Вечная память: Из автобиографии протоиерея Александра Смирнова
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Я, священник Александр Смирнов, родился 17 февраля 1961 года в г. Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в интеллигентной, но не религиозной семье. В 1978 году окончил среднюю школу N 199 и поступил в Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС). В 1984 году окончил этот институт по специальности "радиосвязь и радиовещание" и 3 года (по распределению) работал в оборонном НИИ программистом. В 1987-1992 гг. учился в Ленинградском гос. институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМ и К) по специальности "театроведение". По окончании института, в 1993-1995 гг. учился в аспирантуре Российского Института Истории Искусств (РИИИ) Академии Наук по специальности "Киноискусство и телевидение", где изучал развитие христианской темы в мировом кинематографе и в целом проблемы взаимодействия христианства и культуры. К сожалению, Учёный Совет института не счёл возможным рассмотреть диссертацию с христианской тематикой (хотя предварительно тема была утверждена). После окончания аспирантуры я работал редактором в нескольких светских газетах и журналах. В настоящее время работаю экскурсоводом (гидом): провожу экскурсии по Петербургу, его пригородам и Северо-западу России (мною самостоятельно подготовлено более 50 авторских экскурсий), паломничества по монастырям и храмам (через светские турфирмы), а также занимаюсь литературным редактированием, сотрудничая с разными издательствами. Также в 2005/2006 гг. вёл передачи о монашестве ("Ангельский образ") на СПб радио.
В 1987 году я вступил в гражданский, а в 1991-м и в церковный, брак с Ольгой Геннадьевной Сарвас. В 1988 году у нас родилась дочь Марина. В этом браке я благополучно состою и в настоящее время.
Таинство Крещения я принял 6 (19) марта 1990 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда (РПЦ МП). Этому событию предшествовали длительные размышления над Евангелием, прослушивание христианских зарубежных радиопередач (BBC, Голоса Америки, Радио Свобода) и подготовка (практически полный курс катехизации), которую я прошёл самостоятельно по дореволюционным православным книгам (в том числе и по "Настольной книге церковно-священнослужителя" С.В.Булгакова 1913 года издания), которые у меня была возможность читать в Публичной Библиотеке. Естественно, что чтение православной литературы я продолжал и после Крещения, тем более, что тогда она стала печататься и в России. Появилась возможность получать книги из-за рубежа, в частности из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
В начале 1991 года я примкнул к первой петербургской общине РПЦЗ, настоятелем которой был о. Сергий Перекрёстов, а службы проходили в крипте Казанской церкви Новодевичьего монастыря. Я прочёл много книг и брошюр о РПЦЗ и был полностью солидарен с её отрицанием сергианства, коммунизма и экуменизма. Всей душой я стал почитать новомучеников и исповедников российских и святых царственных мучеников, прославленных РПЦЗ. Мне нравилась также глубокая молитвенность уставных служб, хорошее унисонное пение. Тогда же у меня стали возникать мысли о священническом служении. В 1993 г. по благословению о. настоятеля я поступил в заочную мюнхенскую семинарию и занимался по её программам, но, к сожалению, эта семинария довольно быстро перестала функционировать в России и мне не удалось сдать ни одного экзамена.
Позже, в 1995 году, власти СПб выгнали общину из храма, а затем Синодом РПЦЗ был лишён сана о. Сергий. Община фактически распалась. Я стал ходить на службы к о. Владимиру Савицкому, иногда к о. Алексию Тархову. В 1997 году я работал руководителем паломнической службы СПб Подворья Коневского монастыря (меня, как хорошего экскурсовода, пригласил через общих знакомых тогдашний управляющий подворьем о. Сергий Бельков), где я ещё раз убедился в полном и вопиющем несоответствии "внешнего" и "внутреннего" в современном монастыре МП, не имеющем ни малейшего отношения к православной аскетике.
После Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г., когда наступил период церковной смуты и неразберихи, я временно покинул РПЦЗ и стал искать истинную церковь Христову, присматриваясь к разным истинно-православным юрисдикциям. Эти поистине искусительные и болезненные шатания привели меня к унынию и тяжёлому духовному кризису, в результате которого я пришёл к ошибочному экуменическому выводу о том, что истина и благодать в той или иной степени присутствует в разных церквях, в том числе и в МП, и у католиков. В 2004 г., увлёкшись идеями Владимира Соловьёва о христианском единстве, я примкнул к греко-католикам, считая себя "православным в общении с Римом". Какое это было пагубное и иллюзорное заблуждение! Через некоторое время мне на собственном опыте стало понятно, что цель существования греко-католичества – совсем не поиск христианского единства, а реальное насаждение папизма и олатинивание православных. В 2005 году мы с единомышленниками создали отдельную общину во имя Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, для молитвенного изучения уставного православного богослужения.
Осенью 2006 года наша община приняла решение вернуться в Православие. Я и мой друг Иван Данилов были приняты в Апостольскую Православную Церковь. К сожалению, о. Иаков Кротов (который организовал наш переход в АПЦ) искренне заблуждался сам и ввёл в заблуждение нас относительно подлинных обновленческих и экуменических взглядов иерархов этой Церкви, что проявилось уже в январе 2007 г., когда в АПЦ было объявлено о возможности вступать в брак епископам после архиерейской хиротонии и о сослужении некоторых общин АПЦ с протестантами. Такие вопиющие факты попрания канонов заставили меня (вместе с общиной) выйти из АПЦ.
Я и наша община придерживаемся святоотеческих церковных взглядов и православных христианских ценностей. Мы глубоко любим и ценим традиции Святого Православия, стараемся служить по Уставу, на церковно-славянском языке. Исповедуем Никео-Цареградский Символ веры, признаём все догматы, каноны и правила Свв. Апостолов, Вселенских и поместных соборов и Свв. отцов. Отвергаем сергианство. Особо подчеркну, что мы отвергаем и торжественно анафематствуем экуменизм и все заблуждения римо- и греко-католиков.
Мы поддерживаем и по совести разделяем взвешенный и мудрый подход к церковным проблемам Преосвященнейшего Владыки Агафангела и возглавляемого им ВВЦУ РПЦЗ.
Мы хотим пребывать в Церкви, которая имеет полноценное каноническое преемство с дореволюционной Российской Православной Церковью, где уважают и соблюдают православные каноны и традиции, особенно же лучшие традиции РПЦЗ, где отвергают все ереси и держатся правой веры в Господа нашего Иисуса Христа.
Иерей Александр Смирнов
27 ноября (10 декабря) 2007 г., Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Великом Новгороде
От редакции.5 января 2008 года епископом Санкт-Петербургским и Северо-Русским Софронием иподиакон Александр Смирнов был хиротонисал во диакона. В канун Рождества Христова, 6 января, за Божественной литургией диакон Александр Смирнов был хиротонисан во иерея.
О. Александр похоронен 2 июля 2021 года на Павловском кладбище недалеко от его дома в присутствии прихожан и родственников. Отпевание прошло накануне. Панихида была отслужена в часовне при больнице им. Семашко в Павловске. Это пригород Санкт-Петербурга. На кладбище была отпета Лития. Господь да упокоит раба Своего прот. Александра в месте злачне, в месте покойне..!
Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.