Петиция: Дать общинам Русской Православной Церкви возможность избирать священнослужителей
Считаем в корне неправильной ситуацию, в которой христианские общины – епархиальные и приходские – лишены в Русской Православной Церкви возможности участвовать в избрании своих духовных руководителей. Предлагаем следующее.
1. Кандидаты в настоятели, пресвитеры и диаконы конкретной приходской общины должны предлагаться именно этой общиной. Если кандидатов нет – то соседними общинами, в крайнем случае - епархией. Кандидатура должна избираться на приходском собрании, открытом для участия любого православного христианина – местного жителя. Члены собрания могут исключить из участия в нем группы, не имеющие отношения к общине. Правящий епископ должен иметь право отвода кандидата – однако исключительно на основании канонических препятствий или по причине недостатка знаний. Соответствующие аргументы (например, результаты экзамена) епископ должен лично представлять приходскому собранию.
Отстранение священнослужителя от служения или его перевод из общины должны происходить по его собственному желанию или строго по каноническим основаниям, после обсуждения вопроса на приходском собрании.
2. Кандидаты в правящие или викарные архиереи конкретной епархии должны предлагаться только ее епархиальным собранием с участием всего клира, а также двух мирян от каждой общины. После избрания Синод обязан утвердить это избрание или сделать отвод кандидата на строго канонических основаниях, представленных епархиальному собранию и, через публикацию, всей Церкви.
Отстранение епископа от служения или его перевод из епархии должны происходить по его собственному желанию или строго по каноническим основаниям, после обсуждения вопроса на епархиальном собрании.
Понимаем, что предлагаемая система имеет свои слабые места и может быть использована недобросовестными людьми. Однако во многих местах она работает. Даст Бог, будет работать и в среде нашего верующего народа, не доверять которому нет оснований. Нынешняя же система – гораздо хуже, о чем свидетельствуют трагедии многих пастырей и общин. Пусть дорогу осилит идущий - с Божией помощью.
Предлагаем общецерковное обсуждение данной инициативы.
Прот. МП Всеволод Чаплин https://www.change.org/
Комментарии
Было все это уже в истории многострадально й Русской Церкви. Если взять нашу РПЦЗ то у нас были священники, наоборот говорившие: «а зачем нам епископ, у нас и так вся власть есть – крестить, причащать, венчать,отпеват ь и т.д. Чем он (архиерей) дальше тем спокойней!».
Если отойти от дальнейшей философии: как зачем, это же хорошо и т.д., и посмотреть, а верней взять документы Всероссийского Собора 1917-18 года, то мы увидим совершенно иную картину с так называемой выборностью епископата и священства народом за которую ратует прот.Чаплин.
1. Кандидаты в настоятели, пресвитеры и диаконы конкретной приходской общины должны предлагаться именно этой общиной. Отстранение священнослужите ля от служения или его перевод из общины должны происходить по его собственному желанию или строго по каноническим основаниям, после обсуждения вопроса на приходском собрании.
Если взять Устав 1918 года, то читаем: "Приходской Устав 7/20 апреля 1918 года. Глава III. О притче. 15. Избрание и назначение на священно-и-церк овно-служительс кие должности принадлежат епархиальному Архиерею, который при этом принимает во внимание и кандидатов о коих ходатайствует Приходское Собрание. 16. Члены притча могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест только по суду или по собственному их желанию.
Как видим избрание и назначение принадлежит правящему архиерею.
2. Кандидаты в правящие или викарные архиереи конкретной епархии должны предлагаться только ее епархиальным собранием с участием всего клира, а также двух мирян от каждой общины. После избрания Синод обязан утвердить это избрание или сделать отвод кандидата на строго канонических основаниях, представленных епархиальному собранию и, через публикацию, всей Церкви.
Глава II. Об епархиальном Архиерее. ... 16. Избрание епархиального Архиерея производится следующим образом. По освобождении епархиальной кафедры, прежде замещения ея, Архиереи округа, или, при отсутствии округов, Священный Синод Российской Церкви, составляют список кандидатов, в который, после канонического одобрения, включаются и кандидаты, указанные епархией. По обнародовании в епархии списка кандидатов, Архиереи округа или Архиереи назначенные к участию в избрании епархиального Архиерея Священным Синодом, клир и мiряне епархии совместно производят по особым Правилам выборы кандидата, голосуя одновременно всех, указанных в списке, при чем получивший не менее 2/3 голосов считается избранным и представляется на утверждение высшей церковной власти. Если никто из кандидатов при таковом голосовании не получит указанного большинства голосов, то производится новое голосование о каждом из кандидатов, указанных первым голосованием, в отдельности и высшей церковной власти представляются кандидаты, получившие не менее половины избирательных голосов.
Примечание 1. В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение Архиереев высшей церковной властью.
Как мы все помним, весь 20 век был чрезвычайным случаем и после 17 года в МП прошло несколько Поместных Соборов, которые могли менять Устав РПЦ.
Что касается Положения о РПЦЗ, то наша церковная жизнь, подлежит реформации а-ля Чаплин. т.к. у нас правящие архиереи назначаются Архиерейским Собором, а приходское духовенство епархиальным Архиереем. Владыка Агафангел привел пример назначения на Харьковскую епархию Митрополита Антония, как пример выборности. Но давайте вспомним, что та же Харьковская паства его же и изгнала из епархии, верней потребовала от Синода. Владыка привел возведение его на Киевскую кафедру. Но его избирала не толпа – а Собор, состоящий из архиереев, священников и мiрян.
Но лучшую характеристику таким петициям дал сам Блаженнейший Владыка Антоний в 1905. "Начать восстановление православного приходского строя с введения выборного начала - значит предлагать тяжко больному жирную грубую пищу, полезную для атлета-рабочего , но смертельную для тифозного клиента"
Мысль Вл.Антония, не о епископате, а о нашем поповском сословии! И вот сегодня, убирая пыль с книжных полок, открыл первый попавший номер "Русского пастыря" за 1990 год №6. Это статья отца протоиерея Борис Киценко. Она удивительно показывает негативную сторону избираемости приходом священника. Отец Борис, затрагивает немного другую тему приходской жизни, но в первой ее части, она наглядный пример, что может быть, если история с выборностью пойдет не по благожелательно му сценарию.
... Лет пятнадцать тому назад я принял на себя приход, состоящий из внуков и правнуков эмигрантов приехавших из России в начале этого столетия. Эти прихожане, как их родители и прародители, отдали много сил и средств на благо своего прихода, выстроив очень видный храм в прекрасном районе своего города. Они устраивали вечера в пользу церкви и очень тщательно следили за финансовыми отчётами. Вообще они во всем походили на очень успешное коммерческое предприятие. Так как предыдущие мои приходы не были богатыми, я приветствовал такую перемену.
К сожалению очень скоро начали появляться разногласия. Поведение людей не соответствовало их убеждениям. Мало кто приходил на всенощную, а по воскресеньям детей уводили из храма на урок Закона Божия до окончания литургии, а вывеска на доске в храме, на которой было написано: «Поставили ли вы сегодня свечку?», скорее была похожа на рекламу для продажи свечей, чем на напоминание о молитве для верующих. Моя семья почувствовала себя как актеры на сцене, которые дают выступления в определенные дни. Светская драматургия может иногда увлечь или произвести сильное впечатление, может затронуть душу человека. Но здесь служба церковная, казалось, не приносила даже и этого результата. Меня все больше и больше удручало отсутствие всякой духовной жизни. Я принялся искать ответ на причину создавшегося положения.
Мне не пришлось долго искать. Члены церковно-приход ского совета сами подошли ко мне и высказали своё мнение о замеченной ими проблеме. В то время как я беспокоился о том, что люди не соблюдают православных уставов, т.е. не посещают богослужения, не соблюдают постов – мои прихожане боялись, что я нарушу их заведенный порядок, они боялись, что я в их «монастырь со своим уставом полезу». Этот приход, всегда находясь в стороне от церковного центра, выработал свои обычаи. Обычаи, которые очень хорошо уживались с сегодняшним обществом. Уже очень успешно наладив свой приход и свою жизнь, они нуждались только в благословении от своего батюшки на их будущие мероприятия. Они хотели священника, который не станет им поперек дороги, даже такого, который следовал бы их примеру. Итак, они подошли ко мне с просьбой, ко мне, человеку ничего не понимающего в деле корпораций. Просьба заключалась в том, чтобы я постриг свои волосы, сбрил бы свою бороду и стал носить темный костюм с «белым воротником», вместо подрясника с рясой, Видно, одеяние православного священника черезчур их смущало – оно не соответствовало тому облику священника, которого они хотели видеть. Традиционная роль православного священника – напоминать своим прикожанам о будущей жизни словом, делом и помышлением. Священническое одеяние служит таким напоминанием. Им же это только резало глаза и казалось пережитком старины. Вечером, у себя дома, я задумался о своих обязанностях как приходского священника и служителя Церкви Христсвой, о форме этого служения и о его содержании и пришел к следующим выводам:
Я старался понять, почему я такой. Не из-за упрямства.
Возможно, что мне было бы легче жить в духе сегодняшего дня. Но я же православный! Еще во время Второй мировой войны я дал обет служить Богу и впоследствии стал священником. Священническая одежда является неотъемлемой частью священства.
Читая историю Православной Церкви и жития святых, мы часто видим как мученики отдавали свою жизнь за православие. Пострадали они из-за того, что отказывались от самых, казалось бы, простых просьб. Например, поставить свечку или положить ладан перед каким-то идолом. Они легко могли бы это сделать, оставаясь в своей душе православными и делая добрые дела. Но почему-то они предпочли умереть, чтобы многие поколения людей видели пример того, как надо хранить православную веру. Наша вера тесно связана с традициями и обычаями, которые вместе составляют изумительную полноту. Убери из этого целого хоть что-нибудь и уже целостность пропадает. Но если оглянуться назад, мы заметим, что вместо того, чтобы сохранять православие, мы постоянно его меняли, приспасабливая его к современности.
В свое время св. Иоанн Златоуст беспокоился о том, что люди ходят в церковь, но не приобщаются святых Христовых Таин. Со временем люди к этому привыкли и теперь им кажется странным, если кто-то часто причащается. Дальше с течением времени люди перестали соблюдать посты по средам и пятницам и во время других установленных постов. А потом им стало трудно посещать вечерние богослужения, так что в некоторых приходах их перестали совершать. Дальше решили, что слишком трудно выстаивать длинные службы и поставили в храмах скамейки. Иногда люди стыдятся перекреститься при людях и потому совсем не крестятся. В некоторых приходах даже перешли на новый стиль и, кто знает, какие еще изменения навяжет нам время. Следующее поколение, войдя в современную православную церковь, задумается о том: какая разница между православными и западными церквами и зачем ходить в Православную Церковь, если она ничем не отличается от соседнего иноверного храма.
Нам нужно быть весьма осторожными. Хотим ли мы быть православными только по имени или по-существу? Называться и чувствовать себя православным неотделимо и от православной жизни. Вера наша многообразна, но прежде всего она – свет освещающий всю нашу жизнь. Она – и чудо и самое естественное явление в мире. Временная суета мира нас всегда искушает, но она только способна еще раз подтвердить вечность нашей веры. Мы можем любить жизнь, которую вернули нам Страсти Господни, но еще больше надо любить жизнь вечную. Пока у нас душа в теле, т.е. пока мы существо физическое и духовное, нам надо соблюдать все православные уставы, предписанные нашей Церковью. Будем радоваться единству нашей Православной Церкви и будем стараться объединять духовную суть с внешней ее формой, и «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Аминь.
Протоиерей Борис КИЦЕНКО
Русский пастырь №6/1990 г.
Но, невозможно поверить, что система, тем более, встроенная в политику, сама себя, вот так взяла, и уничтожила.
А то, чтобы такая коренная реформа могла быть принятой патриархийным руководством конечно нет никакого шанса.
Протод. Герман
1. Всякая демократия может быть плодотворной только на самом нижнем уровне, когда качества "кандидата" непосредственно могут быть оценены "избирателями". В данном случае это фигура настоятеля и священников храма. Но уже это означает, что христианин должен быть "приписан" к приходу, как к некоему "избирательному участку", что обременит церковную жизнь элементом бюрократии и всем с этим связанным.
2. "Выборы" епископов привнесут в церковную жизнь уже все моменты демократическог о управления. Вы, Владыко, серьезно уверены, что демократическая процедура дает стране действительно лучших руководителей?. . Вот это придет и в Церковь.
Так что - избави Бог!
Современная паства РПЦ МП в значительной степени советизирована. В большом почете коммунистическо е прошлое, Сталин и "великая победа". Я уже писал на форуме о "краснопоповщин е", которая есть отражение этого духа прихожан МП. Я почти уверен, что с учетом этого избирать будут не самых верующих и благочестивых, как Вы предполагаете, а именно "красных попов".
Обмен мнениями состоялся. И это хорошо.
Просто в тему.
Протод. Герман
Есть, например, публикуемые документы Синода РПЦЗ, обязательные к действию и осуществлению для нас.
Есть статьи под другими рубриками, как например, эта-"мониторинг " информации внешних для нас сообществ, которая служит информированию наших читателей и друзей, иначе говоря "к принятию к сведению" для неглупых, уверен, людей.
Все материалы на "ИС" ставятся членами нашей Церкви, взрослыми и образованными людьми, даже иногда облеченными священными санами, ищущими этими публикациями пользы для своих читателей...
Излишняя тревожность, принявших пост "хранителей православия" , тревожных за "слабопонимающи х" читателей, представляется тревожностью излишней
. (Может даже и обидной для "рядового"(!) пользователя)
P/S Любую же информацию можно, а подчас нужно и полезно комментировать именно в аспекте "хороша или плоха сама идея", а не "запирать" из-за личной неприязни к автору материала или корреспонденту-почтальону)))
.
Протод. Герман
Если благоволите повелеть убрать крупный шрифт -исполним. Все же просто - "просьба-исполн ение". Зачем усложнять?
Все ж, когда кто перейдет к идее статьи?
RSS лента комментариев этой записи