АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Гонения на Иосифлян (1929-30 гг.)

Середина 20-х гг. в истории Русской Православной Церкви отмечена затишием гонений со стороны безбожного государства. Кратковременный период «новой экономической политики» (НЭП) создал иллюзию относительного спокойствия и благоденствия в советском государстве, возможности мирного сосуществования в нем различных классов и учений. Но во второй половине 20- х гг. Сталин выдвигает новый политический тезис о «нарастании классовой борьбы в СССР по мере построения социализма». Как это отражалось в жизни страны?

В экономике основной упор делался на развитие тяжелой промышленности при полной милитаризации труда. В деревне срочным порядком создаются колхозы, несогласные крестьяне и их семьи насильственно высылаются. В политической жизни страны жестко подавляется всякое инакомыслие, даже в среде коммунистической партии и советского правительства. В государственном масштабе нагнетаются военная истерия и шпиономания, открываются следственные дела и судебные процессы над действительными и мнимыми противниками «нового сталинского курса». Именно в такой обстановке летом 1927 г. митр. Сергий (Страгородский) издает свою знаменитую декларацию, столь успешно послужившую безбожной власти в деле ликвидации церковной оппозиции богоборческому режиму и «новому церковному курсу».

В двухтомном труде о. Михаила Польского «Новые мученики российские» приведено более 20-и фактов арестов и репрессий епископата, духовенства и мирян за неприятие декларации митр. Сергия. Возможно, сам митр. Сергий не предусмотрел всех последствий своей декларации, одним из которых было отстранение значительной части Русской Православной Церкви от молитвенно- канонического общения со своим первоиерархом. Уже к началу 1929 г. ему стало ясно, что одними увещеваниями и угрозами нельзя удержать все более разрастающееся антисергианское движение. В этой связи совершенно необоснованы утверждения некоторых исследователей о том, что к середине 1928 г. легальное сопротивление митр. Сергию претерпевало значительный кризис. Только в Петрограде к тому времени, по разным данным, существовало от 26- ти до 46-ти легальных иосифлянских храмов, поминавших в качестве первоиерарха митрополита Иосифа Петроградского. Продолжались также и присоединения к иосифлянам отложившихся от митр. Сергия. Например, в середине 1928 г. к иосифлянскому епископу Димитрию Гдовскому в Петрограде присоединилась Никольская единоверческая церковь с клиром и прихожанами. Было установлено молитвенно-каноническое общение с последователями архиепископа Виктора (Островидова) и митрополита Агафангела (Преображенского), - около десяти архиереев, - которые также поминали за богослужением имя митрополита Иосифа. Основ-ными районами распространения церковной иосифлянской оппозиции была Петроградская, Вятская, Воронежская губернии, Кубань и Украина.

Ответом митр. Сергия на подобные действия иосифлян явилось его постановление об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» — клиром митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Димитрия (Любимова) и епископа Алексия (Буй) за № 1864 от 24 июля 1929 г. Определение гласило, что священнодействия их суть «недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство св. миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением... Умерших в... указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию.

Разрешать только проводы на кладбище с пением "Святый Боже"».

Но постановление сергиевского Синода не оказало никакого действия на иосифлян и их сторонников, ибо, по их убеждению, подобные постановления не имели никакой церковно-канонической силы, так как исходили от незаконной раскольничьей власти. Более того, несмотря на начавшиеся еще в начале 1929 г. аресты, продолжалось присоединение к иосифлянам приходов и мирян. Так, в ноябре 1929 г. иосифлянским стал нижний храм церкви Воскресения Христова, к тому же времени насчитывалось около 40 епископов, находившихся в молитвенно- каноническом общении с митр. Иосифом по всей России. Епископ Димитрий прилагал все усилия для установления правильной церковной жизни в подчиненных ему приходах и монастырях. Он постоянно служил в разных храмах, ездил по городам и селам. За усердие и твердое стояние в вере митрополит Иосиф на Рождество 1928 г. (7 января н. ст. 1929 г.) возвел владыку Димитрия в сан архиепископа. Иосифляне и их сторонники стали представлять угрозу не только для митр. Сергия, но и для государственной власти.

Первые массовые аресты иосифлян начались в середине, но своей высшей точки достигли в конце 1929 - начале 30 гг. За три месяца, с 23-го ноября по 25-ое февраля, было арестовано более 50-ти священнослужителей, монахов и мирян. 29-го ноября был арестован архиепископ Димитрий по обвинению в том, что «состоял фактическим руководителем церковной группы "Защита истинного Православия", совместно с руководящим ядром этой группы вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти. Принимали духовенство и руководили этой группой по СССР». Сия формулировка фактически говорит о том, что советская власть признала причиной ареста владыки принадлежность его к истинной Церкви, хотя и подвела под арест т. с. контрреволюционную базу. Подобное обвинение предъявлялось и при последующих арестах активных иосифлян, которые закончились в 1932 г.

Одними из первых в Петрограде 23-го ноября 1929 г. были арестованы оо. Сергий и Александр Тихомировы. 3-го декабря 1929 г. был арестован настоятель собора Воскресения Христова на Екатерининском канале о. Василий Верюжский. В тюрьму попали также иеромонах о. Гавриил (Владимиров), протоиереи оо. Николай Никитин и Николай Загоровский, священники оо. Петр Белавский, Сергий Алексеев, Василий Вертоский, Николай Прозоров, схимонахиня Анастасия (Куликова), монахиня Кира и многие другие священники, монашествующие и миряне.

Среди документов, указанных арестованными, были протоколы и постановления Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Они каким-то образом были переданы протоиерею Феодору Андрееву и профессору В. А. Егунову, которые, в свою очередь, передавали их для распространения и укрепления авторитета иосифлянского движения. О. Сергий Тихомиров на допросах указывал, что «то, что выражено в этих протоколах в осуждение митрополита Сергия, я согласен и старался их распространять, черпая из них нравственное укрепление в своем церковном убеждении. Распространением этих протоколов я старался доказать, что "иосифляне" не одни, что за ними стоять такие авторитетные церковные деятели, как Феофан (Быстров), Антоний (Храповицкий) и др.».

Обвинительное заключение по делу иосифлян соответствовало духу времени и задачам советских карательных органов: «Эта монархическая организация церковников использовала все методы и способы контрреволюционной агитации и пропаганды. Опершись на ре-акционные и черносотенные элементы из профессуры и интеллигенции, примкнувшие к организации с самого ее возникновения, иосифляне повели широкую агитационно- пропагандистскую контрреволюционную деятельность среди массы верующих...».

8 августа 1930 г. в подвале тюрьмы на Шпалерной улице в Петрограде были расстреляны оо. Сергий Тихомиров и Николай Прозоров, первые петроградские иосифляне-новомученники.

После ареста архиепископа Димитрия архипастырская власть, по благословению митрополита Иосифа, перешла к епископу Нарвскому Сергию (Дружинину). Хотя большинство епископов было в заточении, уже после 1929 г. иосифлянам удалось совершить более десяти архиерейских хиротоний. В 1929-30 гг. были тайно хиротонисаны епископы Клавдий (Савинский), Никон (Катанский) Красносельский и Алексий (Терешихин) Кронштадтский, в 1931 г. — епископ Алипий (Ухтомский) Охтинский. Владыка Клавдий возглавлял монашествующих епархии, исповедовал их и совершал тайные постриги (всего было совершено около 40 постригов); владыка Василий (Дохтуров) постриг около двадцати монахов и монахинь.

Ликвидация ОГПУ иосифлянских храмов и приходов началась в феврале 1930 г. Были закрыты храмы Св. Николая Чудотворца на Петровском острове, Божией Матери «Утоли моя печали», Пресвятой Троицы, Преп. Серафима Саровского, Великомуч. Пантелеймона. Воскресения Христова, единоверческий Св. Николая Чудотворца и многие другие.

Какова же была судьба арестованных в 1929 г. иосифлянских архиереев и их сомолитвенников? Вот краткие данные о некоторых из них:

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) Ярославский - арестован 7-го сентября 1929 г. и приговорен к трем годам лагеря. По освобождении продолжал служить тайно, за что был арестован вновь и мученически скончался в вологодской тюремной больнице 20-го февраля 1942 г.

Архиепископ Димитрий (Любимов) Гдовский - арестован 29-го ноября 1929 г. и приговорен к десяти годам лагеря. После неоднократного продления срока заключения скончался в ярославской тюрьме 17-го мая 1935 г.

Архиепископ Серафим (Самойлович) Угличский - арестован 27-го февраля 1929 г. и приговорен к пяти годам лагеря. После освобождения, будучи в ссылке, продолжал тайно совершать богослужения, ставить священников и постригать монахов, за что был арестован и расстрелян 4-го ноября 1937 г.

Епископ Алексий (Буй) Воронежский - арестован 7-го марта 1929 г. и приговорен к трем годам лагеря. За участие в тайных иосифлянских богослужениях на Соловках срок заключения неоднократно продлевался. Расстрелян 3-го ноября 1937 г. под Медвежьегорском.

Епископ Варлаам (Лазаренко) Богучарский - арестован в сентябре 1929 г., расстрелян в феврале 1930 г.

Епископ Дамаскин (Цедрик) Глуховский - арестован 27-го ноября 1929 г. и приговорен к десяти годам лагеря. После досрочного освобождения продолжал окормлять иосифлянские приходы, за что был арестован и расстрелян в Караганде 10-го сентября 1937 г.

Епископ Максим (Жижиленко) Серпуховской - арестован 24-го мая 1929 г. и приговорен к пяти годам лагеря. На Соловках совершал «катакомбные» богослужения, за что срок заключения его неоднократно продлевался. Расстрелян в Москве 4-го июня 1931 г.

Епископ Марк (М. А. Новоселов) - арестован 23-го марта 1929 г. и приговорен к трем годам лагеря, срок неоднократно продлевался. Расстрелян в 1938 г.

Епископ Николай (Голубев) Кинишемский - арестован 9-го сентября 1929 г. По причине тяжелой болезни был освобожден от ареста и скончался в с. Ширяево 5-го декабря 1929 г.

Епископ Стефан (Бех) Ижевский - арестован в 1929 г. и приговорен к трем годам ссылки.Умер во время повторного следствия 26-го марта 1933 г.

Гонения и многочисленные судебные процессы, начавшиеся в конце 1929 г., не прекращались до 1933 г., когда перестал существовать последний легальный иосифлянский храм. Поставленные перед невозможностью служить легально, иосифляне уже в 1929 г. стали уходить в катакомбы, а в 1930-33 гг. сие стало происходить повсеместно. Из немногих оставшихся в живых ставленников митрополита Иосифа нашим современником был о. Михаил Рождественский, отошедший ко Господу 14-го сентября 1988 г. За тайным богослужением много лет он возносил имена первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей, тем самым свидетельствуя как о канонической, так и о духовно-молитвенной преемственности между двумя ветвями Русской Православной Церкви.

Архиепископ Димитрий (Любимов) Гдовский

Родился 15 сентября 1857 г. Хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии 12 января 1926 г. Вместе с епископом Сергием (Дружининым) Нарвским 26 декабря 1927 г. подписал акт об отходе от митр. Сергия. После ареста митрополита Иосифа (Петровых) Петроградского фактически возглавил иосифлян, исполняя все указы своего опального первоиерарха. Кафедральным собором владыки Димитрия стал храм Воскресения Христова. На иосифлянских приходах он был известен как стойкий борец за Православие, к которому приезжали кандидаты на священство со всей России и с которым поддерживали молитвенно- каноническое общение архиереи, отошедшие от митр. Сергия. Владыка Димитрий присоединил к Церкви некоторые общины иоаннитов, в которых видел, несмотря на некоторую фанатичность последних, стойких противников большевицкой власти и активных борцов за Православие. Митрополит Иосиф писал ему: «Премного утешило меня сообщение о том, как вы все бодро и терпеливо идете своим тесным путем. Эти сообщения премного устыжают меня в моем нетерпении и малодушии и дают новые силы и побуждают крепко стоять и впредь за дело Христово!». Постановлением сергиевского Синода от 30 декабря 1927 г. епископ Димитрий был запрещен в священнослужении. 12 октября 1928 г. вместе с епископом Сергием (Дружининым) он совершил хиротонию первого архиерея иосифлянского поставления - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховского. В начале января 1929 г. митрополитом Иосифом, с которым он поддерживал постоянную связь, святитель был возведен в сан архиепископа. Владыка Димитрий занимал довольно жесткую позицию относительно последователей митр. Сергия, доходившую до отрицания действительности и спасительности их таинств. 29 ноября 1929 г. владыка был арестован и приговорен к расстрелу с заменой приговора на 10 лет лагерей. Находился в заключении на Соловках, затем в Бутырской тюрьме. В сентябре 1931 г. владыка был приговорен к 10 годам лишения свободы и скончался в Ярослав-ской тюрьме 17 мая 1935 г. Архиепископ Димитрий с особой силой подчеркивал пагубность церковной политики митр. Сергия, уповая при этом на милосердие Божие к Церкви и народу и скорое свержение советской власти: «Мы считаем, что своей декларацией митр. Сергий подчинил Церковь антихристовой власти. Мы не можем сочувствовать политике соввласти за гонения, преследования и разрушения православной Церкви... Доколе останется хоть один твердо православный епископ, имейте общение с таковым. Если же Господь попустит, и вы останетесь без епископата, - да будет Дух Истины, Дух Святый со всеми вами. Который научит вас решать все вопросы, могущие встретиться по вашему пути, в духе истинного Православия». В 1981 г. в лике новомучеников и исповедников российских прославлен РПЦЗ.

Епископ Сергий (Дружинин) Нарвский

Родился 20 июня 1863 г. Хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии 24 октября 1924 г.

Именно владыка Сергий был свидетелем слов патриарха Тихона о необходимости большего числа хиротоний епископов, в связи с чем впоследствии говорили: «Большевики хотят всех архиереев и свящеиников перестрелять. Чтобы Церковь не осталась без епископата... необходимо посвящать в священство и постригать в монашество как можно больше». Вместе с епископом Димитрием (Любимовым) Гдовскпм 26 декабря 1927 г. подписал акт отхода от митр. Сергия, зачитанный в храме Воскресения Христова (здесь и далее - на Екатерининском канале): «...Не по гордости, да не будет сего, но ради мира совести, отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права и внесшего великое смущение... Посему, оставаясь по милости Божией, во всем послушными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, сохраняя апостольское преемство через патриашего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого, и имея благословение нашего законного епархиального митрополита, мы прекращаем каноническое общение с митр. Сергием и со всеми, кого он возглавляет: и впредь до суда "совершенного собора местности", т. е. с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния пред Святою Церковью самого митр. Сергия...».

После постановления сергиевского Синода от 30 декабря 1927 г. о запрещеиии в священнослужении владыка Сергий заявил о своем раскаянии. В начале января 1928 г. запрещение было снято, и он был назначен епископом Копорским, викарием Ленинградской епархии. В январе того же года владыка Сергий вновь присоединился к иосифлянам после письма митрополита Иосифа (Петровых) от 7 января 1928 г. с одобрением отхода, в связи с чем был уволен с кафедры и запрещен в священнослужении митр. Сергием и его Синодом 27 марта 1928 г. Епископ Сергий являлся сторонником легального совершения богослужений и регистрации церковных общин, в вопросе относительно таинств приверженцев митр. Сергия принимал тогдашнюю позицию митрополита Кирилла (Смирнова) Казанского, что таинства являются спасительными для тех, кои приемлют их в простоте с верою... не подозревая чего-либо неладного в сергианстве.

12 октября 1928 г. вместе с епископом Димитрием (Любимовым) владыка Сергий совершил хиротонию первого архиерея иосифлянского поставления - епископа Максима (Жижиленко) Серпуховского. После ареста архиепископа Димитрия (Любимова) в ноябре 1929 г. епископ Сергий возглавил иосифлян, кафедра его находилась в храме на станции Володарская, под Петроградом. Святитель был арестован 7 декабря 1930 г. и приговорен к пяти годам лишения свободы.

По отбытии срока он был отправлен в ссылку в Марийскую область на три года. В ссылке владыка совершал тайные богослужения, а местное население чтило его как святого старца. 7 сентября 1937 г. он был вновь арестован и через десять дней приговорен к расстрелу. Епископ Сергий был казнен в тот же день вместе с некоторыми своими последователями в г. Йошкар-Оле. Особенностью православного мировоззрения владыки было то, что он являлся последовательным монархистом, почитавшим убиенную Царскую Семью и непримиримо относившимся к большевикам: «Истинное Православие может существовать только при монархе. Только он один может восстановить мир и любовь, только монархический строй может восстановить порядок в разоренной России и дать возможность Церкви процветать на погибель всех гонителей Православной Церкви... За убийство наследника я ненавидел болыневиков и считал их извергами рода человеческого. За кровь помазанника Божьего большевики ответят. За все, что большевики совершили и продолжают совершать, за расстрелы духовенства и преданных Церкви Христовой, за разрушенные церкви, за тысячи погубленных сынов Отечества большевики ответят, и русский православный народ им не простит». В 1981 г. в лике новомучеников и исповедииков российскихи прославлен РПЦЗ.

Протоиерей Василий Верюжский

Родился в 1874 г. в Архангельской губернии. Окончил Петербургскую Духовную академию. В 1909 г. был рукоположен в сан священника, с 1916 г. - протоиерей. С 1923 г. по декабрь 1929 г. настоятель храма Воскресения Христова, один из ближайших сотрудников архиепископа Димитрия (Любимова) и руководителей иосифлянского движения. В марте 1928 г. ездил к митрополиту Иосифу за благословением на деятельность ИПЦ. Придерживался умеренных взглядов на сергиан и их таинства, был последовательным противннком большевицкой власти. 3 декабря 1929 г. о. Василий был арестован и приговорен к десяти годам лагерей, но досрочно освобожден и выслан на Север. Жил в Арханге.льске и Каргополе и был окончательно освобожден в 1939 г. О. Василий присоединился к МП в 1946 г., преподавал в Ленинградской Духовной Академии и умер в 1955 г. в Ленинграде.

Протоиерей Никифор Стрельников

Родился в Нижегородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную академию. Рукоположен во священники еще до октябрьского переворота. Был ключарем храма Воскресения Христова с 1927 г. по 1930 г. 16 июня 1927 г. о. Никифор был арестован, но через пять месяцев освобожден. Вновь был арестован 27 декабря 1930 г. и приговорен к десяти годам лагерей. В 1933 г. о. Никифор был досрочно освобожден и выслан в Казахстан. Устроившись на светскую работу в Алма-Ате совершал тайные богослужения. Был арестовать 26 ноября 1937 г. как участник «монархической террористической повстанческой организации церковников» и приговорен к расстрелу. Казнен 16 ноября 1937 г. в Алма-Ате.

Протоиерей Иоанн Быстряков

Родился в 1871 г. Окончил Петербургскую Духовную семинарию. Диакон, а затем священник в храме Воскресения Христова, с 1929 г. - протоиерей. Арестован в 1929-31 гг. и осужден.

Протоиерей Викторин Добронравов

Родился 29 января 1889 г. в Кишиневе. Окончил Петербугскую Духовную семинарию. В конце 1915 г. рукоположен во священника. Присоединился к ленинградским иосифлянам и входил в состав их делегации к митр. Сергию. До своего ареста в январе 1930 г. являлся настоятелем храма Св. Николая Чудотворца на Петровском острове. О. Викторина очень ценил архиеп. Димитрий (Любимов), так как первый был хорошим организатором и советником по важным вопросам приходской жизни.

В октябре 1930 г. о. Викторин был приговорен к десяти годам лагерей, но досрочно освобожден в апреле 1937 г. После освобождения, устроившись на светскую работу в Окуловском р-не Ленинградской (ныне Новгородской) области, о. Викторин совершал тайные богослужения. В августе 1937 г. он был арестован, приговорен к расстрелу и был казнен 28 декабря 1937 г. в пос. Боровичи. О. Викторин Добронравов в лике новомучеников и исповедников российских был прославлен РПЦЗ.

Архимандрит Клавдий (Савинский)

Родился в мае 1882 г. в Подольской губернии. Возведен в сан иеромонаха в 1923 г. В 1928 г. прервал молитвенно- каноническое общение с митр. Сергием. Ведя подвижническую монашескую жизнь, о. Клавдий окормлял сестер бывшего Иоанновского монастыря и был связник с украинскими иосифлянами. По благословению архиеп. Димитрия (Любимова) он являлся главой и духовником монашествующих епархии, совершил около 25 монашеских постригов. С ноября 1928 г. о. Клавдий служил в храме Воскресения Христова. В 1929 г. возведен в сан архимандрита, а в 1930 г. тайно хиротонисан во епископа. 27 декабря 1930 г. владыка Клавдий был арестован и приговорен к пяти годам лагерей. Срок отбывал в СИБЛАГЕ, после чего в январе 1936 г. был освобожден и тайно проживал в Новгороде, затем с 1938 г. тайно - в Ленинграде и с 1941 г. возглавлял тайную иосифлянскую общину в пос. Коломяги. Епископ Клавдий был арестован 17 июня 1942 г. и приговорен к расстрелу. Казнен 12 августа 1942 г. в Ленинграде.

Протоиерей Александр Советов

Родился в январе 1892 г. в С.-Петербурге. В 1920 г. рукоположен во иерея. В 1928 г. примкнул к иосифлянам и входил в их пресвитерский совет, придерживаясь воззрений архиеп. Димитрия (Любимова). О. Александр являлся духовником митрополита Иосифа Петроградского. С 1927 г. - настоятель церкви Пресвятой Троицы в Лесном, а в декабре 1929 г. он был избран настоятелем храма Воскресения Христова. Осенью 1932 г. о. Александр был арестован, но вскоре освобожден. Считался последним легально служившим крупным иосифлянским деятелем. В 1936 г. о. Александр присоединился к МП и умер в блокадном Ленинграде.

Протодиакон Иоанн Антонов

Родился в 1884 г. с С.-Петербургской губернии. Служил в церкви на ст. Володарская. 21 апреля 1931 г. о. Иоанн был арестован и приговорен к трем годам лагерей, но в 1933 г. до-срочно освобожден.

Протодиакон Михаил Яковлев

Родился 23 октября 1889 г. в Иваново-Вознесенской губернии. Окончил Костромскую духовную семинарию. Рукоположен в сан диакона в феврале 1914 г., с октября 1927 г. - протодиакон Малоколоменской церкви Св. Михаила Архангела. С января 1928 г. по октярбрь 1930 г. о. Михаил служил в храме Воскресения Христова. 13 января 1931 г. он был арестован и приговорен к трем годам лагерей. В 1933 г. был освобожден и поступил на светскую работу. В марте 1943 г. на территории «Псковской миссии» о. Михаил был принят в МП и скончался в июне 1980 г. в Гатчине.

Протоиерей Филофей Поляков

Родился 15 сентября 1893 г. Был рукоположен в священники в начале 20-х гг. Служил священником при храме Св. Михаила Архангела, а с октября 1929 г. по март 1932 г. являлся его настоятелем. В 1927 г. о. Филофей был арестован, но вскоре освобожден. Вновь был арестован 21 сентября 1930 г., освобожден через полтора месяца. О. Филофей служил в Сретенской церкви в Полюстрово. 5 октября 1932 г. он был арестован. Освобожден 28 апреля 1933 г., после чего присоединился к МП. Скончался в Ленинграде 10 февраля 1958 г.

Иподиакон Андрей Викторович Карцев

Родился 5 января 1909 г. в г. Либаве. Окончил духовную семинарию. Служил в храме Воскресения Христова. В 1930 г. пострижен в мантию с именем Алексий. С сентября 1928 г. дважды арестовывался, приговорен к пяти годам лагерей. Был свобожден досрочно и выслан на поселение на север.

Иподиакон Петр Михайлович Сазонов

Родился в 1903 г. в С.-Петербурге. Учился в духовной семинарии. Арестован в 1928 г. и приговорен к полутора годам заключения. 21 апреля 1930 г. вновь арестован и приговорен к пяти годам лагерей.

Составил К. В. Глазков.

«Православная Русь», № 20, 1999.

http://pisma08.livejournal.com/

Печать E-mail