Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.) Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы
Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.)
Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы[1].
Нынѣ настала радость для всѣхъ, вознаграждающая прежнюю скорбь: предсталъ Вездѣсущій, дабы все исполнить радости, — предсталъ (не съ пышностію и шумомъ, но) тихо и безмятежно, дабы, укрывъ Свое шествіе отъ князя тьмы, похитить у него добычу. Неизреченное милосердіе Господа не хотѣло видѣть погибели такого созданія, какъ человѣкъ, для котораго Онъ распростеръ сводъ небесный, утвердилъ землю, образовалъ море, устроилъ все видимое; поэтому является на землѣ Богъ, является во чревѣ Дѣвы Тотъ, Котораго не вмѣщаетъ вся вселенная. Днесь таинство, запечатлѣнное прежде всѣхъ вѣковъ, открывается; днесь всемогущая сила Зиждителя вселенной приводитъ въ окончательное исполненіе совѣтъ, держанный Имъ о сотвореніи міра, дабы разрушить совѣтъ, издревле составленный противъ насъ начальникомъ злобы. Посему-то ликуютъ ангелы, и мы, земнородные, справедливо совершаемъ настоящее торжество съ веселіемъ и радостію, празднуя совершеннѣйшее воспринятіе Господомъ смѣшенія нашего и возстановленіе рода нашего.
Нынѣ — радостная проповѣдь о спасеніи всего міра. Откуда, отъ кого и кому? — съ небесъ, отъ Бога, къ обрученной мужу Дѣвѣ. Кто эта Дѣва? Кто этотъ мужъ? Какія имена имъ? Дѣвѣ — Марія, а мужу — Іосифъ, оба они — отъ рода Давидова. Кто исполнитель Божественныхъ велѣній, и откуда онъ? Архангелъ Гавріилъ, свыше ниспосланный для служенія чуду: возвѣстить таинство по преимуществу достойное удивленія (въ сравненіи со всѣмъ достойнымъ удивленія) долженъ былъ служитель Всевышняго, слетѣвъ съ горнихъ странъ на землю. Что же именно? — Несказанное явленіе Господня смотрѣнія о насъ, подтвержденіе божественнаго совѣта, отъ вѣка сокровеннаго. Но гдѣ, когда и для чего? — въ Назаретѣ, Галилейскомъ городѣ, въ мѣсяцъ шестый послѣ того, какъ зачатъ Іоаннъ, дабы онъ возвѣстилъ о воплощеніи грядущаго Господа. Слетѣвъ съ горнихъ обителей, Гавріилъ предсталъ въ Назаретѣ и, пришедъ къ Дѣвѣ, кротко объявилъ Ей о неизреченномъ смотрѣніи Божіемъ. Въ этомъ и состоитъ таинство примиренія Бога съ человѣками. Вотъ и предметъ настоящаго торжества — соединеніе Бога съ земнородными, обоженіе воспринятой Имъ природы, возвышеніе и восхожденіе наше на небеса. Посему нынѣ и небесныя Силы вступаютъ съ нами въ союзъ при нашемъ примиреніи съ Богомъ: имъ пріятны возвращеніе наше къ Богу и восхождеше наше къ лучшему состоянію (поелику они весьма сострадательны и любвеобильны, почему и посылаются на служеніе для тѣхъ, которые должны наслѣдовать спасеніе. Евр. 1, 4). Итакъ, все днесь да веселится: нынѣ отверзается небо, и земля невидимо пріемлетъ Царя всяческихъ.
Тому, изъ Котораго, чрезъ Котораго и въ Которомъ все существуетъ, надлежало преложить на милость древній приговоръ проклятія противъ насъ, — славою Своею прославить обезславленное въ Адамѣ естество наше и истиною разрушить тотъ лукавый совѣтъ отца лжи, послѣдствіемъ котораго было паденіе Адамова рода. Объ этомъ-то Богоотецъ Давидъ пророчески воспѣлъ: милость и истина срѣтостѣся, правда и миръ облобызастася (Псал. 84, 11). Говоря такъ, пророкъ не разумѣетъ-ли ту милость, которую, по благоволенію Отца, явилъ къ намъ Сынъ — Податель милости, изъ сожалѣнія къ намъ содѣлавшійся подобнымъ намъ во всемъ, кромѣ грѣха, чтобы возставить насъ отъ паденія и снова исправить разрушенное? Что такое истина, какъ не то, что явленіе Сына Божія людямъ не было призракомъ, — что движимый человѣколюбіемъ, Непостижимый по самой истинѣ, усвоилъ Себѣ существо человѣческое и обожилъ въ Себѣ воспринятую Имъ общую нашу природу? Поелику же милость и истина срѣтостѣся, то правда и миръ, какъ и надлежало, облобызастася. Правда, — это опредѣленіе, произнесенное нынѣ Отцемъ Воевышнимъ противъ обольстителя праотцевъ: по этой правдѣ, человѣколюбивый по естеству Богъ положилъ, чтобы Единородный Сынъ Его, явившись во образѣ человѣка, осудилъ врага. Миръ, — это тотъ миръ, который, при плотскомъ рожденіи Начальника мира — Сына Божія, единогласно былъ воспѣтъ ликомъ ангельскимъ, взывавшимъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14) — та слава, которою чрезъ Христа прославился родъ человѣческій, бывъ превознесенъ превыше круга небеснаго, — тотъ миръ, который Самъ Богочеловѣкъ исходатайствовалъ намъ, соедививъ небесное съ земнымъ, — то благоволеніе, по которому Отцу угодно было послать къ намъ, осужденнымъ, возлюбленнаго Сына Своего. Вотъ — предметъ нынѣшняго нашего торжества! Вотъ — то важное порученіе, которое нынѣ исполняетъ Гавріилъ, и, какъ посредникъ между Божествомъ и человѣчествомъ, первый благовѣствуетъ Дѣвѣ залогъ совершеннаго примиренія!
Премилосердый Отецъ, не желая видѣть растлѣнный грѣхопаденіемъ родъ нашъ погибшимъ на вѣки, сначала вручилъ Моѵсею законъ, начертанный на каменныхъ доскахъ. А такъ какъ писанный законъ не производилъ спасительныхъ дѣйствій, то Онъ посылалъ Духоносныхъ мужей (т. е. прозорливыхъ пророковъ), которые показывали всѣ правые пути къ Богу. И послѣ, хотя тѣ, къ которымъ они были посылаемы, ни мало не исправлялись, Творецъ, однакоже, не презрѣлъ нашего естества, но изъ преблагихъ и пренепорочныхъ нѣдръ Своихъ послалъ къ намъ недостойнымъ въ концѣ вѣковъ Сына Своего, равнаго Себѣ и по власти, и по силѣ, и по благости. Онъ восхотѣлъ лучше содѣлать спасеніе преступниковъ воли Его, чѣмъ оставить въ презрѣніи столь высокое созданіе, какъ человѣкъ. Поэтому, опредѣливъ служить при таинствѣ одному изъ первѣйшихъ ангеловъ, Богъ маніемъ Своего величія далъ архангелу такое повелѣніе: «гряди, Гавріилъ, въ Назаретъ (во исполненіе пророчества: "Назореемъ назовется" Тотъ, Котораго Наѳанаилъ впослѣдствіи именуетъ Сыномъ Божіимъ и Царемъ Израилевымъ. Іоан. 1, 49), — городъ Галилейскій, въ которомъ живетъ Отроковица Дѣва, обрученная Іосифу, имя Дѣвѣ — Марія. Тамъ немедленно и первѣе всего скажи Дѣвѣ благовѣстіе радости, котораго нѣкогда лишилась Ева, и не смущай души Ея: это — благовѣстіе радости, а не печали, — это привѣтствіе веселія, а не унынія».
Гавріилъ, узнавъ это повелѣніе, изреченное ему гласомъ Божіимъ, но превышающее силы его, находился между страхомъ и радостію: не дерзалъ тотчасъ исполнить его, но остерегался и отрицаться отъ него; впрочемъ, повинуясь велѣнію Божію, архангелъ полетѣлъ къ Дѣвѣ и, по прибытіи въ Назаретъ, предсталъ въ Ея домѣ. Приступивъ къ чертогу, въ которомъ она находилась, Гавріилъ тихо приблизился къ двери и, вошедъ въ нее, кроткимъ голосомъ воззвалъ къ Дѣвѣ: радуйся, Благодатная: Господь съ Тобою (Лук. 1, 28)! Господь, Который былъ прежде Тебя, Который нынѣ съ Тобою, Который, спустя немного, родится отъ Тебя. Радуйся, орудіе радости, которымъ упраздненъ приговоръ клятвы и возвращено право на радость; радуйся, пространное селеніе Бога нигдѣ невмѣстимаго, въ Тебѣ одной вмѣстившагося; радуйся, украшеніе всѣхъ пророковъ и патріарховъ и истиннѣйшее проповѣданіе непостижимыхъ предопредѣленій Божіихъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего (Лук. 1, 42). И поистинѣ благословенна: потому что Ты непостижимо носила во утробѣ Своей исполненнаго славы Отчей Іисуса Христа — человѣка и вмѣстѣ Бога, имѣющаго свойства вмѣстѣ той и другой природы. Ты истинно благословенна: поелику одна изъ всѣхъ матерей, будучи предуготовлена содѣлаться Матерію Создателя Своего, не испытала свойственнаго матерямъ. Ты истинно благословенна одна, наименовавшаяся Матерію благословеннаго Сына, Спасителя нашего, чрезъ Которую народы взываютъ: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Благословена Ты въ женахъ, — Которую Исаія, увидѣвъ прозорливыми очами, наименовалъ пророчицею, плинѳою, видѣніемъ, главою, книгою и притомъ запечатанною. Ты истинно благословенна, — Которую Іезекіиль преднарекъ востокомъ, вратами заключенными, отверзтыми только Богомъ и опять заключенными (44, 1-2). Ты одна истинно благословенна, — Которая мужу желаній, Даніилу, казалась горою великою и чудному Аввакуму — горою пріосѣненною (3, 3), — Которую Царь Твой Праотецъ пророчески воспѣлъ горою Божіею, горою тучною, горою усыренною (Псал. 67, 16). Благословена Ты въ женахъ, — Которую Богопрозорливѣйшій Захарія провидѣлъ въ золотомъ свѣтильникѣ, украшенномъ семью лампадами (4, 2), т. е. сіяющемъ семью дарами Божественнаго Духа. Благословена Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего, — плодъ, вкусивъ котораго, Адамъ первозданный извергъ изъ себя древній ядъ, принятый имъ по обольщенію. Благословенъ плодъ, который услаждаетъ горькій вкусъ древа, очищая естество человѣческое; благословенъ плодъ, изъ котораго истекаютъ источники воды, текущей въ жизнь вѣчную, — изъ которыхъ происходятъ хлѣбъ животный — Тѣло Христово и спасительное питіе — Чаша безсмертія. Благословенъ плодъ, который славятъ всякій языкъ небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, въ Троицѣ Святаго Божества, исповѣдуя Его тождественнымъ въ существѣ, но различая въ немъ личныя начальныя свойства. Благословена Ты въ женахъ и благословенъ плодъ чрева Твоего.
Она же, какъ говоритъ Священное Писаніе, смутилась отъ словъ архангела и размышляла Сама съ Собою, говоря: «что это было за привѣтствіе» (Лук. 1, 29)? Не невѣріе какое-либо поколебало душу Дѣвы, но скорѣе удивленіе къ необычайному вѣщанію. Она не была подобна Захаріи, обнаружившему свое невѣріе во святилищѣ, который въ наказаніе лишился орудій слова и, переставъ быть безчаднымъ, сдѣлался нѣмымъ. Она почувствовала въ душѣ смущеніе отъ сдѣланнаго Ей привѣтствія, какъ Дѣва совершенно непорочная и привыкшая непрестанно устремлять мысли Свои къ созерцанію вещей небесныхъ. Бывъ, какъ и естественно, стыдливою, Она доджна была сначала придти въ недоумѣніе, потомъ, предавшись размышленію о сказанномъ Ей, слушать говорящаго, такъ сказать, не безъ вниманія и разсужденія. (Она могла обратить умъ свой къ паденію праматери, представляя Себѣ прельщеніе ея и другія такія событія, преданныя древними). Стараясь успокоить смущенный духъ Свой, Она не произносила словъ, но только однимъ взоромъ показывая нѣкоторое недоумѣніе, вмѣсто голоса обнаруживала состояніе Своей души выраженіемъ внѣшняго Своего вида. «Что это за привѣтствіе? говоритъ Она. Неужели Я одна изъ женщинъ дамъ природѣ новые законы? Кто принесъ вѣсть и откуда онъ пришелъ? Почитать ли вѣщающаго человѣкомъ? Но онъ представляется безтѣлеснымъ. Назвать ли его ангеломъ? Но онъ говоритъ какъ человѣкъ. Я непонимаю того, что вижу, — недоумѣваю о томъ, что слышу».
Что же тогда дѣлаетъ Гавріилъ? Примѣтивъ смущеніе Отроковицы, онъ тотчасъ взываетъ, говоря: не бойся, Маріамъ: обрѣла бо еси благодать у Бога, — благодать, которую потеряла Ева (словомъ «благодать» Архангелъ ясно опредѣлилъ свою мысль и разсѣялъ всѣ кажущіяся сомнѣнія, а присовокупивъ: «обрѣла благодать у Бога», совершенно отогналъ страхъ отъ Дѣвы). Не бойся, Марія. Это не обманчивая рѣчь: не змій лукавый опять говоритъ съ Тобою, не земный вѣстникъ предстоитъ Тебѣ; съ неба несу благовѣстіе Тебѣ и притомъ не простое, но благовѣстіе радости. Господь съ Тобою — Податель всякой радости, Спаситель всего міра, Властитель всякаго начальства. Сынъ Отца свѣтовъ, Который въ вѣчности родился отъ Него, но во времени воплотился отъ Тебя, — Который на небѣ весь въ нѣдрахъ Отца, а на землѣ весь съ Тобою во чревѣ. Онъ съ Тобою и въ Тебѣ: Невмѣстимый по естеству, вселившись въ Твою утробу, вмѣстился въ Тебѣ. Не бойся, Марія: Ты обрѣла у Бога благодать, которой не получила Сарра, которой не испытала Ревекка, которой не познала Рахиль, которой не удостоилась Анна: ибо хотя онѣ изъ безчадныхъ сдѣлались матерями, но вмѣстѣ съ безчадіемъ потеряли дѣвство: а Ты, ставъ Матерію, сохранила и дѣвство Свое невредимымъ. Итакъ, не бойся: Ты обрѣла у Бога благодать, какой никто, кромѣ Тебя, не обрѣталъ отъ вѣчности. И се зачнеши во чревѣ и родиши Сына, и наречеши имя Ему Іисусъ... Смотри, что производитъ кроткая рѣчь Архангела: изгоняетъ страхъ изъ Дѣвы, предвозвѣщаетъ благодать, объясняетъ зачатіе, предсказываетъ рожденіе и назначаетъ имя Раждаемому. А дабы показать великое могущество Младенца, Гавріилъ прибавляетъ: «Онъ (Іисусъ) будетъ великъ, и наречется Сыномъ Всевышняго; и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида, отца Его, и воцарится надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца» (Лук. 1, 30-32).
Услышавъ сіи слова Гавріила и зная непреложность высочайшей власти воли Божіей, Дѣва сказала ангелу: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю? Ты обѣщаешь Мнѣ что-то странное; ты возвѣщаешь Мнѣ то, что превосходитъ естество... Я браку не причастна: Я обручилась жениху, но бракомъ не сочеталась; Я знаю въ Іосифѣ только обручника, но не мужа. Неужели природа одну Меня содѣлаетъ Матерію безъ брака? Неужели Я одна, вопреки природѣ, покажу новый для нея образъ рожденія? Итакъ, какимъ образомъ это будетъ со Мною»?
Гавріилъ тотчасъ отвѣтилъ на вопросъ Дѣвы, говоря: «почему, Всеблаженная, Ты произносишь эти слова? Я съ неба пришелъ возвѣстить Тебѣ о новомъ образѣ зачатія, я благовѣствую Тебѣ о Томъ, Который былъ прежде моего пришествія и Который вошелъ во чрево Твое; а Ты говоришь мнѣ о мужѣ, о земномъ рожденіи, вопрошая: какъ это будетъ съ Тобою? Размысли: какъ процвѣлъ жезлъ (Числ. 17, 8), — какъ скала источила воду и откуда наполнилась ею (Исх. 17, 6), — какъ огонь купины объялъ терновый кустъ, не опаляя его (Исх. 3, 2)? Если Ты вѣришь этимъ событіямъ, то вѣрь и мнѣ. Виновникъ и тѣхъ, и этихъ чудесъ — Одинъ и Тотъ же, Котораго Ты носишь во чревѣ. Ты особеннымъ образомъ будешь питать носимаго Тобою Младенца. Ты родишь Сына, зачатаго въ Тебѣ безъ мужа и безъ сѣмени. Если ты хочешь знать самый образъ событія, то я объясню Тебѣ и его. Духъ Святый найдетъ на Тя, и сила Всевышняго осѣнитъ Тя. (Смотри, какъ здѣсь открывается таинство Троицы: говоря о «Святомъ Духѣ», Архангелъ разумѣлъ не другого кого-либо, а именно Утѣшителя; «Силою Всевышняго» онъ явно назвалъ Сына, а словомъ «Всевышній» обозначилъ лице Отца, — выраженіемъ же «осѣнитъ Тебя» Гавріилъ говоритъ то же, что сказалъ Аввакумъ, когда пророчески наименовалъ Дѣву горою пріосѣненною). Посему и раждаемое будетъ свято и наречется Сынъ Божій: Тотъ предвѣчный Младенецъ, Который отъ Святаго Духа, чрезъ Святаго Отца непостижимо образовался, поистинѣ будетъ Святымъ и назовется Сыномъ Всевышняго. А дабы яснѣе и точнѣе показать силу словъ своихъ, Архангелъ указываетъ на зачатіе Елизаветы (какъ бы такъ говоря: Кто могъ разрѣшить неплодную утробу въ старости сверхъ чаянія, Тотъ, безъ сомнѣнія, можетъ содѣлать и Дѣву чревоносящею), — потомъ присоединяетъ: яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ, — потому что нѣтъ ничего невозможнаго для Бога (Лук. 1, 35-37).
Дѣва, услышавъ это и проникшись радостію о благовѣстіи, совершенно успокоилась и сказала: се раба Господня: буди Мнѣ по глаголу твоему. Видишь ли превосходство скромности, облекающей Марію?.. Узнавъ о зачатіи и рожденіи отъ Нея, также о томъ, Кто родится, и Чьимъ Сыномъ будетъ, какъ Онъ назовется и чей престолъ займетъ, надъ кѣмъ будетъ царствовать, — узнавъ и то, что имѣющій родиться отъ Нея никогда не будетъ безъ царства, — Дѣва отвѣтила радостнымъ гласомъ: се раба Господня; да будетъ Мнѣ по слову твоему. Вотъ Я — въ готовности, и не будетъ никакого препятствія; душа Моя желаетъ, чрево Мое достойно: ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, безпрекословная къ повиновенію, способная къ служенію и готовая къ принятію; да будетъ Мнѣ по слову твоему!
И отъиде отъ Нея Ангелъ (Лук. 1, 38), т. е. по исполненіи порученнаго ему дѣла, Ангелъ отошелъ, но Господь не отступилъ отъ Нея. Тотъ ограниченъ, хотя и безтѣлесенъ, а Этотъ неограниченъ, хотя въ тѣлѣ и во чревѣ Дѣвы. Тотъ возвѣстилъ Грядущаго, раждаемаго отъ Дѣвы для спасенія людей; а Этотъ, пріявъ существо наше, преобравилъ въ Себя, возвративъ природѣ нашей образъ Божій и первое достоинство, утраченное преслушаніемъ прародителей, и послѣ сего возсѣлъ на небесахъ превыше всякаго начальства, власти, и силы, и всякаго имени, какимъ именуются въ нынѣшнемъ вѣкѣ и въ будущемъ (Ефес. 1, 21-22). Ему слава, держава, честь и поклоненіе со Безначальнымъ Отцемъ и съ Пресвятымъ Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 881-914; ср. Сборн. словъ на воскр. и праздн. дни — рукопись Московской Сѵнодальной библіотеки. 234 — CCXXI, лл. 1-14; а также: Избранн. слова свв. отц. въ честь Пресв. Богород. Москва. 1885 г.
Источникъ: Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы. Иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // «Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 12. — 21 Марта 1898 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1898. — С. 479-485.