиновьевску». Также нелегально состоялись и его две поездки в Ленинград, где отец Григорий встречался с Архиеп. Димитрием.

Он поддерживал хорошие отношения также и с Еп. Дамаскиным (Цедриком), которого о. Григорий посетил в Стародубе. Из киевлян он был наиболее близок с о. Анатолием Жураковским, хотя их взгляды не во всём совпадали. Так, когда о. Анатолий в беседе с ним поднял вопрос «о необходимости организационного оформления общин, порвавших с митр. Сергием в самостоятельную церковную структуру и об объявлении митр. Иосифа (Петровых) Заместителем Местоблюстителя», о. Григорий отнёсся к этому отрицательно.

В 1929 батюшка находился под следствием по обвинению в «контрреволюционной деятельности», но вскоре дело было прекращено и он был освобождён.

В Зиновьевске иосифлянам принадлежал Петро-Павловский храм. После ареста 29 ноября 1929 Вл. Димитрия, зиновьевские приходы остались без епископа. С проживающим в Харькове Еп. Павлом у них были некоторые разногласия, но неизвестно, в чём это конкретно выражалось.

В мае 1930 о .Григорий был выбран кандидатом в епископы, на тайном собрании иосифлянского духовенства. Но получилось так, что сначала о. Николай Виноградов желая оставаться в рамках легальности, отказывался иметь тайного епископа. А позднее осуществить хиротонию не удалось из-за массовых арестов в 1931.

Батюшка был арестован 15 января 1930 как руководитель Одесского «филиала» ИПЦ и заключён в Харьковскую тюрьму. Постановлением коллегии ОГПУ от 2 января 1932 по ст.ст. 58-10 и 11 УК РСФСР приговорён к 10 годам ИТЛ. Он находился в заключении в Темниковском лагере, затем в Белбалтлаге — ст. Медвежья гора, с. Польма. В 1938 о. Григорий освобождён, и сначала поселился в Харьковской области, но в этом же году опять арестован как «контрреволюционер-рецидивист» и приговорён к 5 годам ИТЛ. Освобождён досрочно в апреле 1940 и нелегально проживал в Харькове. В этом же году в Киеве схиархиепископом Антонием (Абашидзе) пострижен в мантию с именем Иоанн. С 1941 по 1944 жил под немцами в Полтаве. Возведен в сан игумена Еп. Вениамином (Новицким). Затем (с 1944) несколько лет жил в Почаевской Лавре, позже — в Кременце с подпиской о невыезде. Служил Литургию на дому, живя до самой своей кончины почти в затворе.

Скончался 24 августа 1971, похоронен на кременецком городском кладбище.

marginalt

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.